Исследователи из НИУ ВШЭ совместно с коллегами из США проанализировали эффективность дистанционного обучения по сравнению с традиционными очными занятиями и пришли к выводу, что такой метод преподавания не уступает по качеству традиционному обучению, но при этом позволяет обучить на 15-18% больше студентов. Результаты экспериментального исследования опубликованы в журнале Science Advances. В ходе эксперимента исследователи анализировали успехи 325 студентов-второкурсников, обучающихся по направлениям подготовки «машиностроение» и «строительство» в трех региональных российских вузах. Участники изучали два обязательных курса в разных форматах. Перед началом обучения их случайным образом определили в одну из трех групп. Первая проходила обучение в традиционном формате, вторая смотрела лекции онлайн и приходила на очные семинары (смешанный формат), а третья — осваивала весь курс дистанционно, обсуждая непонятную информацию с преподавателями на форумах. Для исследования авторы использовали два онлайн-курса Уральского федерального университета, размещенные на национальной платформе «Открытое образование». Результативность исследователи оценивали по трем параметрам: уровень освоения дисциплины (оценка за письменный экзамен), оценки за задания в ходе курса и уровень удовлетворенности учебным курсом. Обнаружилось, что уровень освоения дисциплины не различался во всех трех группах. Однако студенты, которые проходили курс в онлайн-формате, были чуть менее удовлетворены процессом обучения. Исследователи считают, что это преимущественно связано с отсутствием опыта и навыков обучения в онлайн-среде, в частности, навыков тайм-менеджмента. При почти равных образовательных результатах затраты на обучение одного студента в смешанном формате оказались меньше на 15-19%, а в дистанционной форме — на 79-81% в зависимости от курса. И это даже при учете расходов на создание и поддержку онлайн-курсов. Согласно полученным авторами исследования данным, если вузы полностью перейдут на дистанционный формат, то при тех же затратах на обучение смогут увеличить число студентов на 15-18%. «Мы показали, что качественные онлайн-курсы больше не могут считаться второсортным способом обучения. Их эффективность оказалась не ниже, чем у традиционных методов обучения», — подчеркивает ведущий автор исследования Игорь Чириков, старший научный сотрудник Калифорнийского университета в Беркли и сотрудник Института образования НИУ ВШЭ. По словам ученых, на сегодняшний день важно инвестировать в создание продвинутых онлайн-платформ, интерактивного онлайн-контента и развитие новых методик преподавания. Это позволит расширить доступ к качественному образованию без существенного увеличения затрат и повысить гибкость траекторий студентов. Также такая мера поможет подготовиться к разным непредвиденным ситуациям, таким как пандемия коронавируса, которая сегодня вынуждает все учебные заведения мира переходить на онлайн-формат и обучать студентов дистанционно. Важно, что при этом необходимо сохранять качество обучения. Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще. Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.