Войти в почту

Онлайн-обучение пришло в жизнь каждого маленького россиянина

Коронавирус заставил школы и дошкольные учреждения осваивать онлайн-формат. Если государственные школы после карантина постараются как можно быстрее вернуться к обычному режиму работы, то для частных школ переход в онлайн стал главным фактором выживания бизнеса как такового. С какими трудностями образовательный бизнес при вынужденном переходе на «удаленку»? Почему родители настороженно отнеслись к переходу на удаленное обучение, и какие перспективы ждут дистанционное образование в России – выясняла «Русская Планета». Сложности перехода Онлайн до сих пор был в образовании удобным вспомогательным средством, не более того. Но в условиях пандемии образование, как и вся экономика, вынужденно сидит на карантине и в спешном порядке перешло на онлайн-рельсы. Государственным школам это удается со скрипом, но они так или иначе выживут, считает Вадим Хабиров, сооснователь сети школ скорочтения, каллиграфии, развития памяти и интеллекта для детей и взрослых «IQ007». По его словам, многие частные школы, курсы и учреждения дополнительного образования уже закрываются, не сумев перестроиться на виртуальное общение с учениками, и во многом это произошло из-за того, что большинство педагогов в России прежде никогда не работали онлайн не то что с целым классом, но даже с одним учеником. «Что касается государственных школ, то есть пример Российской и Московской электронных школ. Бесплатный доступ к своим онлайн-решениям открыли Яндекс.Учебник, Учи.ру, «Фоксфорд». Уроки можно проводить на интернет-платформе Zoom, есть интереснейшие образовательные каналы на YouTube, портал «Инфоурок», проект Arzamas и другие. Но и сами эти сервисы иногда не справляются с наплывом запросов, и не все учителя могут быстро в них ориентироваться: по одним предметам и темам – море вариантов урока, по другим, наоборот, их или совсем нет, или те, что есть, требуют доработки». До карантина IQ 007 была исключительно оффлайновой школой. Сегодня все ее 575 заведений так или иначе перешли на онлайн-режим, делится опытом Хабиров. Как мы работали раньше? Уроки проходили с 8 до 20, родители учеников и взрослые клиенты выбирали удобное время – как правило, вечер. Сегодня, когда все сидят дома и учатся онлайн, наши учителя работают в основном днем. В нашей команде около 850 человек – это и учителя начальной и средней школы, и филологи, и профессиональные методисты, среди них есть кандидаты педагогических, психологических, философских наук. 80% педагогов пришли к нам из общеобразовательной школы и привыкли к очному общению. Поэтому до сих пор наш курс подготовки учителей был очным. Но теперь мы переводим его в «цифру»: тех, кто переходит к нам из госструктур, все больше, и нужна постоянная онлайн-платформа обучения педагогов Еще одна проблема, возникшая при вынужденном переходе на онлайн – отсутствие единых образовательных платформ, да и сам контент не систематизирован. Судорожно занимаясь поиском e-learning платформ, школьная администрация в большинстве своем ищет что-то, к чему может сразу бесплатно подключиться и попробовать, а затем добавить в свой белый лист либо не возвращаться больше, рассказала Рада Рыжикова, специалист по онлайн-образованию в белорусской компании «Бамбу Груп», которая занимается поставкой образовательных сервисов и платформ. «Когда твоя платформа - это кастомизируемое решение, сделанное под различные виды клиентов, без комментариев и демонстрации предоставлять ее как есть - это для нас невыгодное решение, поэтому мы такую возможность отбросили в пользу первоначального созвона и презентации. В результате, видя твое сообщение в ответ на запрос, школьный директор уже не помнит деталей платформы, так как он в суете пересмотрел десятки и сотни и все перемешалось в голове. Пока он подключился к другим продуктам и исследовал их функционал, он уже скорее всего смирился с этим решением, а потому низко замотивирован смотреть что-то еще». Универсального и идеального решения для школьного дистанционного обучения нет: вы либо комбинируете сразу несколько инструментов для синхронного и асинхронного обучения и пытаетесь наладить связь школы и дома по всем каналам, либо смиряетесь и выбираете только 1-2 инструмента для конкретных активностей (например, Zoom и/или Google Classroom) и полагаетесь на то, что обучение будет просто полностью перенесено в синхронные конференции и/или самостоятельную работу с материалами, ограничивая контакты «учитель-ученик» и надеясь на ответственность учащихся Внедрение онлайн-образования – процесс не быстрый. Для некоторых западных школ, где переход к онлайну начался намного раньше, чем в России, на это требовалось 5-6 лет. Причина, по мнению Рыжиковой, не только в педагогах: технологические решения несовершенны, у продуктов зачастую плохой дизайн, и после обучения пользованию платформой учителя не помнят, как совершить продемонстрированную им ранее операцию. Кроме того, не все педагоги могут овладеть новыми технологиями, что характерно для абсолютно любой страны независимо от ее уровня развития. К тому же, далеко не все школы оснащены по последнему слову техники, не говоря уже об интернете. Проблемы бизнеса Непонимание родителей - основная проблема, с которой столкнулись частные образовательные учреждения при переходе в онлайн-режим, рассказывает Роза Саргсян, основатель образовательного комплекса Дари Детям Добро. Первые недели мы столкнулись с непониманием родителей, почему сумма за обучение не снизилась в связи с переходом на онлайн образование, точнее снизилась, но не настолько, как того хотелось им. Поэтому мы уделили много времени и сил именно общению с родителями, обсуждению волнующих их вопросов. Постепенно мы нашли понимание, и со своей стороны предоставили индивидуальные условия, скидки, смогли найти компромисс. Хорошим показателем для нас стало то, что за время карантина мы потеряли только 2 детей, один из которых стал нашим воспитанником незадолго до введения ограничительных мер в стране и совсем не успел адаптироваться Самым сложным, по словам Саргсян, было донести до родителей, что онлайн-формат сейчас возможен, что дети не потеряют в знаниях и успеют освоить программу до конца учебного года. «Сюда накладывалось и то, что ни мы сами, ни родители, да и никто в целом не понимал: сколько все это продлится. Помимо этого, мы столкнулись недовольством родителей, что именно они сейчас должны заниматься дома с детьми: подключить к уроку, отследить ссылки и расписание. Мы с пониманием к этому отнеслись, так как многие вынуждены совмещать удаленную работу и обучение ребенка в домашних условиях. Это действительно тяжело для всех - и для детей, и для родителей. Мой личный опыт работы из дома, в котором вместе со мной постоянно находится муж, также работающий удаленно, и двое детей разных возрастов, обучающихся онлайн, подтверждает всю сложность ситуации. Также, многие родители, и не без оснований, ждут, что, отдавая детей в частную школу, педагоги образовательного учреждения полностью возьмут на себя все функции. Мы постарались сделать онлайн-процесс максимально комфортным для всех». Непомерная нагрузка Главная проблема заключается в том, что дети не могут проводить столь длительное время с компьютером или планшетом, рассказывает Натали Камински, директор Британской школы и английского детского сада MAGIC CASTLE. «Даже школьники после 3 уроков на компьютере не в состоянии заниматься онлайн. Поэтому полное расписание занятий перенести онлайн нам не удалось». В школе организовали занятия по математике, английскому и русскому языку – это примерно 3 занятия по 15-20 минут в день. Но асе остальные развивающие, творческие занятия пришлось приостановить, поскольку невозможно организовать полноценную программу для дошкольников с хореографией, спортом, изучением окружающего мира, искусством онлайн. «Кроме того, дети скучают по друзьям и преподавателям, поэтому мы иногда устраиваем онлайн праздники, где дети надевают костюмы, играют и общаются с друзьями онлайн. Конечно, такой формат не может заменить живое общение». Нелегко приходится и учителям. Удаленная работа ответственного учителя - это двух-, а иногда и пятикратная нагрузка, ведь строгие и суженные рамки урока требуют полного пересмотра его плана, добавляет Рада Рыжикова. «30-минутные онлайн-сессии заставляют учителя фокусироваться на наиболее приоритетны темах и знаниях, готовить визуализированных материал (которого в большинстве случаев нет), настроить и проверить камеру и микрофон, удостовериться о возможности присутствия всех учащихся и др., в чем ранее необходимости не было. Поэтому налаживание формата удаленной работы и адаптация учебных материалов - страшное испытание на выносливость». В школьные занятия вынуждены были включиться и родители – это главный минус школьного онлайн-образования, считает Саида Курбанова, эксперт в области профориентации подростков в Школе Карьерного Менеджмента. Они вынуждены заниматься со своими детьми сами. Если раньше они тратили время на помощь с домашним заданием (не все, но большая часть родителей учащихся младших классов), то теперь они погружаются в сам процесс. И из-за неготовности системы, самих педагогов, у всех возникает много трудностей Что будет после карантина? Несмотря на очевидные проблемы, за онлайн-образованием будущее, считает Курбанова. «Если перешагнуть через сложный этап становления, то в итоге дети получат большое количество преимуществ. Это и возможность выбирать индивидуальный план обучения с теми предметами, которые интересны для самого ребенка и имеют прямое отношение к сфере деятельности, в которой он хотел бы развиваться. Это также позволит нам всем стать ещё мобильнее. Если родители зарабатывают деньги без привязки к месту (удалённо), то семья с детьми-школьниками может вести полноценную жизнь (учиться, работать) и при этом путешествовать. Тотальное онлайн-образование также снимет большой ряд ограничений и сделает доступным для многих международное образование». Однако другие эксперты, опрошенные «Русской Планетой», намерены развивать онлайн, но лишь в качестве вспомогательного инструмента. Например, в MAGIC CASTLE рассчитывают продолжать отдельные занятия онлайн для тех детей, которые не могут посещать очный занятия по каким-то причинам. Тренд на дополнительное, после-школьное образование оправдан: в том же Китае он существует уже 5 лет и там очень популярны платформы для дополнительного обучения, курсов и репетиторства, добавляет Рада Рыжикова. «Классическая школа включает в себя условия для полного погружения в образовательный процесс, настройку ученика на рабочий лад, а также иногда на практику и оттачивание знаний, полученных на уроке, в лабораториях, экскурсиях и просто с использованием специализированного инвентаря. Поэтому без физической школы вы не предоставите полноценную подготовку для ребенка по многим предметам - исключительно дополнительные ресурсы знаний и их проверки для закрепления усвоения». По ее мнению, частные школы полностью в онлайн-режиме - это ограниченная и более академическая, нежели практическая, не самая надежная с точки зрения контроля знаний подготовка, однако как опция имеет место быть в виде курсов дизайна, программирования, тестирования и других областей, тренировать навыки в которых можно с использованием ПО и консультациями со стороны преподавателя. Но классическая школа к такому пока не готова. В то же время, по словам Рыжиковой, никто не рассматривает внедрение дистанционного обучения как временное мероприятие. Карантин показал, что оцифрование материалов и учебных процессов необходимо было закладывать намного раньше, нежели условно продумывать на ближайшие 2-5 лет. Соответственно, выбор со стороны школ, районов и министерств идет в пользу решений, которые можно внедрить на долгосрочную перспективу и время от времени в качестве профилактической меры поддерживать процедуры онлайн-занятий после возвращения в привычный формат работы Сегодня рынок дополнительного образования в России рыхлый, непонятный, добавляет Вадим Хабиров. «Если в Москве и городах-миллионниках клиенты ориентируются на бренд, моду, и территориальное расположение школы, то в маленьких городах допобразование – это в основном репетиторы, которых все в городе знают, знают, кто лучшие, и хотят попасть именно к ним. Но лет через пять все поймут, что в сфере образования системность гораздо важнее, чем громкое имя педагога. И такие школы, как наша, будут востребованы. С развитием онлайна, станет неважно и где они находится территориально». Хотя «цифра», конечно, никогда не заменит «аналога», очная школа – важнейший социальный институт, и в государственном, и в частном образовании. Живое общение с педагогом для ребенка и результативнее, и просто необходимо После окончания карантина для начальной школы онлайн обучение возможно только как вспомогательный формат, считает Роза Саргсян. Для детей такого возраста заменить полностью очную школу без потерь для ребенка он не может. «Ученикам не хватает движения и общения в кругу сверстников. Думаю, мы продолжим частично использовать онлайн формат в будущем, он освоен и хорошо нам дается, но не постоянной основе, а как вспомогательный вариант или для экстренных случаев. Например, если ребенок ввиду своего здоровья будет вынужден длительное время находиться на больничном дома. Или для обогащения образовательного процесса и включения в программу виртуальных путешествий, культурных мероприятий, музеев, выполнения некоторых проектных работ».

Онлайн-обучение пришло в жизнь каждого маленького россиянина
© Русская Планета