Учеба в домашних тапочках: каково это, «ходить» на уроки в самоизоляции
Уже вторую неделю ростовские школьники учатся дистанционно, а студенты – с середины марта. Это новый опыт для всех: учеников, преподавателей, студентов, родителей. Участники онлайн-обучения уже успели сделать для себя выводы и найти плюсы и минусы: времени стало больше, но работоспособность снизилась, освоили новые программы и мессенджеры, но много времени приходится проводить за компьютером, меньше отвлекаешься от подготовки к ЕГЭ, но неизвестно, вообще будет ли он. Родители. «Пришлось включиться в образовательный процесс» Активными участниками школьного образовательного процесса вольно-невольно становятся родители младшеклассников. Ведь многие вопросы и просьбы их чад, которые раньше выслушивали учителя в школе, теперь адресованы им. Конечно, дистанционное обучение во всех школах налажено по-разному, отсюда – и разные мнения родителей об этой ситуации. Например, Дарья Максимович, мама первоклассницы одной из ростовских школ (Дарья по какой-то причине решила не называть школу) считает, что их образовательное учреждение в целом хорошо справляется с обучением в новых условиях. Но отмечает, что в учебный процесс дочери ей пришлось включиться если не полностью, то в значительной степени. - Я нахожусь в декретном отпуске, поэтому помогла ей все настроить, показала, как «поднимать руку» и так далее. Не представляю, как бы дети справились с этим сами, потому что моя семилетка, например, прежде никогда не работала за ноутбуком. Учитель общается с нами по WhatsApp и на Учи.ру. Часть выполненных заданий нужно фотографировать и отправлять на электронную почту, стихи мы снимаем на видео и отправляем в WhatsApp. Раз в неделю наш учитель созванивается с каждым ребенком по видеосвязи, что-то спрашивает по урокам, но и интересуется как вообще у ребенка дела, поддерживает. Это очень приятно, - говорит она. Также Дарья замечает, что ее дочери совсем не просто проводить столько времени дома. Из-за этого появляется много трудностей, которые влияют на учебный процесс: внимание снижается, нарушается режим дня, время выполнения заданий увеличивается. Совсем не просто приходится родителям, которые и сами учатся работать из дома, и помогают учиться своим детям. Мама второклассника и пятиклассницы из школы №17 в селе Кулешовка (это Азовский район) Елена Аникина, не представляет, что бы могло случиться с психикой ее детей, если бы они сами разбирались с компьютером, смартфонами и заданиями. - Уроки мои дети выполняют сами. То, что не понятно, конечно, помогаю разобрать, объяснить новую тему. Но больше всего времени уходит не на это, а на то, чтобы в течении всего дня: посмотреть и продиктовать детям новые задания, отследить кто что сделал, проверить ошибки, включить одному видео урок, в это время отфоткать другое задание, подписать и отправить, зайти на одну платформу, потом на другую, проверить телефон (а там уже в пяти чатах 20-30 сообщений - вдруг учитель что-то важное написал), - делится впечатлениями Елена. В основном, задания для ее детей учителя присылают по WhatsApp, а ответы необходимо сфотографировать и отправить обратно, либо записать аудио или видео. - Ко всему этому есть видео уроки и задания на платформах «ЯКласс» и Учи.ру, на которых нужно потратить массу времени на бесполезные карточки. И на каждый чих программа будет говорить «Великолепно! Потрясающе! Превосходно!». По моему мнению, они являются средством дебилизации, а не обучения, - говорит она. Выпускники. «Что будет с ЕГЭ и поступлением?» Среди всех школьников, наверное, совсем не просто сейчас одиннадцатиклассникам. С одной стороны, появилось больше времени для подготовки к ЕГЭ, так как не надо отвлекаться на походы в школу, прогулки и т.д. С другой стороны, в квартире, где находятся еще несколько членов семьи, постоянно мешает посторонний шум, сбивается режим дня, снижается продуктивность работы, да и с некоторыми репетиторами теперь порвана связь, так как не все переносят консультации в онлайн. Ко всему этому – переживания о будущем. - Сейчас немного не понятно, как мы будем сдавать ЕГЭ, что будет потом. Это давит на выпускников. Мало того, что у нас скорее всего не будет последнего звонка и выпускного (никто уже на это не надеется) так еще и страшно из-за неизвестности будущего. Перенесли ЕГЭ, но не факт, что не перенесут снова. Еще и поступление. У меня вдобавок еще творческий конкурс. Лично мне очень страшно и обидно, я очень ждала выпускного и последнего звонка, - делится переживания Даша Никитина из гимназии №52, которая планирует поступать на факультет журналистики. К экзаменам по выбору Даша готовится в онлайн-школе, в которой начала заниматься еще прошлым летом. Кроме того, дистанционно консультации проводят учителя ее гимназии. Но все-таки самоизоляция внесла свои коррективы в подготовку к ЕГЭ. - У меня был замечательный репетитор по русскому языку, но из-за карантина мы не можем заниматься, поэтому приходится самой. Периодически я кидаю ей свои сочинения, но, честно говоря, редко, потому что из-за прекращения занятий у репетитора этот предмет ушел на второй план, - говорит Даша. Уроки у одиннадцатиклассников проходят по расписанию с учетом всех перемен. Учителя связываются с детьми на самых разных платформах, у которых есть функция видеоконференции: Skype, Zoom, Teams. Физкультура проходит в теоретическом формате – школьники занимаются по учебникам или сдают рефераты. - Трудности были и бывают. Иногда проблемы со связью, интернетом, не слышно преподавателя или не видно материалы, которые он дает. Удаленка мне не очень нравится: целый день дома, не видишься с одноклассниками. А по поводу организации и проведению уроков - очень даже хорошо, учиться можно! – рассказывает ученик 11-го класса гимназии при ДГТУ Альберт Семенов. Учителя. «Начинаем более эффективно использовать информационные технологии» Педагогам в новых условиях пришлось первое время учить не только детей, но некоторых родителей. Ведь не все раньше сталкивались с электронными образовательными ресурсами и самыми разнообразными программами и мессенджерами, а теперь родителям пришлось их освоить вплотную, чтобы помочь своим чадам. - Приходилось первое время оказывать консультации еще и в этой области. Хочу с радостью отметить, что многие восприняли это как действительно необходимое в наш век знание, до освоения которого не доходили руки, и вот он – шанс покорить эту вершину, - вспоминает учитель английского языка школы №60 Татьяна Некрасова. Теперь Татьяна к каждому домашнему заданию прописывает подробную инструкцию, рассчитанную не только на детей, но и на родителей. - А еще дети и родители захотели идти в школу, они поняли, что там учат, что с учителями легче и лучше, - говорит она. - Насколько я знаю, не всем школам Ростова удалось полноценно перейти на дистанционное обучение. Когда ребят просто заваливают домашними заданиями - это не обучение. В лицее мы подготовились к проведению дистанционного обучения. Выбрали простую платформу и проводим урок в форме видеоконференции. Для учителей закупили веб-камеры, выдали ноутбуки тем, кто в этом нуждался, - говорит учитель истории и обществознания лицея №11 Александр Рябчук. Педагог отмечает, что не хватает живого общения с классом, нет возможности видеть всех учеников сразу. Но дисциплина во время онлайн-урока на удивление стала лучше, так как дети не отвлекаются друг на друга. - На онлайн-уроке я могу быстро сориентироваться по ситуации и, воспользовавшись поиском в интернете, показать материал, который нужен в конкретный момент. Могу сразу показать ребятам, как пользоваться компьютером в обучении (например, облачным хранилищем). Плюс для всех нас в том, что мы в образовании более эффективно начинаем использовать новые технологии, лучше узнаем их, - считает он. Студенты. «Уже все мечтаем, как встретимся и будем бегать по аудиториям» Раньше всех на удаленное обучение перешли вузы – после того, как Минобрнауки дало им такую рекомендацию. Когда школьники были еще на продленных каникулах, преподаватели вузов уже проводили занятия онлайн. - Пары у нас проходят так: лекции читают нам на специальной интернет-платформе в прямом эфире. То есть мы видим и слышим преподавателя, видим, что он демонстрирует на своем экране. Расписание осталось прежним, ничего не изменилось. Но над выполнением заданий приходится сидеть дольше, так как в универе, если что непонятно, можно сразу спросить у преподавателя, а дома с ним приходится общаться в чате, - рассказывает Света Морозова, второкурсница РГУПС, которая учится на факультете Информационные технологии управления. В удаленном обучении она нашла для себя и большой плюс: теперь не нужно вставать очень рано и ехать на пары в душном автобусе, а главное – можно находиться не в Ростове, а дома с семьей. - Трудности заключаются в том, что сложно выбраться из некого состояния лени и сосредоточиться на учебе и работе. Другой минус в том, что ты сидишь у ноутбука часов шесть, не вставая – «засиживаешься». И, конечно, отсутствие живого общения с друзьями и одногруппниками. Мы созваниваемся в Teams, Skype и других программах, но это все равно не то, - говорит второкурсница Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ Даша Кельян. - Плюсы дистанционного обучения – ты не тратишь время и деньги на проезд до института. Хотя время все равно куда-то пропадает или уходит на выполнение домашних заданий, так как, кажется, что задавать стали больше и программа бежит вперед. По правде, уже все мечтаем, как встретимся в институте и будем бегать по аудиториям.