Губернатор, ректор и школьники рассказали Правительству об итогах нацпроекта «Образование»
В режиме телемоста рассказать о проделанной работе собрались самые разные представители регионов - от губернаторов до школьников, посещающих недавно открытые детские технопарки «Кванториум», Дома научной коллаборации, центры цифрового образования детей «IT-куб», центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов. Педагоги и руководители центров расскажут о том, что привнес 2019 год в их профессиональное развитие. Мероприятие пройдет в рамках Международного конкурса инженерных команд «Кванториада»-2019. Как отметила, обращаясь к участникам мероприятия заместитель председателя Правительства Российской Федерации по вопросам социальной политики Татьяна Голикова, первый год реализации нацпроекта «Образование» стал для всех проверкой на прочность. «Сейчас уже можно сказать, что первые шаги оказались, на наш взгляд, удачными. За 2019 год мы введем почти 160 тысяч новых мест в школах. В 160 организациях откроются 800 новых мастерских и аудиторий. За год прибавляется 15 мобильных «Кванториумов», 15 центров ДНК на базе вузов, 26 технопарков «Кванториум», в итоге в стране будет 110 таких технопарков. 21 IT-клуб, 16 маленьких «Сириусов» по стране...», - привела несколько данных Татьяна Голикова и отметила, что перечислять результаты года можно долго. Среди одного из главных событий она назвала также появление 2 049 «Точек роста» в сельской местности. Нацпроект, по словам Голиковой, формирует новый взгляд на качество и содержание образования и дает новые возможности всем участникам образовательного процесса - и педагогам, и детям, и их родителям. «Президент поставил очень амбициозную задачу - попасть в десятку стран с самым высоким качеством общего образования. У нас сейчас есть все основания не только попасть туда, но и закрепиться там», - подчеркнула заместитель председателя Правительства. В свою очередь, комментируя итоги первого года национального проекта «Образование», министр просвещения РФ Ольга Васильева отметила большую роль в его реализации со стороны глав регионов. «Вы настолько неравнодушны, и все, что происходит сейчас в нацпроекте «Образование», вы поддерживаете искренне... Томск, привет! Вы замечательные, вы молодцы», - упомянула министр пример Томска, где на базе ТГУ в 2019 году открылся Центр развития современных компетенций. Напомним, он создан в рамках национального проекта «Образование» и входит в федеральную сеть ДНК (дома научных коллабораций). Здесь для детей с 5 по 11 классы реализуется 30 дополнительных общеразвивающих программ технической и естественно-научной направленностей. Все программы направлены на формирование 4К-компетенций: креативность, критическое мышление, коммуникабельность и командная работа. «Честно говоря, когда несколько лет назад все это начиналось, у меня были большие сомнения. Сейчас я вижу потрясающие результаты, - обратилась Ольга Васильева к собравшимся. - Это наше будущее, потому что научно-технологический рывок и вся история, которая связана с новыми технологиями, - нам по плечу». Первым в режиме телемоста слово было предоставлено томичам. На связь с Москвой вышли губернатор Сергей Жвачкин, ректор НИИ ТГУ Эдуард Галажинский и томская школьница Ирина Тихонова. «Томск - один из первых и лучших, по нашему мнению, образовательных центров. Президентом России мы определены как пилотный регион для реализации стратегии научно-технологического развития России. И мы сегодня показываем, как можно переходить от экономики ресурсов к экономике знаний, как интегрировать науку и производство и, конечно, как и для чего готовить кадры, которые, как мы знаем, решают все», - сказал в своем выступлении глава региона. Продолжая тему развития системы образования, ректор Томского госуниверситета Эдуард Галажинский добавил, что нацпроект «Образование» очень важен не только для школ, но и для университетов. «По сути, это первый проект системного «выращивания» новой научной молодежи. Поэтому мы к нему относимся очень серьезно и руководствуемся несколькими принципами в своей работе. Принцип первый - ребята попадают не в «игрушечные» научные лаборатории, а в лаборатории, связанные с перераспределением научной ориентации региона. Тематика лабораторий - новая связь, биотехнологии, новые материалы, искусственный интеллект и так далее», - уточнил ректор. Второй принцип, пояснил он, связан с убежденностью, что только личность может воспитать другую личность. Сталкиваясь с выдающимися исследователями, ребята получают новый опыт. При этом под выдающимися исследователями подразумеваются не только великие ученые, которые работают в ТГУ, но и молодежь, которая сегодня совершает научные прорывы в самых современных направлениях. «Ну и третий пункт, это массовое вовлечение ребят в науку. Это особенность нацпроекта, которую мы очень поддерживаем. Вот только в 2019 году мы 4 000 школьников охватили и понимаем, что мотивация сегодня иногда важней способностей. И формирование мотивации в такой деятельности - это ключевая задача. Следующий шаг - а мы в Томске обсуждаем проект Большого университета - использовать всю инфраструктуру научно-образовательного комплекса», - резюмировал Эдуард Галажинский. Возможность рассказать представителям Правительства и Министерства просвещения, а также других регионов о томском опыте реализации нацпроекта была предоставлена также юной жительнице областного центра, которая обучается в Центре развития современных компетенций ТГУ. В прошлом учебном году Арина Трифонова проходила обучение по программе «Космомониторинг природных процессов», в этом году перешла на программу «Молекулярная биология». «Это одна из самых передовых ветвей современной науки, поэтому в данной области невозможно обойтись без высокоточного оборудования. В рамках программы мы посещаем лаборатории Биологического института и Ботанического сада, где можем практически самостоятельно использовать такие экспериментальные методы как ПЦР, электрофорез и многие другие. Знания и навыки которые получаем в программе помогли нам пройти этап олимпиады НТИ», - рассказала школьница. Кроме того, отметила она, обучение на программах в центрах, входящих в сеть ДНК, дает возможность подросткам взаимодействовать с вузом, чтобы в дальнейшем приступить к научной работе, уже имея опыт и углубленные знания. «Мы можем работать на уникальном оборудовании, которым не располагает ни одна школа. Посещаем лаборатории, где студенты и научные сотрудники занимаются актуальными современными исследованиями. Получаем консультации и рекомендации от ведущих вузовских преподавателей. Для меня это важно, так как позволяет реализовать проекты и исследовательские работы высокого уровня. Кроме того, во время обучения в ДНК я познакомилась с другими ребятами, которые имеют такую же мотивацию получать новые знания и навыки в той же области, что и я», - добавила Арина Трифонова. Добавим, в телемосте с Москвой также приняли участие Республика Адыгея, Астраханская, Воронежская, Кемеровская, Ленинградская и Челябинская области.