Цифровой разрыв: ключевая проблема онлайн-образования
Первый тезис. То, что сейчас наблюдается в России нельзя назвать полноценным онлайн-образование, нельзя сформировать отношение к онлайн-обучению, потому что сейчас весь процесс отлаживается на коленке и в экстренном порядке. Большая часть негативных эффектов, которая наблюдается, связана именно с этими обстоятельствами. заявил корреспонденту ИА REGNUM директор Центра общего и дополнительного образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий. «Фактически значительная часть детей вообще не имеет доступ к тому, что называется онлайн-образование. Нет полноценной учебной платформы, где есть подготовленный контент, где есть автоматическая проверка заданий, где есть интересные интерактивные материалы. Очень небольшая часть детей имеет именно к этому. Сейчас наблюдаются варианты переноса офлайн, живых практик, в дистанционный режим. Еще хуже, если материалы или задания перефотографируются или пересылаются по электронной почте. Поэтому важно не смешить два сюжета: экстренную ситуацию, в которую мы попали и то, как реально может в перспективе при предварительной подготовке разворачиваться дистанционное образование. Второй тезис. Нельзя оценивать нынешнюю ситуацию как полноценное онлайн-образованию, но она обнажила то, что страна, заявляя и реализую несколько лет соответствующие национальные проекты по цифровизации, оказалась к этому не готова. То есть те учебные платформы, которые сегодня были бы востребованы, стали доступны только ограниченному числу учеников. В этом смысле программа цифровизации последних двух лет была фактически, на мой взгляд, не реализована и обнаружила наши проблемы. Третий тезис. Ключевая проблемы сейчас — цифровой разрыв. Когда говорится об онлайн-образовании надо понимать, что разные семьи, разные территории оказались в принципиально разных условиях. В крупных городах с хорошим интернетом дети имеют возможность пользоваться качественными платформами. В отдаленных территориях часто у семей нет интернета, нет гаждетов, компьютеров. В сложной ситуации оказались многодетные семьи, где может быть одно устройство на всю семью, а родителям тоже нужно работать удаленно. Это вызывает наибольшее беспокойство, ситуация обострилась, потому что такие дети отстают в обучении на 2−3 месяца. Цифровой разрыв между обеспеченными техническими средства детьми и необеспеченными усилится. К плюсам онлайн-образования можно отнести, во-первых, самоорганизацию детей. Если у ребенка есть полноценный доступ к возможности вовлекаться в образование, то он начинает действовать без внешнего контроля учителя. Тренировка навыков самоорганизации в этих условиях очень важна. Во-вторых, онлайн — это, действительно, проба обучения в цифровой среде. Она некачественная во многих случаях, но всё равно умение использовать каналы для коммуникации нужны. И это пригодятся в будущем, потому что это возможность фактически самообразовываться. Появится возможность учиться не только в каком-то определенном месте, куда надо прийти, а возможность учиться непрерывно, используя разнообразные ресурсы образования. Мне кажется, это позитивный опыт. Для учителей этот стресс тоже будет позитивен в какой-то степени, потому что они смогут стать более компетентными и более толерантными к использованию цифровых технологий для преподавания. В практиках посткарнтинного будущего доля онлайн-занятий увеличится. Для решения отдельных задач онлайн-практики станут использоваться чаще, а значит разнообразят возможности детей и будут способствовать качеству образования. При этом онлайн-обучение не должно заместить полностью очное образование», — высказал свое мнение Сергей Косарецкий. Читайте также: Школа онлайн. Проблемы и трудности дистанционного обучения — все новости