Учителя перестали ставить школьникам отметки
Как показывают последние исследования Федерального института развития образования РАНХиГС, без малого половина российских учителей не сомневается: ставить оценки детям, находящимся на дистанционном обучении, нет смысла — все равно школяры найдут верный способ списать или воспользоваться подсказкой. Нельзя, по словам экспертов, также ставить «двойки» с «тройками» за материалы, не пройденные должным образом в условиях дистанционки. Отказ от оценок, как выяснилось, уже перешел в практическую плоскость, и многие школы именно так стали поступать. фото: АГН «Москва» В основу исследования был положен опрос российских учителей о том, как им работается в условиях дистанционки. Оказалось, что очень сложно. 90% опрошенных заявили, что для дистанционного обучения необходимо стабильное и устойчивое интернет-соединение, а о том, что оно имеется – лишь 66%. Еще 86% сказали, что им требуется оборудованное рабочее место: ноутбук, компьютер, планшет и онлайн-доска с возможностью совместной работы в реальном времени. Короче, все то, чего дома, как правило, нет. Впрочем, что там дома! Даже в школах оборудованные соответствующим образом рабочие места, как оказалось, имеют лишь 60% педагогов. 88% учителей нуждаются в банках цифровых образовательных ресурсов (по факту они есть только у трети школ). А 90% испытывают потребность в методической поддержке при организации дистанционного обучения, тогда как получают такую помощь в форме мастер-классов, вебинаров, консультаций лишь 62% учителей. Всё это вместе означает, что наладить должным образом образовательный процесс на дистанционке пока не получается. А в таких условиях почти половина — 43% опрошенных учителей не сомневаются: проставлять отметки детям, переведенным на такое обучение, не надо! Один из аргументов педагогов — ненадежность полученных результатов, ведь «ученики все равно найдут способ списать». Однако директор Центра общего и дополнительного образования Института образования Высшей школы экономики Сергей Косарецкий видит более глубокие причины: — Действительно, в условиях дистанционного обучения есть серьезный риск в отношении объективности проставляемых отметок, так как непонятно, сам ли ребенок пишет контрольную, помогал ли ему кто-то и т. д. Однако есть и другой важный момент. Дистанционное обучение усиливает разрыв возможностей в условиях получения образования. Взять хотя бы свободный доступ к компьютеру, который для одних учащихся может быть достаточным, для других – недостаточным, а для третьих отсутствовать вовсе, как, скажем, в малоимущих или многодетных семьях. Значит, часть учащихся может недополучить необходимые знания. Пересылка с телефона на телефон каких-то картинок, обмен флешками и многие другие способы ведения дистанционного обучения также не гарантируют полноценного образования. А раз учитель не может его обеспечить, пусть и в силу объективных причин, то может ли он ставить детям «двойки» и «тройки»?! По словам эксперта, «в сложившихся обстоятельствах отказ от отметок во всех случаях, за исключением перевода из 9-го в 10-й класс и из 11-го в университет, представляет собой оправданное и ответственное решение. При этом не проставление оценок на данный момент — сюжет не только опросов, но и реальной практики. По данным нашего института, многие российские школы уже приняли решение не выставлять отметок, причем, не только текущих, но и итоговых. Во многих случаях их выставляют по итогам 1-го полугодия, и это происходит практически во всех классах, за исключением 9-го и 11-го». Правда, кроме школьных отметок в буквальном смысле слова – тех, которые выставляются в журналах и дневниках, подчеркнул Косарецкий, «существует еще и оценка учебной деятельности ребенка. Вот от нее отказываться нельзя! Такая оценка необходима, поскольку она дает обратную связь, позволяющую учителю выявить пробелы в знаниях ребенка и ликвидировать их, чтобы учащийся двигался дальше».