Войти в почту

Надежда Перфилова: Если ничего не прячешь от людей за пазухой и в карманах, то выходишь перед ними, ничего не боясь

Продолжаем знакомить горожан с депутатами Московской городской думы седьмого созыва. На выборах столичных парламентариев, которые прошли 8 сентября 2019 года, победу в избирательном округе № 7, как и в предыдущий раз, одержала Надежда Перфилова. В беседе с корреспондентом «Вечерней Москвы» она рассказала о детской мечте и взрослом выборе, о том, что плохих детей не бывает, о советском «огурцовом» тесте и суперсовременном IT-полигоне. Она умеет добиваться успеха. Директор одной из лучших столичных школ и дважды депутат Мосгордумы жалеет только об одном: стало не хватать времени самой вести уроки. Лягушки-«подпольщицы» Из роддома меня принесли в коммуналку у станции метро «Красносельская». Девять квадратных метров. Мало что помню из раннего детства, но одно четко: поднимешь половую доску, а там — вода, лягушки квакают. Мне это очень нравилось. Родителям, как я сейчас понимаю, не нравилось совсем. Когда мне было три года, семье дали новую квартиру. Отец работал водителем. Мама — сотрудница Московского метрополитена, в 1941-м совсем молоденькой девушкой дежурила на крышах, гасила немецкие зажигательные бомбы в ведрах с песком. Столицу тогда от вторжения фашистов защищали не только солдаты Красной армии, но и такие, как она. Антонина Михайловна получила награду за оборону Москвы. По жизни мама — боец! Она все успевала: и на работе почетные грамоты за ударный труд получала, и в Хоре имени Пятницкого пела, и депутатом райсовета в советские годы была. Так что я депутат «потомственный». Маме 96 лет сейчас, мы вместе с ней живем. Характер не переделаешь Я — сомневающийся человек. Решая любую проблему, посоветуюсь с людьми, сама семь раз отмерю... Не сомневалась только в выборе профессии. Декретные отпуска прежде были маленькими, работающие родители меня с пяти месяцев отдали на пятидневку в ясли, потом — детский сад, затем школа с продленкой. Воспитателей и учителей я видела чаще, чем папу с мамой. После восьмого класса поступила в педучилище. Знания и навыки, полученные там, до сих пор ценю больше, чем то, что дали мне после в вузах. Практика работы с детьми — это все оттуда. Каждое лето — пионервожатой в лагерях, стройотряды, где я была бригадиром. Дома мой диплом так и не увидели — сразу отнесла его в приемную комиссию пединститута. Поступила осознанно на заочный: работать очень хотелось. А в Москве тогда случилось «перепроизводство» учителей начальных классов. Не было распределения, и куда ни пойду, везде один ответ: — Все ставки заняты. С трудом устроилась на работу туда, откуда все разбегались. Школу № 656 в Бескудниках называли ШПШ — «школой подрастающей шпаны». Директора в тот момент там не было, педагогический коллектив лихорадило, дрязги шли постоянные, муторные. А дети... Я так скажу: во все времена старшее поколение сетует: молодежь пошла «не такая». А я любила и продолжаю любить всех из своего первого класса. Моим мальчикам и девочкам сегодня по 51 году. Сейчас, если мерить по десятилетиям, мы с ними практически ровесники — разница у нас 12 лет. А тогда я для них была существо неземное — «учительница первая моя»... Мы нашли общий язык и сегодня со многими поддерживаем хорошие отношения. Их дети у меня учились, сейчас внуков уже приводят. Спрашиваю: а помнишь, как я тебя «гоняла»? Мало, отвечают, Надежда Рафаиловна, вы меня «гоняли», к внуку относитесь построже... А с коллегами отношения... Со мной произошло то, что могло перечеркнуть всю карьеру. Я была кандидатом в члены партии. Обычно через год кандидатского стажа 99,99 процента людей практически автоматом зачислялись в ряды КПСС. А меня не приняли, партийная организация школы отказала в доверии. По работе мне претензии предъявить было невозможно. Припомнили, что я открыто говорила о недостатках в работе учительского коллектива, «много себе позволяла», критикуя в свои девичьи годы «старших товарищей». А я ничего не могу с собой поделать: когда вижу несправедливость, меня колотит, и я иду в драку. До сих пор такая, характер не переделаешь. На работу — в резиновых сапогах После замужества и рождения дочери мы с мужем переехали, я стала работать учителем математики в школе № 660 в районе Западное Дегунино. Долго там преподавала — без малого два десятка лет. На второй год стала завучем, организовывала одни из первых в Москве гимназические классы. В 1998-м меня назначили директором новой школы. Ее только возводили в Дегунине. Я поневоле погрузилась в неведомый прежде мир, полный мата и романтики, — стройку! Ходила на работу в резиновых сапогах, изучала СНИПы (строительные нормы и правила. — «ВМ»), ругалась с прорабами. Чтобы «добыть» качественные стройматериалы, пробилась на прием к Ресину (Владимир Ресин в те годы был первым заместителем премьера правительства Москвы — руководителем Комплекса перспективного развития. — «ВМ»). Владимир Иосифович помог, и 1 сентября 1999 года я провела в новеньком здании первую линейку. За мной из моей прежней, 660-й школы, ушли 17 классов — все гимназические, которые я прежде курировала. Ученических мест было 550, а учеников — в три раза больше. Заниматься детям пришлось в две смены, но уходить никто не хотел. Сейчас в результате объединения нескольких школ создано Городское бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа (ГБОУ СОШ) № 2098 имени Героя Советского Союза Льва Михайловича Доватора», в которой пять школ и семь детсадов. На балансе 15 зданий, в которых занимаются 6090 воспитанников и обучающихся, работают 180 учителей и 340 педагогических работников различных специальностей. Большое хозяйство. Каждое утро меня ждут неожиданности, но я к ним привыкла. Все дело — в любви, а я люблю свою работу. Первопроходцы IT-полигонов На моих глазах в российском образовании произошли и происходят большие перемены. Рада, что мы, наша школа, в них участвуем не статистами, а первопроходцами. В феврале этого года именно в нашей школе Сергей Семенович Собянин провел встречу с представителями IT-отрасли, ректорами ведущих вузов страны и директорами городских школ. Мэр Москвы предложил открыть в столице IT-классы для школьников. А пилотный проект организовали в столице мы. Годом раньше пустующий большей частью учебного года актовый зал решили превратить в IT-полигон. Цель была такая: чтобы уже малыши могли прийти туда и узнать, что такое информатика, начать изучать информационные технологии, в мире которых нынешней молодежи предстоит жить и работать. Спасибо городскому Департаменту образования и науки: идею поддержали и выделили деньги — 120 миллионов рублей! — на закупку оборудования, которым не все вузы могут похвастаться. Таких образовательных площадок в Москве еще не было, поэтому у нас имелся большой простор для креатива: только придумывай и экспериментируй! Сегодня пространство нашего школьного IT-полигона оснащено современной вычислительной техникой, робототехническими конструкторами, наборами по микроэлектронике и мехатронике, модулями 3D-сканирования, 3D-принтерами и станками с числовым программным управлением. Презентационные и проектные площадки оснащены интерактивными многофункциональными панелями и интерактивными кульманами. Мэр Москвы оценил важность проекта и поддержал его. Сейчас наш опыт распространяется в других школах города. Партнерами и разработчиками программ для IT-классов стали крупные российские технические университеты и ведущие отечественные IT-компании. Огурцы и родители Если очень просто, то в педагогическом процессе заняты три участника: учитель, ученик и его родители. Детей плохих не бывает: что вложишь в открытую душу ребенка, то и получишь. Педагогов можно подобрать хороших. Учитель в столице сегодня получает в среднем 117,5 тысячи рублей, работа стабильная, вновь уважаемая в обществе, и люди за нее держатся, стараются. «Слабое звено» — родители. Многие оправдываются: времени на воспитание детей нет, надо зарабатывать деньги. Но дело ведь не в количестве часов, которые человек проводит с ребенком. Больше всего на воспитание влияет уклад жизни в семье. У меня есть личный тест, по которому я уже 40 лет могу определить, какие ценности приоритетны в семье ученика. В маленьком рассказе советского детского писателя Николая Носова рассказывается о мальчике Котьке, который украл на колхозном поле огурцы. Он принес их домой и рассказал маме, где взял. Мать отправила его отнести ворованное обратно. Наступала ночь, мальчик боялся, что его накажет старик сторож, но женщина была непреклонна, и сын, боясь темноты и наказания, все же был вынужден выполнить ее приказ... Я спрашивала своих второклашек: а как бы поступила твоя мама, если бы ты принес домой украденное? Природа человеческая всегда одинакова. И в 1975 году дети из моего первого класса говорили разное. Кто-то о том, что точно так же, как в рассказе Носова, и они понимают почему. Другие считали, что при этом мама у Котьки — злая. А один мальчик был уверен, что мать сказала бы ему: — Положи в холодильник и не говори папе. Мы отражаемся в наших детях больше, чем это сами себе представляем. Юной выпускницей педучилища я рассказала о результатах «тестирования» на родительском собрании, и тогда кто-то густо краснел. Не знаю, каких мам больше сегодня... ...Кстати, в рассказе про огурцы все закончилось хорошо, сторож простил мальчика, а Котька получил урок на всю жизнь. Наверное, он вырос хорошим человеком. Без надежды жить нельзя Жизнь — как открытый урок. Если тебе есть что сказать, если ничего не прячешь от людей за пазухой и в карманах, то выходишь перед ними, ничего не боясь. Перед выборами в Мосгордуму мои встречи с избирателями — жителями районов Восточное Дегунино, Дмитровский, часть района Западное Дегунино, часть Бескудниковского района — часто начинались по одному сценарию. Да не рассказывайте о себе, говорили мне, мы и так все знаем, учились у вас сами, и дети наши у вас учились... Зачем мне депутатство? Работа в парламенте многомиллионного мегаполиса изменяет масштаб видения проблем. После избрания в состав Московской городской думы у меня появились иные возможности для решения вопросов по профилю работы. Но и круг обязанностей стал намного больше. Приходится вникать в проблемы благоустройства и многие другие. Их немало — проблем, волнующих моих избирателей. Детские площадки во дворах, зеленые насаждения, парковки — все это, скажу так, вопросы насущные, но привычные, рутинные. А были случаи, которые запомнились, видимо, на всю жизнь. ...Пришла в депутатскую приемную пожилая женщина. Дочь умерла, двое детей остались на руках у зятя. Он — пьяница. По закону забрать у родителя мальчика и девочку, которая с особенностями в развитии, нельзя. А оставлять жить в настоящем притоне — кем они вырастут? Вместе с сотрудниками органов опеки нам пришлось немало потрудиться, пока дети не были переданы на попечение бабушке. Но с полной безнадежностью столкнулась, когда ко мне обратился инвалид-колясочник, который в результате заболевания лишился руки и ног. Много лет семья стояла в очереди на улучшение жилищных условий. Наша совместная работа с Департаментом городского имущества привела к тому, что мужчине была предоставлена отдельная жилая специализированная площадь. Теперь у него есть возможность самостоятельно выезжать на улицу: жилье находится на первом этаже. Если вы не любили... У меня любимая работа, мама жива, успешная дочь, хорошие внук-студент и внучка-школьница. Не хватает сейчас одного. Четыре года уже не вхожу в класс, не веду сама уроки. Да что это я... Как говорится, «если вы не любили, то вам не понять»... ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Надежда Рафаиловна Перфилова родилась 4 января 1956 года в Москве. Окончила педагогическое училище, Московский государственный заочный педагогический институт, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт открытого образования». Работала учителем начальных классов, преподавала математику, продолжает педагогическую деятельность в качестве директора ГБОУ СОШ № 2098 имени Героя Советского Союза Л. М. Доватора. Награждена медалями «Во имя жизни на Земле», «За вклад в развитие образования», «В память 850-летия Москвы». Лауреат премии города Москвы, удостоена нагрудного знака «Отличник народного просвещения». Депутат Московской городской думы шестого созыва (2014–2019 годы). Вновь избрана депутатом МГД 8 сентября 2019 года. СПРАВКА ГБОУ СОШ № 2098 имени Героя Советского Союза Л. М. Доватора — крупный многопрофильный образовательный центр. В школе, расположенной в Западном Дегунине, ученики занимаются по четырем профилям: технологическому, социально-экономическому, гуманитарному и естественно-научному. Школа участвует в нескольких городских проектах: «IT-класс в московской школе» (один класс), «Инженерный класс в московской школе» (три класса), «Медицинский класс в московской школе» (два класса), «Математическая вертикаль» (шесть классов), «Школа новых технологий», «Московская электронная школа», «Умная школа» Российского движения школьников» и «Московское долголетие». В образовательном центре работает 269 кружков, в которых также занимаются ученики и других школ Северного округа Москвы. Из 169 выпускников школы № 2098 2019 года 15 были удостоены медали правительства Москвы «За успехи в обучении». Читайте также: Сергей Собянин: Люди и их таланты — главный капитал

Надежда Перфилова: Если ничего не прячешь от людей за пазухой и в карманах, то выходишь перед ними, ничего не боясь
© Вечерняя Москва