Войти в почту

Опыт самоизоляции. Школьное образование после коронавируса уже не будет прежним

Нынешняя коронавирусная весна стала серьезным испытанием для российских школ. Удаленное обучение, затяжные каникулы, кое-где – сокращенный учебный год… И для родителей, и для учителей сейчас стоит вопрос: как сделать так, чтобы самоизоляция не сказалась на успеваемости? Тем более, что режим самоизоляции пока не кончается, а майская теплая погода способна напрочь отбить интерес к учебе. «Конечно, такая ситуация для нашей системы образования совершенно новая. За последние десятилетия у нас не было ничего подобного – вся учеба перешла на удаленный режим. Это испытание не только для учителей, но и для многих родителей. Им приходится более плотно помогать детям с учебой, контролировать их, следить за распорядком дня. То есть в определенной степени выполнять функции школы», – полагает научный сотрудник Института стратегии развития РАО Илья Лобанов. Он считает, что в режиме самоизоляции за развитием школьников стоит следить особенно пристально. Обилие свободного времени расхолаживает даже взрослых: всегда есть риск просто провалиться в пучину ничегонеделания. Чтение книг, саморазвитие, творчество - эти вещи помогут школьниками держать себя в тонусе. Вместе с тем, эпидемия коронавируса показала серьезную проблему российского образования. Как рассказала «ФедералПресс» председатель Межрегиональной ассоциации учителей и преподавателей химии Людмила Левина, часто школы просто не прививают своим воспитанникам навык самостоятельного обучения. Грубо говорят, детей не учат учиться. Все в той или иной мере делается если не из-под палки, то под неусыпным контролем учителей или родителей. С практической точки зрения это кажется удобным: от школьника требуется делать то, что приказано, и никуда не отступать. И ученику проще, и проверять легче… Однако в дальнейшем необходимые навыки ребятам приходится получать самостоятельно. «У школьников чаще всего нет опыта обучения наедине с собой. А ведь этот навык, например, необходим в университете. Я не думаю, что эту тенденцию можно назвать положительной. В то же время, тотальная «удаленка» - это не панацея. Все-таки учитель играет очень важную роль – его отношение к предмету, к жизни, его опыт. Но определенная самостоятельность в школьном образовании, наверное, полезна», – отметила Людмила Левина. Она добавила, что нынешний опыт стал для российских школ по-настоящему уникальным. Взять то же удаленное обучение: раньше учителя относились к нему не очень хорошо. Использовали его только в крайних случаях – например, если ребенок не может ходить в школу по состоянию здоровья. Сейчас эти практики оказались как никогда кстати, они получили новый стимул для развития. Впрочем, пока многие вещи находятся на начальном этапе. Этим объясняется возросшая нагрузка на учителей: об этом уже сообщают во многих регионах. Непросто приходится даже молодым специалистам – хотя они, конечно, с компьютерами на «ты». Дело здесь именно в неподготовленности системы. Самой большой головной болью, конечно, является отсутствие единой платформы – учителям и ученикам приходится использовать сразу несколько разных платформ. Например, «Дневник.ру», «Учи.ру», «Якласс», различные мессенджеры. За некоторых из них нужно платить. «Сейчас готовность школ к онлайн-обучению крайне низкая. По оценкам министра просвещения Сергея Кравцова, стабильно работать в онлайн-среде готово около 10 тысяч школ. Всего же их в стране более 40 тысяч. Особенно плохо обстоят дела в селах и небольших городах: нестабильное соединение не позволяет проводить онлайн-уроки. Кроме того, не все семьи могут позволить себе приобрести компьютер», – рассказала «ФедералПресс» репетитор по русскому языку и литературе Юлия Жук. Ранее на эти же проблемы указывали и в министерстве образования РФ. Рецепт, вероятно, здесь только один: привыкнуть, победить «детские болезни» и усовершенствовать механизмы удаленного обучения. Фото:minobrnauki.gov.ru

Опыт самоизоляции. Школьное образование после коронавируса уже не будет прежним
© РИА "ФедералПресс"