Образовательная платформа: в чем преимущества новых технологий?
Учебный год 2019-2020 стал действительно уникальным для российской системы образования. С началом пандемии коронавируса, которая затронула все страны мира, обучение было вынуждено переместиться в онлайн-формат. К этому никто не был готов: ни учителя, ни онлайн-платформы, ни сами дети и родители. Как осуществлялся переход на дистанционное обучение, выяснила редакция издания «Вести Подмосковья». Первые шаги к дистанционке Еще при появлении угрозы широкого распространения вируса стало понятно, что перехода на онлайн-обучение в школах не избежать. Бизнес быстро откликнулся на запрос: многие платформы открыли бесплатный доступ к контенту. Другие пошли дальше. Так, команды IT-холдинга TalentTech и онлайн-школы «Фоксфорд» приняли решение объединить свой опыт и технологии, чтобы регионы смогли оперативно и бесплатно перевести обучение в дистанционный формат. При этом они не просто предоставили учащимся возможность смотреть видео и решать тесты онлайн, но и дали педагогам инструменты для контроля за образовательным процессом. Учителя создавали виртуальные классы, смотрели статистику по выполненным заданиям, видели, насколько активно занимаются ученики. Для реализации проекта командам «Фоксфорда» и TalentTech пришлось перестраиваться в сжатые сроки: нужно было продолжать поддерживать текущих пользователей и тех, кто присоединился к бесплатным урокам — это несколько миллионов школьников. Всего с февраля число учащихся увеличилось более чем на 2 миллиона, а учителей — на 100 тысяч. Чтобы обучение оставалось комфортным для всех, специалисты рассчитали примерную суточную нагрузку на платформу и нарастили инфраструктурные мощности, а также увеличили штат службы поддержки в пять раз. Сейчас на платформе могут находиться до полумиллиона пользователей одновременно. Трудности первых дней Конечно, не все прошло гладко — в первый день массового перехода на «дистанционку» некоторые пользователи испытывали трудности. Однако специалисты технической поддержки увидели проблемы еще до того, как начали поступать обращения, и оперативно их решили. Все следующие дни пользователи больше не испытывали сложностей с доступом на платформу. Учителям тоже было нелегко, особенно в первое время. Так, заместитель директора по информационным технологиям лицея №7 города Солнечногорск Наталья Федорова отметила, что видеоуроки, представленные на платформе длятся дольше рекомендованного времени. Учителям приходилось заранее просматривать материал, чтобы задавать школьникам посмотреть конкретную часть урока. Были и организационные трудности. В лицее к платформе «Фоксфорд» подключилось более тысячи школьников, и учителя-предметники искали оптимальный способ работы с виртуальными классами, чтобы они не дублировались в системе. Сами ученики забывали пароли, теряли ссылки с приглашением в классы, не всегда правильно рассчитывали время на задания. И, конечно, все пользователи столкнулись с сугубо техническими проблемами: нехваткой гаджетов для учебы, низкой скоростью интернета и нестабильным соединением. Опыт работы с онлайн-платформой Спустя несколько дней после первого знакомства с платформой, пользователи постепенно привыкали к новому формату. Ученица 11 класса МБОУ КСОШ №2 Анжелика Царукян говорит, что у нее не было проблем ни с регистрацией, ни с работой в личном кабинете. Уроки на платформе ей показались интересными, а задания по уровню сложности не отличались от обычных школьных. Анжелика отметила, что на занятиях в школе все же проще, потому что можно сразу задать вопрос, если что-то непонятно, да и сам формат привычнее. «Семь уроков в день даются достаточно легко, но приходится весь день сидеть за компьютером. Мне показалось, что учиться онлайн сложнее, хотя я не могу сказать, чтобы как-то особенно долго делала уроки», — добавила выпускница. Наталья Федорова из солнечногорского лицея №7 оценила контентную составляющую «Фоксфорда»: «На платформе доступны материалы по большинству предметов, а видеоуроки покрывают все темы школьной программы с 5 по 11 класс». Кстати, сейчас появился контент и для начальных классов. На сегодняшний день «Фоксфорд» единственная платформа, которая покрывает всю школьную программу. Учитель английского языка МБОУ КСОШ №2 Оксана Здобнова отмечает удобство урочной системы: «Мне нравится, что темы разбиты по классам, уроки — по темам, а в каждой теме обозначено, что именно будет изучаться». Такой формат помогает учителю придерживаться собственного поурочного планирования. Мама ученицы 8 класса Дарья Богданова рассказала, что формат обучения показался ей удобным: «Есть и уже записанные уроки, и онлайн-уроки со школьными учителями, где можно задать вопросы и получить комментарии. Задания интересные и соответствуют по уровню сложности школьной программе. На мой взгляд, это сбалансированный подход». Как диджитал инструменты меняют привычную модель преподавания После непростого опыта учебы в онлайне многие боятся, что дистанционный формат может заменить классическую школу. Руководитель направления цифрового образования IT-холдинга TalentTech Алексей Половинкин уверен, что в ближайшем будущем это вряд ли будет реализовано: «Школьные образовательные программы не адаптированы под онлайн, а их разработка и тестирование потребует времени. Кроме того, работать в таком формате надо научить и учителей, ведь сценарии классических уроков не подходят для дистанционного формата». А вот внедрение цифровых инструментов в образовательный процесс будет возможно совсем скоро, уверен Алексей: «Их не нужно бояться, потому что главной целью они преследуют снятие с учителя рутинных задач вроде проверки тетрадей. Вместо этого педагоги смогут больше посвятить времени творческим задачам и качественнее прорабатывать индивидуальные образовательные треки для учащихся. Сейчас на это многим физически не хватает времени». Кстати, образовательные траектории тоже могут формироваться онлайн на основе выполненных на платформе тестов и решенных задач. Внедрив цифровые инструменты в каждую школу, учителя будут видеть индивидуальную статистику ученика, смогут отслеживать его прогресс, выявлять сильные и слабые места и корректировать программу в индивидуальном порядке. Благодаря цифровым инструментам удастся наладить и работу с талантливыми детьми. Например, число участников олимпиад можно повысить за счет их организации в онлайн-формате. Увеличив охват, школы будут эффективнее выявлять таланты, а платформы для подготовки детей к олимпиадам сделают работу с ними системной. Так, онлайн-формат даст возможность детям из малокомплектных школ, где один преподаватель ведет несколько предметов, иметь равные возможности с учащимися лицеев и гимназий. Таким образом цифровизация поможет в реализации проекта «Успех каждого ребенка», который направлен на то, чтобы дать каждому равные шансы на высокие результаты. И, безусловно, цифровизация должна помогать учителям повышать свой профессионализм, развивать цифровые и предметные компетенции. «Требуя от учащихся обладать навыками 21 века — умением работать с информацией, творчески решать сложные задачи — мы должны дать им наставников, которые сами обладают этими навыками и могут им научить. Поэтому так важно предоставлять учителям возможность перенимать опыт у лучших педагогов. К сожалению, не всегда возможно обеспечить личное присутствие эксперта, но вот пройти его курс повышения квалификации онлайн намного доступнее. Такой формат помогает обеспечить высокий охват», — добавляет Алексей. «Мы твердо уверены, что будущее за применением цифровых технологий в образовании. Вводиться они должны постепенно, всех участников процесса надо готовить к этому и обучать. Но нельзя отворачиваться и закрываться от них. Новое время требует от нас новых навыков, и мы должны обеспечить школьникам их усвоение, чтобы они могли максимально реализовывать свой потенциал в быстро меняющемся мире», — заключил Алексей Половинкин.