Определение «обучающийся с ОВЗ» в новом учебном году использоваться не будет
На портале госуслуг РФ появился проект закона, предлагающий заменить определение «обучающийся с ограниченными возможностями (ОВЗ)» на «обучающийся с особыми образовательными потребностями». Представленный для обсуждения документ нацелен на решение противоречий в части использования в правоприменительной практике понятий «инвалидность» и «ограниченные возможности здоровья», которые в российском законодательстве тождественными не являются. Определение «обучающийся с ОВЗ» в новом учебном году использоваться не будет / https://distant.vseobych.com/ Кроме того, в законопроекте предлагается редакция категории «обучающиеся с умственной отсталостью» на «обучающиеся с нарушениями интеллекта». «Обучающийся с особыми образовательными потребностями» В документе, в частности, поясняется, что инвалидность и ограничения по здоровью в российском законодательстве характеризуют лиц разных категорий. В частности, статус инвалида ребёнку присваивает бюро медико-социальной экспертизы на основании расстройств функций организма, которые приводят к ограничению жизнедеятельности. Что же касается статуса обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, то его присваивает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) на основании имеющихся особых образовательных потребностей, вызванных различными нарушениями, которые препятствуют получению образования без создания для этого специальных условий. Иными словами, категория «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» определена с точки зрения необходимости создания специальных условий для получения образования, а не с точки зрения ограничений по здоровью. В связи с данными обстоятельствами опубликованный проект закона предлагает указанную категорию обозначить по-иному – как «обучающийся с особыми образовательными потребностями». Ребёнок-инвалид Поскольку не каждый ребёнок-инвалид нуждается в специальных условиях для получения образования, он может не являться обучающимся с особыми образовательными потребностями и иметь право получать реабилитационные услуги в сферах здравоохранения или социальной защиты. При этом один и тот же учащийся может иметь одновременно статусы инвалида и лица с особыми образовательными потребностями. Для того чтобы ребёнку-инвалиду обеспечить специальные условия для получения качественного доступного образования с учётом его особых образовательных потребностей, ему нужно пройти комплексное обследование комиссии (ПМПК), которая выдаст соответствующее заключение. В связи с данными обстоятельствами представленный для обсуждения документ предлагает новую редакцию определения категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с которой ребёнок-инвалид приравнивается по правовому статусу к лицу с особыми образовательными потребностями в случае подтверждения заключением ПМПК наличия нарушений, препятствующих получению образования без создания спецусловий. Помимо всего изложенного выше, в проекте закона предлагается заменить определение категории «обучающиеся с умственной отсталостью» на «обучающиеся с нарушениями интеллекта», а «обучающиеся со сложными дефектами» на «обучающиеся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития». Также в опубликованном для обсуждения законопроекте есть поправки, касающиеся обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, работы центров медицинской, социальной, психологической помощи, корректировки адаптированных программ и изменения перечня специальных условий для соответствующих категорий детей. В случае утверждения данного проекта федеральный закон вступит в силу с 1 сентября текущего года.