За и против: учёба на дому — что об этом думают калининградские родители, учителя и психологи
В Калининградской области на дому учатся 322 ребёнка, из них с ограниченными возможностями — 213. Всего в России более 20 тысяч детей занимаются вне школьных стен, и с каждым годом популярность такого образования растёт. О плюсах и минусах "заочки" "Клопс" рассказали педагоги, родители и семейный психолог. Что приобретает школьник, когда переходит на семейное обучение 1. Ребёнок становится самостоятельнее и больше внимания уделяет предметам, которые потребуются для поступления в вуз. Родители учатся больше доверять сыну или дочери и не вмешиваться в его учёбу. "Мне обучение напоминает "заочку" — готовишься и сдаёшь экзамены. Всё остальное время занимаешься чем угодно. Соня уже сдала пять предметов из десяти за шестой класс, все на четверки и пятёрки. На самом деле у неё свой план выработался, выделено время на занятия и на отдых, я доверяю ей. У нас нет репетиторов или помощников", — рассказала многодетная мама Ирина Рычкова, чья дочь перешла на семейное обучение. 2. Качество образования повышается. Ребёнок получает возможность общаться с педагогами индивидуально и может осваивать программу быстрее сверстников. "Есть люди, которые видят, что ребёнок в школе ничего для себя не получает, потому что уровень класса в среднем ниже, чем возможности и способности ребёнка. Если в первый класс пришёл человек, который "Волшебника Изумрудного города" прочёл полностью, ему приходится ждать, когда по слогам весь класс перечитает. Если родитель такое наблюдает, он хочет своему ребёнку дать больше", — отмечает семейный психолог Татьяна Шиварёва. "Проблемы у всех примерно одни и те же. В первую очередь это недовольство качеством образования в школе рядом с домом, когда ученик не понимает, как рассказывается материал, делится этим с родителями, и они начинают эту проблему решать. Те, кто может себе позволить репетитора — решают её с помощью репетиторов, а большинство ищут замену через интернет", — пояснил директор домашней школы InternetUrok Павел Арсеньев в эфире "Business FM — Калининград". 3. Если у ребёнка не сложились отношения с одноклассниками, учиться дома ему комфортнее. "Переход на домашнее обучение целесообразен в случае, если существуют конфликтные ситуации с учителями и одноклассниками, из-за которых ребёнок категорически отказывается посещать образовательное учреждение", — рассказала замдиректора калининградской школы №36 Ирина Плёнкина в эфире "Business FM — Калининград". "Кто-то столкнулся с тем, что ребёнку эмоционально в школе тяжело. Либо есть травля и буллинг, либо ему просто некомфортно, когда одноклассники с ним не ладят или педагог кричит и жёстко обращается", — говорит психолог Татьяна Шиварёва. 4. Налаживаются отношения в семье, у родителей и ребёнка появляется больше тем для совместного обсуждения. "Бывают очень позитивные сценарии, когда родители заметили, что ребёнку некомфортно в школе, и поддержали его желание. А потом он меняется на глазах, за три месяца семейного образования оттаивает, и дома отношения становятся теплее, появляются темы, на которые можно говорить, семья больше времени проводит вместе", — рассказывает психолог. С какими трудностями можно столкнуться на семейном обучении 1. Не все преподаватели любят работать с "хоумскулерами", потому что на них приходится тратить больше сил. "Мы сначала перешли на семейную форму и столкнулись с рядом проблем. Во-первых, очень сложно договориться о комфортном графике сдачи аттестаций. Во-вторых, всё равно остаётся субъективное мнение учителя, который в хорошем настроении ставит одну оценку, в плохом — другую", — рассказала в эфире "Business FM — Калининград" многодетная мама, основатель Центра поддержки семейного образования Гузель Гурдус. 2. Некоторым детям нужен постоянный контроль. У работающих родителей такой возможности, как правило, нет. "У меня ребёнок недолго учился на семейном образовании. Я человек очень загруженный, не могу контролировать, не получилось. Не все могут так учиться", — отметила репетитор Ирина Клинцевич в эфире "Business FM — Калининград". "Родители, как правило, посещали традиционную школу. Получается, что школа внутри нас. Когда мы забираем ребёнка на семейное обучение, то начинаем воспроизводить дома ту же школу. Мы начинаем школьника сторожить, ругать, давить на него. Вроде бы забрали, чтобы было комфортно, а развивается конфликт. Родитель может бояться, что ребёнок чего-то не получит", — рассказала психолог Татьяна Шиварёва. 3. Детям не хватает общения со сверстниками. "Страдает социализация, об этом очень много говорится", — отметила член комиссии Общественной палаты России по развитию образования и науки Елена Истягина-Елисеева в эфире "Business FM — Калининград". "Дочь скучает по одноклассницам. Компенсируем общение в кружке, ходим на гимнастику", — рассказала Ирина Рычкова. 4. Дома трудно обеспечить полноценные практические занятия. "Большой проблемой стала как раз практика, потому что значительная часть школьных предметов связана с ней — физика, химия да даже труд. Никто для ребёнка на семейном обучении не сделает химическую лабораторию, физические опыты и так далее", — отметила Елена Истягина-Елисеева. 5. Дистанционное образование не позволяет сэкономить. "По деньгам, если посмотреть, получается примерно то же самое, что мы ребёнка отправляем в школу: даём ему на проезд, обеды, форму покупаем, какие-то принадлежности. мы учились в дистанционной школе InternetUrok, около четырёх тысяч в месяц стоит это, десять месяцев — 40 тысяч", — отметила Ирина Клинцевич. Для перевода на "заочку" нужно согласие ребёнка и его родителей и рекомендация психолого-медико-педагогической комиссии. Ученик может вернуться в школу в любой момент. 17-летняя калининградка рассказала о своём опыте семейного обучения и отношении учителей.