«Региональным школам необходима сильная методическая база»

В число президентских поручений по итогам февральской встречи с научно-образовательной общественностью в Череповце попали предложение нашего научного редактора по поддержке популяризации науки, развитие полетов в стратосферу, уроки предпринимательства для школьников и многое другое, в том числе проект «Наука в регионы» Фонда развития Физтех-школ. В чем состоит проект, как он помогает школьникам и учителям, и каких масштабов сможет достичь при поддержке государства, рассказал корреспонденту Indicator.Ru директор Фонда, выпускник МФТИ Андрей Богданов. — Андрей, изначально ваш фонд создавался для поддержки Физтех-лицея? Как появилась идея расширить проект на школьников из регионов? — В 2017 году проректор МФТИ Артем Воронов предложил организовать сеть кружков с тем методическим образовательным заделом, который сложился на Физтехе и в Физтех-лицее. К этому времени у Лицея уже был многолетний опыт работы с талантливыми детьми. Физтех-Лицей появился в начале девяностых как школа рядом с университетом, куда сотрудники вуза могли привести своих детей. С самого начала учителями в ней стали преподаватели Физтеха, возникло большое количество факультативов, кружков, было реализовано модное уже в наше время индивидуализированное образование — дети сами выбирали предметы, которые им было бы интересно изучать, направления, в которых им хотелось бы развиваться. Долгое время у школы были серьезные материальные проблемы со зданием, с кадрами, с финансами. Она базировалась в обычной школе, потом ее перевели в детский сад, потом дали старое помещение ПТУ. Изменилась ситуация в 2009 году, когда родители учеников организовали Фонд развития Физтех-лицея. Это совпало с началом активного развития самого университета, появлением партнерства инициативных выпускников МФТИ Физтех-Союза, созданием стратегии кластера «Физтех XXI». В 2014 году у Лицея появилось новое здание, и постепенно развитие школы стало отдельным большим направлением всей стратегии кластера. Как и в МФТИ, преподаватели Лицея высокопрофессиональны, дети с самого начала вовлекаются в научную деятельность. — Какую проблему региональных школ вы стремились решить, распространяя образовательные практики Лицея и вуза по стране? — Региональным школам необходима сильная методическая база, а сейчас ее не хватает. Там используются устаревшие программы, по которым учили талантливых детей в 80-е и 90-е годы прошлого века. В нашем проекте учителю, который находится в регионе, дается ментор из Физтеха и Лицея. Вместе с ним учитель пишет собственную программу кружка по современным методикам, отработанным в университете и в Лицее, в Заочной физико-технической школе и в подготовке олимпиадников. Второе — важно «зажечь» детей, показать им перспективы занятия научно-технической деятельностью, погрузить в атмосферу Физтеха. Здесь у них загораются глаза, и дальше они становятся очень активными. Причем мы ориентируемся не на гениев, а на обычных хорошистов и отличников. — Как именно вы погружаете детей в атмосферу лицея и университета, какие форматы работы используются в проекте? — Схема работы следующая. К нам приезжают региональные группы, в каждой 15 детей и два учителя. Участников мы отбираем в регионе по тестированию, причем не берем «хвосты», учеников с самыми слабыми и с самыми сильными результатами. Одновременно смотрим на портфолио детей, и если видим, например, что кто-то уже выходил на всероссийскую олимпиаду, говорим ему: «Вряд ли тебе эта программа подойдет, пусть поедет кто-то еще». Учителей тоже отбираем по портфолио, стараемся приглашать самых молодых. Обычно собрать группу нам помогает городской или областной департамент образования, реже — отдельная школа. В результате группа состоит из учеников нескольких городских школ, и это все дети среднего олимпиадного уровня — талантливые хорошисты и отличники, которые еще не участвовали в большом количестве олимпиад. Это не «звездочки», как в «Сириусе», а дети, которым нужно показать перспективу, крутых преподавателей, максимально заинтересовать. Они еще не стали олимпиадниками, но имеют потенциал. Их надо подтягивать и сильно мотивировать. У нас группа проводит двухнедельный интенсив. Учителя все это время пишут собственную программу кружка по физике, математике и информатике, химии и биологии, — всего у нас три предметных профиля плюс проектный. Дети учатся у тренеров международных олимпиадных сборных, пишут различные проектные работы, защищают их. После интенсива в регионе создается кружок, где учителя ведут занятия, которые мы сопровождаем нашими методическими материалами. На занятия, как правило, ходят и те дети, кто не был на интенсиве. Программа кружка рассчитана на год, но потом учитель использует ее и в следующих классах. — С какими регионами вы начинали работу в 2017 году, и какой географии достиг проект за два с лишним года? — В 2017 году мы запустили пилот благодаря поддержке негосударственного института развития «Иннопрактика», в нас поверили и максимально поддержали. Для пилота мы брали ребят из 8–9 классов из Твери и, для проверки работоспособности схемы, из близлежащей московской школы. После интенсива ребята действительно начали более активно участвовать в олимпиадах, в проектной деятельности, кружки в этих школах запустили. Мы приняли это как успешный опыт и продлили программу до 2019 года. Всего за два года мы приняли более 30 региональных групп из 20 регионов от Магадана до Калининграда, кружки образовались в 16 регионах. Кроме «Иннопрактики» нас поддержал и Фонд президентских грантов, а также частные инвесторы — например, в Башкирии мы создаем кружки при поддержке одного из основателей Veeam Ратмира Тимашева. — Как вы поддерживаете связь с кружками после интенсивов и оцениваете результаты проекта? — Мы проводим контрольные тестирования-срезы, оцениваем динамику ребят по ним, также собираем результаты их экзаменов по выпуску из школы. В несколько регионов мы выезжали, смотрели на местах, как организованы кружки. Если оценивать по метрике ЕГЭ, мы брали ребят с 60–80 баллами по профильным предметам, а к окончанию школы 80% участников очных смен сдали экзамены на 80 и более баллов. Они стали активнее участвовать и в олимпиадах: в каждый кружок ходило по 14–20 детей, и 4–5 из них становились призерами на муниципальном этапе, 2–3 выходили на регион. — Поступают ли ваши бывшие участники в МФТИ? — Привилегий для поступления у них нет. Но случаи есть. Например, девочка из нашей первой тверской группы заинтересовалась физикой на нашей смене в девятом классе, через год впервые вышла на всероссийскую олимпиаду, а в выпускном классе выиграла олимпиаду Физтеха и поступила в этом году. Другие ребята из тверской группы тоже набрали хорошие баллы ЕГЭ, еще три человека из них поступили в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, многие остались учиться в Твери. Мы видим, что тут «Наука в регионы» действительно сыграла в плюс региону. — С какими проблемами вы сталкивались в развитии проекта? Было ли такое, что долго не удавалось связаться со школой или получить поддержку от региона? — Были, разумеется, проблемные моменты, связанные с проволочками, когда какая-то школа долго не могла решиться на взаимодействие. Другие сложности возникали, когда мы взаимодействовали с регионом через местный вуз. Наш проект не для привлечения абитуриентов на Физтех или детей в лицей, мы действительно нацелены на развитие образования в регионах. Именно поэтому мы не выступаем под брендом МФТИ и приглашаем на интенсивы преподавателей и из других университетов. Но вузы в регионах все равно очень настороженно относятся к проекту. Чаще всего нам удается объяснить, что у нас другие цели, проблемы решаются, и даже кружок по проекту возникает на базе местного университета. — Что сейчас происходит с проектом? Отменились ли у вас какие-либо очные мероприятия? — Карантин, конечно, подействовал на всех. Мы планировали провести несколько смен в Черноголовке при поддержке мэра города и Андрея Кривенко, основателя Вкусвилл, но теперь они, скорее всего, состоятся осенью. Сейчас мы ведем для учителей вебинары, открыли свободный доступ к различным методическим материалам по проекту. Запустили проект «Поступить — просто!», который готовит школьников 10-х и 11-х классов к сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы в формате онлайн-семинаров во время карантина. Как только у нас появляются новые идеи, приглашаем наших учителей и школьников. Например, сейчас МФТИ готовится к Чемпионату мира по спортивному программированию ICPC, который мы помогаем реализовывать, распространяя практики, и школьники смогут принять участие в интенсивах по информатике. Из того, что мы успели провести до карантина — курсы повышения квалификации для более чем 60 учителей математики, информатики и технологии (их обучали проектной работе), с этого мы начали сотрудничество с Министерством просвещения. — В чем вашему проекту нужна государственная поддержка? — В феврале этого года мы рассказали о нашем проекте на встрече с президентом, и попросили поддержать дальнейшее тиражирование проекта «Наука в регионы». Мы хотим расширить программу на всю страну, чтобы она стала доступна заинтересованным детям во всех городах и весях. Модель проекта себя зарекомендовала, и мы планируем по-прежнему работать с региональными группами на интенсивах по 10–14 дней и затем с кружками. Всего с 2020 до 2024 года мы хотим принять более 1200 таких групп. Это очень большое число детей, уже и сейчас становится трудно сопровождать все кружки вручную, а в дальнейшем нам понадобится платформенное онлайн-решение для тестирования, вебинаров и так далее. Президент поручил разработать предложения по поддержке проекта. — К каким долгосрочным целям стремится Фонд? Какие еще инициативы для школьного образования вы планируете? — Мы продолжаем апробацию новых форматов, в частности, в ближайшее время планируем запуск профильных классов при поддержке «Иннопрактики», то есть шагнем от кружков еще глубже в общее образование. Отбор участников начнется летом, и мы приглашаем регионы к взаимодействию. Мы будем проводить курсы повышения квалификации для учителей и сопровождать классы по модели «Наука в регионы». Наша основная цель — сделать в ближайший год–два на базе Физтех-лицея и МФТИ один из основных центров российского школьного образования по естественным наукам. В этом направлении мы начали взаимодействовать, в том числе, с коллегами из РВК. У нас будет строиться детский технопарк, и мы хотим сделать эту историю глобальной в масштабах страны. Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще. Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.

«Региональным школам необходима сильная методическая база»
© Индикатор