Войти в почту

Как в Израиле организовали дистанционную форму обучения

Доктор Борис Крайних, детский психолог, работающий в иерусалимских начальных школах, в беседе с "РГ" заметил, что без присутствия рядом с детьми взрослых или старших детей процесс обучения невозможен. Однако "занять ребенка", то есть, отвлечь его от бесконечного сидения перед телевизором, реально, если предложенная "удаленка" будет интереснее или необычнее по тематике и форме телепередачи. Как сообщает газета "Гаарец", Объединение израильских психологов раскритиковало решение минобразования относительно дистанционного обучения малышей, независимо от того, посещают ли они детский сад или учатся в младших классах школы. По мнению этих специалистов, психология дошкольников и младших школьников требует непосредственного, а не опосредственного общения. "На удаленке" учитель не в состоянии отслеживать моменты беспокойства обучающегося и оперативно на них реагировать, - считают эти специалисты. - Отсутствие психологического комфорта у маленьких детей делает бессмысленным любое обучение". Еще в начале апреля против закрытия школ и детсадов на карантин выступал министр образования раввин Рафи Перец, бригадный генерал, бывший главный раввин ЦАХАЛа (Армии обороны Израиля), отец 12 детей. По его словам, коронавирус не распространяется в учебных заведениях, и в сложившейся ситуации нет каких-либо серьезных причин приостанавливать там занятия. В то же время удачной "удаленкой" - занимательной, но отнюдь не образовательной- оказались сказки, которые президент Израиля Реувен Ривлин с небольшими перерывами читал онлайн для маленьких граждан своей страны. После этих передач Ривлина стали называть "национальным дедушкой". Согласно договоренностям между профсоюзом учителей и министерством финансов, учителя работают из дома. "Нередко это сложнее, чем преподавание в классе", - убеждена генеральный директор Объединения (профсоюза) учителей Яффа Бен-Давид. С ней согласен учитель физики школы уровня "тихон" (10-12-е классы) в Реховоте Ицхак Харари. По его мнению, обучение в режиме "удаленки" "всегда сложнее". Если же школа предлагает подобный путь овладевания знаниями по циклам естественных и точных наук обычным школьникам, то Харари сомневается в результативности. В беседе с "РГ" он так обосновал свое мнение: "Концентрация внимания школьников даже старших классов при прохождении практически любых разделов быстро рассеивается, если у них нет ощущения присутствия преподавателя или других учеников. Дистанционное обучение школьников требует специальных методик, которые пока не выработаны". И действительно, на заседании Парламентской комиссии по образованию, обсуждавшей дистанционное обучение, была признана неэффективность такого способа преподавания. Несколько раз бравшая слово на этом заседании Яффа Бен Давид выразила протест представителям минфина и минобразования, которые готовы оплачивать педагогам уроки "по удаленке" только в половинном размере. И это при том, что в конце мая у выпускников с опозданием может начаться подготовка к экзаменам на получение "багрута" ("аттестата зрелости"). Летом планируется сокращение отпуска педагогам, ибо в июле ученикам средних классов (с 7-го по 9-й) предпишут девять дней обязательных занятий в стенах школы. "Казначейство готово наплевать на трудовой договор, - подчеркнула в своем выступлении лидер профсоюза учителей, - но мы не будем работать бесплатно". С учетом того, что Всеобщая федерация трудящихся Израиля обычно поддерживает требования учителей, фактически Яффа Бен-Давид пригрозила объявлением всеобщей забастовки. Мнения родителей оказались неоднозначными. Елена Романова, врач больничных касс "Маккаби" в Иерусалиме, считает, что онлайн-уроки лучше, чем отсутствие занятий вообще. Она убеждена, что "учителям необходимо приобрести опыт дистанционного преподавания в разных возрастных группах и выработать свой стиль, который, конечно же, будет отличаться от обучения в классных стенах". Супруг Елены, Михаил, учитель физкультуры и тренер по каратэ, сомневается, что "удаленка принесет какие-то стабильные знания школьнику и не выродится в карикатуру на сам процесс обучения". Правда, по его мнению, для студентов, уже определившихся с профессией, и по сути взрослых людей, подачи лекций и проведение консультаций в режиме видеоконференций "вполне приемлемы". Профессор Института науки имени Хаима Вейцмана в Реховоте Реувен Куприянов не только проводит видеоконференции со своими студентами, но и консультирует аспирантов и докторантов, граждан других стран, которые по причине пандемии коронавируса не имеют возможности посетить научного руководителя. Исходя из своего опыта, профессор Куприянов выразил такую точку зрения: "Консультационная модель вполне успешно используется в дистанционном образовании в высшей школе не только в случае форс-мажорных ситуаций. Однако и в этом варианте она полностью не заменяет традиционные лекции, семинары и экзамены". Что же касается школ, а тем более детских садов, то использование "удаленки" полноценным учебным процессом назвать нельзя. Психометрические экзамены для поступающих в высшие учебные заведения, отложенные в связи с карантином, планируется провести с 31 мая по 4 июня. Таким образом не будут нарушены предписания минздрава относительно количества людей в одной аудитории и расстояния между экзаменующимися.

Как в Израиле организовали дистанционную форму обучения
© Российская Газета