Герман Греф готовит приватизацию образования
Ситуация с коронавирусом дала повод Минпросвещения заявить о необходимости оформить правовой статус дистанционного образования. По мнению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, онлайн- обучение «теперь уже не будет практиковаться как резервный, временный способ». А вице-премьер Татьяна Голикова призвала высшие учебные заведения готовиться к возможному продолжению дистанционной работы осенью. В авангарде сопротивления цифровому отуплению детей неожиданно встал Никита Михалков. Свою позицию режиссер объяснил тем, что его внуки и правнуки живут в этой стране и он не хочет, чтобы их «превратили в говно» одним нажатием кнопки. Цифровизации Никита Михалков посвятил уже три последних выпуска своей программы «Бесогон ТВ». В одной из них он цитирует психотерапевта Андрея Курпатова, рассказавшего о влиянии технологий и зависимости, «в которую попадает ребенок, и чем это может обернуться». - По сути, мы имеем дело с пандемией цифрового аутизма. Это состояние, когда молодые люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом. Они не интересуются внутренним миром другого человека. Другие люди для них стали заменяемыми, потому что они не видят ценности каждого из них в отдельности, - заявил Курпатов, упомянув об эксперименте, выяснившем влияние смартфона на память и интеллект учеников. Оказалось, что объемы оперативной памяти и подвижный интеллект школьника увеличиваются, когда рядом с ним в классе нет телефона. А когда он под рукой, дети автоматически глупеют. Не это ли лучшая оценка эффективности цифрового обучения? - Мы сегодня переживаем разделение мира не только на богатых и бедных, но и на глупых и умных, - констатировал психотерапевт. Вот бедным и подсовывают цифровое обучение, чтобы они становились еще глупее и беднее. - …Угроза распространения коронавируса стала дополнительным стимулом для скорейшего внедрения цифровой образовательной платформы. Сложности предоставляют нам новые возможности, - заявляет Герман Греф, на которого, собственно, и возложена цифровизация школ. Директор Центра геополитики Института фундаментальных и прикладных исследований Ольга Четверикова считает, что заказчиком и лоббистом данной инициативы выступают крупные иностранные IT-компании, рассматривающие образовательную сферу России как рынок сбыта своей продукции. - Ими запланирован слом традиционной модели образовательной системы. Если учителя заменит компьютер, то государство постепенно выйдет из образовательной сферы и сохранит только функцию по удержанию базового уровня для предотвращения социального взрыва. Возникнут школы, выполняющие просто роль «институтов презрения» или «камер для хранения детей», - считает Четверикова. Мы часто видим, как родители дают маленькому ребенку планшет или смартфон, чтобы он не плакал. Та же практика продолжится в школе. Кроме отупения, самым очевидным результатом компьютерного «обучения» станет потеря зрения и очки у всех уже к третьему классу. Идеологическая диверсия В основе цифровой платформы, внедряемой Грефом, лежит форсайт-проект «Образование 2030». На сайте Федерального института оценки качества образования он описывается так: «Выпускникам 2030 года предстоит осваивать профессии, которых пока не существует, технологии, которые еще не изобретены, решать проблемы, которые невозможно предугадать». В общем, сквозит явное непонимание, чему и как предполагается учить. Встает вопрос: зачем учиться, если мы не знаем, что пригодится в будущем, а что нет? В данном случае как раз и нужно сохранение классической основы, но именно от нее и предлагают отказаться. Михалков называет это диверсией и предательством. Проект «Образование 2030» разработан для нас Организацией экономического сотрудничества и развития. Туда входят 37 государств, в том числе все страны НАТО, а мы не входим. Британский еженедельник The Economist объяснил нежелательность приема России в ОЭСР «антизападной направленностью политики Кремля». То есть Греф реализует на территории страны ни много ни мало планы нашего идеологического противника. Однако разрушить научную школу - задача промежуточная. Капитализм - это погоня за прибылью. На наших глазах сейчас формируют впечатление о крайней неэффективности российского государственного образования. Нечто подобное уже проделали с российской экономикой перед ее приватизацией. - Большинство сильнейших технологических вузов мира - частные. В России сегодня нет ни одного сильного частного технологического вуза, а государственные вузы вместо того, чтобы инвестировать в рисковые проекты, пишут отчеты для Минобрнауки, - плавно подводит к вопросу о передаче вузов в частные руки еще один демиург цифровизации, координатор «Национальной технологической инициативы» Дмитрий Песков (не путать с пресс-секретарем президента. - М. С.). Песков уверен, что внутри бюджетного процесса невозможно создать достойную онлайн-программу. Для успешной реализации проекта нужны частные инвесторы вроде уже успешных на данном поприще CISCO, Intel, Фонда новых технологий в образовании Билла и Мелинды Гейтс. - В финансировании наших вузов все активнее участвуют частные и корпоративные фонды, агентства международной помощи, двусторонние и международные организации. То есть создается некая транснациональная образовательная бизнес-структура, которая превращается в канал по перекачке русских мозгов и технологий на Запад, - подтверждает тенденцию Ольга Четверикова. - В некоторых университетах ректора уже выбирает международный совет. К чему это в конечном итоге приведет? По мнению Дмитрия Пескова, образование будущего разделится на два вида: компьютерное, оно будет дешевым, и «человеческое», оно будет дорогим, потому что знания стремительно обесцениваются, а социальные связи и возможность учиться лицом к лицу будут дорожать. То есть Греф и компания тратят колоссальные деньги на рекламу и продвижение цифрового удаленного образования. А в узком кругу говорят, что оно для лохов и что элиту должны учить живые профессора, а не искусственный интеллект. О бесплатном высшем образовании речь вообще не ведется. Дмитрий Песков любит повторять о мечте увидеть, как «Google ломает шпиль МГУ». Знает ли он, что Михаил Израилевич и Евгения Валентиновна, родители основателя поисковой системы Google Сергея Брина, - выпускники механико-математического факультета Московского государственного университета? Они учили сына по классической системе, и именно эта методика дала ему знания придумать Google. А учись Брин по онлайн-программе Грефа, торговал бы сейчас хот-догами. Только факт За 20 лет количество школ в России сократилось на 40 процентов