Войти в почту

Московский авиационный институт отмечает 90-летие

В понедельник, 16 марта, в Московском авиационном институте началась праздничная неделя, приуроченная к 90-летию вуза. «Вечерняя Москва» выяснила, чему сегодня учат будущих авиа- и ракетостроителей. В состав Московского авиационного института (национального исследовательского университета) сегодня входят 13 институтов и 5 филиалов. У каждого — своя специфика, история, партнеры и разрабатываемые проекты. Чтобы представить масштаб научной работы, достаточно пройтись по нескольким локациям, даже необязательно заглядывать туда, где ведутся секретные разработки. Первый зал, куда университет пустил прессу — лаборатория кафедры «Проектирование самолетов», «ангар», как называют его студенты. Здесь выставлены советские и современные модели самолетов, разрезанные так, что виден едва ли не каждый винтик. И тут, под крылом самолета, проходит ряд занятий. — Прежде чем что-то сделать самому, нужно посмотреть, как это делали до тебя, — рассказывает Михаил Калинин, студент третьего курса, обучающийся по специальности «Самолето- и вертолетостроение». — Именно таким образом, зарисовывая и постепенно переходя к моделированию отдельных составляющих, студент накапливает базу конструкторских решений, которыми сможет пользоваться на протяжение всей своей жизни. Сердце любого летательного аппарата — двигатель. В учебно-музейном центре института по «Авиационным, ракетным двигателям и энергетическим установкам» демонстрируют ионные двигатели, предназначенные для полетов в дальний космос. Испытывать их можно только в вакууме. Потом отводят туда, где выставлены двигатели для самолета. Обилие деталей и соединений между ними невольно наводит на мысли о том, что самолет — будто живой организм. — Мы единственное в Европе учебное заведение, которое занимается всеми типами летательных аппаратов, — рассказывает руководитель кафедры Теории воздушно-реактивных двигателей Алексей Агульник. — Двигатели для воздушной техники умеют делать только четыре страны в мире: Россия, США, Великобритания и Франция. Это супертехнология, которая говорит о технологическом уровне страны. Температура в двигателе превышает температуру плавления металла, из которого он состоит, поэтому очень сложно сделать так, чтобы механизм работал. Как рассказал Алексей Агульник, воспроизвести иностранный двигатель невозможно, даже имея все чертежи и схемы, потому что нужно досконально знать специфику производства, сам процесс до последней мелочи. Едва ли не главным событием на праздничных мероприятиях, приуроченных к 90-летию университета, стало открытие новой учебной лаборатории, в которой выставлен полноразмерный образец орбитальной пилотируемой станции «Алмаз». Комплекс создавался как орбитальная станция военного назначения. — Таких образцов ракетно-космической техники не увидеть нигде, — делится директор института «Аэрокосмический» Ольга Тушавина. — Кроме станции, у нас представлен многоразовый возвращаемый аппарат, который также был в этой программе. Также вы видите интерактивные стойки с информацией. Они помогут сделать лабораторию доступной не только для студентов, но и для абитуриентов, школьников. Для того чтобы заинтересовать младшее поколение, при МАИ работает детский технопарк, где ребята могут обучиться основам программирования, познакомиться с азами технологий виртуальной и дополненной реальности, узнать как конструировать дроны и управлять ими, поработать над собственным проектом. — Все курсы подразумевают проектную деятельность, — рассказывает менеджер проектов технопарка Антон Мамчиц. — Кто-то рассматривает конкурсные проекты, другие — более практичные. К примеру, один из проектов касается разработки дрона, который поможет исследовать состояние льда озера Байкал. МАИ становится более открытым и для москвичей. В этом году планируют запустить три отдельных маршрута по университету: авиация, космос и двигатели. Они будут доступны для посещения желающим по предварительной регистрации. Актуальную информацию разместят на сайте музея. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Михаил Погосян, ректор МАИ: — В последние годы мы входим в рейтинг ведущих мировых вузов. Говоря о сегодняшних трендах в образовании, стремимся к тому, чтобы оно стало непрерывным. Сейчас мы делаем большой акцент на проф ориентацию школьников, чтобы в Московский авиационный институт приходили люди, которые реально понимают, чем они завтра будут заниматься. Сегодня важно выбрать не вуз, а свою будущую профессию — где ты себя реализуешь. И уже под это нужно строить свою карьеру. СПРАВКА «ВМ» МАИ основан 20 марта 1930 года. Всего в вузе сейчас 9 специальностей и свыше 200 направлений обучения, из которых 70 процентов — аэрокосмические, и только 30 процентов связаны с экономикой, иностранными языками и программированием. Студенты здесь не только проходят обучение и применяют знания на практике, но зачастую и обретают договоренности о дальнейшей работе. Стоит отметить, что из более чем 20 000 студентов МАИ свыше 3000 — на целевом обучении. Читайте также: Реновация станет учебной дисциплиной для студентов

Московский авиационный институт отмечает 90-летие
© Вечерняя Москва