Половое просвещение в школах РФ должно учесть риски для детской психики
Половое просвещение в школах России необходимо, однако программа должна быть грамотной, а к ее подаче должны привлекаться специалисты. К такому выводу пришли эксперты на брифинге в пресс-центре Медиагруппы "Патриот". Споры "за" и "против" введения уроков полового просвещения обострились в последние дни, когда на весь мир прозвучала исповедь канадца Роберта Хугленда. Британский суд постановил, что его 14-летняя дочь может принимать тестостерон для изменения пола вне зависимости от согласия родителей. Роб яростно протестовал против такого решения, заявляя, что его дочь инъекции мужских гормонов "уничтожают и стерилизуют". Суд же объявил, что родители отныне обязаны относиться к дочери как к мужчине. Интервью журналистам, которые по этому поводу дал Хугленд, лишь разозлили судью. Новое решение Фемиды гласит: если родители будут уличены в обращении с ребенком как с девочкой, полиция имеет право арестовать их без судебного постановления. По сути, Хугленда лишили возможности не только влиять на жизнь ребенка, но и публично протестовать против судебных решений. "Я сам стал жертвой так называемого "секспросвета", когда учился в школе Финляндии, - рассказал представитель РИСИ в странах Северной Европы, доктор общественно-политических наук, доцент криминологии и социологии права Йохан Бекман. – Нам это преподавали в 11-летнем возрасте уже в 1970-х. Эти уроки были унизительными и неприятными, они запомнились на всю жизнь. И многие страны идут по либеральному пути, все активнее пропагандируя гомосексуализм и отказываясь от традиционных ценностей. Это террор против детей – дошло до того, что Западная Европа отрицает понятие "мама" и "папа", приучая население "номеровать" родителей. Я считаю, что это одна из форм насилия против детей. А насилие в отношении родителей мы видим на примере канадца Хугленда – он отнюдь не единичен. То есть общей идеологией стала антисемейная и антидетская пропаганда". Половое воспитание не решает заявленные проблемы Программы полового воспитания существуют в разных странах мира. В Нидерландах первые знания на этот счет дети получают уже в 4-7 лет в рамках курса биологии. В Великобритании такие занятия добровольны, в Германии, наоборот, обязательны. Педантичные немцы с первого класса школы рассказывают детям о половых различиях, абортах, венерических заболеваниях, сексе и контрацепции. По этому предмету есть контрольные и экзамены. "Вопрос сексуального просвещения очень тонкий, - отмечает врач-психиатр Алексей Фокин. – И нельзя говорить, что как только мы введем секспросвет в школах, резко снизится заболеваемость ВИЧ, гепатитами и другими половыми инфекциями. Мировая практика показывает, что такие программы на Западе и в Африке за последние 20 лет к этому не привели. Хотя именно под этим соусом введение таких уроков пропагандируется. В той же Британии заболеваемость только растет. Крайне важен и возраст, когда человеку объясняются основы полового воспитания. Если делать это, когда нежная психика ребенка еще не готова, можно нанести ему психологическую травму на всю жизнь. Условно говоря, здесь сравним эффект удара молотком по хрусталю и железу – такая же разница будет для сознания ребенка, если преподавать ему знания о сексе в 11 и 15 лет. Стойкость психики уже кардинально разная". "В системе полового воспитания знания о сексе занимают лишь одну из восьми-девяти составляющих, - считает Равиль Назыров, доктор медицинских наук, врач-психотерапевт, директор ИПМП им. Б. Д. Карвасарского, эксперт Научного совета Минздрава России, эксперт и член совета Национальной медицинской палаты. - В числе прочих уважение к партнеру, совместное ведение хозяйства, выбор партнера на всю жизнь в целом. Начинать такое образование нужно с объяснения, что такое дружба, потом переходить к более сложным вопросам. К программе должны подключаться сексологи, психологи, опытные педагоги". Государство не спешит обсуждать секспросвет Половое воспитание во Франции является частью школьной программы уже больше сорока лет. В 8-9 классах школа выделяет на этот предмет 40 часов и делает особый упор на вопросы контрацепции и уважения к партнеру. В США существует два типа преподавания полового просвещения в школах — "полное" и "ограниченное воздержанием". То, какая программа в итоге окажется у ребенка, зависит от штата, типа школы и даже директора. В случае полного полового воспитания ребенок с 3 по 10 класс будет получать информацию о половых различиях, беременности, родах, контрацепции, заболеваниях половой сферы, сексуальной ориентации, насилии "Воспитание – это в первую очередь традиционные семейные ценности, - резюмирует завкафедрой педагогики и психологии Ленинградского областного института развития образования Инна Васютенкова. – И очень важно создать условия, когда школа взаимодействует с семьей, чтобы присущие нашему обществу эффективно передавались новому поколению. Тем более, что большинство специалистов признают кризис семьи в том числе в России. Сейчас на уровне Минобразования не обсуждается введение в учебные программы специального курса полового воспитания. Не предусмотрено это и в рамках коррекции методик преподавания биологии – во всяком случае, за последние два года на педагогических советах речь об этом не шла. С другой стороны, активно обсуждается повышение вопросов безопасности детей. Это одна из ключевых тем образования. В ее рамках можно поднимать те или иные аспекты полового воспитания – психологическая безопасность, территория без насилия или уважение к партнеру. Кроме того, могут создаваться отдельные образовательные программы на основании договоренностей директоров школ и родителей".