Оренбургский амбассадор. Кто поможет ученику выбрать главное дело в жизни?
Всероссийский форум «ПроеКТОриЯ» проводится по распоряжению Президента РФ с 2013 года. Не напрасно 4 буквы в названии выделены – получается КТО Я. Главная цель мероприятия – помочь школьникам выбрать профессию – а значит, своё будущее. Кто от Оренбуржья? В сентябре 2019 года Министерство просвещения Российской Федерации вместе с порталом «ПроеКТОриЯ» объявили о всероссийском конкурсе профориентационных практик. Было подано более 1500 заявок со всех регионов России. Оренбуржье в конкурсном отборе представляли 69 заявок от школ, учреждений дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций. В итоге только 110 заявок из 80 регионов прошли экспертную оценку, среди них -профориентационная практика сезонной школы «Молодые предприниматели» Евгения Полонского, методиста Орского индустриального колледжа. Этот проект стал единственным из нашей области, победившим в конкурсном отборе, а Евгений Викторович вместе со студентами – Кристиной Фатькиной, Ксенией Павловой и Марией Беловоловой отправились в Ярославль, чтобы и самим знаний набраться, и собственным опытом поделиться. – Программа форума была очень насыщенной, – делится Евгений. – Параллельно идет образовательный интенсив как для педагогов, так и для обучающихся. Для школьников и студентов было обозначено шесть вызовов – среда обитания, промышленная революция, культурный код, экология, здоровье и безопасность. Во время регистрации на форум наши студенты выбрали «Культурный код». Понятно, что главным здесь было решение кейсов по сохранению культурного наследия. В работе этого направления принимали участие специалисты госкорпорации Роскосмос. Показательно, что в разработке программ и задач для других направлений принимали участие такие ведущие российские компании как Ростех, Росатом, Россети, Геофарм и другие. И потом очень интересно было встретиться с коллегами со всей страны, узнать, как в их регионах строится профориентационная работа. – Задачи, которые решали на вызовах студенты и школьники – вполне реальные, там не было ничего аморфного. Они работали в конкретных условиях – создавали двигатели, новые виды медикаментов, то есть, было настоящее погружение в профессию, когда ученик или студент понимает, какие задачи ставит выбранный путь, какими навыками необходимо обладать, чтобы достичь успеха в выбранном деле. Я принимаю участие в форуме второй год, это очень ценный опыт. Чаще всего колледж или ВУЗ чаще рекламирует себя, свои возможности, свой коллектив, оборудование, свои достижения. Это не совсем профориентационная работа. Важно предоставить возможность подростку попробовать себя в профессии, а не просто узнать о ее существовании. Будущее именно за профессиональными пробами, организованными не с целью рекламы учебного заведения, а для сегодняшнего ученика, того, кто ещё только определяется с выбором. Знать о профессии всё Учебные заведения региона стараются разнообразить профориентационную работу. Настоящей находкой стали онлайн встречи абитуриентов и руководства Оренбургского государственного аграрного университета. К трансляции подключились не только классы по всей области, но и все желающие, узнавшие о мероприятии, в том числе живущие в сотнях километрах от областного центра. Возможность задать вопрос и получить развернутый ответ была у всех, кто интересуется получением профессией, связанной с сельскохозяйственным сектором экономики. Год от года растёт количество агроклассов: в 22 районах обучается свыше 400 школьников. Наверняка выбор профессии будет у них осознанным. Более того, во время обучения в университете студенты наверняка знают, чем они будут заниматься ближайшие 10 лет. В Оренбургском государственном университете работает центр довузовской подготовки «Абитуриент», проводятся конкурсы, олимпиады, работают различные языковые центры, занятия в которых преимущественно платные. Хотя, например, курсы норвежского языка раз в неделю можно посещать и бесплатно. – У школьника должна быть возможность не просто узнать о профессиях, а попробовать себя в них, – размышляет Евгений Полонский. – Не просто знать, где и каким профессиям обучают в том или ином учебном заведении, а что профессия из себя представляет. Выяснить, чем она привлекает, насколько соответствует ожиданиям, как возможности у неё в перспективе. Другими словами, у человека должна быть цель достигнуть определенных этапов в профессии через 10, 15, 20 лет. Президент страны поставил задачу начинать профориентационную работу с шестого класса. Это сложно. Наверняка не все базы колледжей соответствуют этим требованиям. Никто не допустит ребенка к сварочным работам, например. Но ведь его можно пригласить на мастер-класс, который проведут студенты. Это впечатляет больше, чем когда навыки демонстрируют преподаватели. Это, конечно глобальный проект. На интернет-портале размещены онлайн уроки, которые просмотрело уже порядка миллиона учеников. В качестве преподавателей выступают ученые, политики, бизнесмены. Новинкой этого года стало создание на портале проекта сервиса «Примерочная профессий», где школьники и студенты, указывая свои увлечения, любимые предметы, умения и навыки получают развернутый индивидуальный анализ подходящей профессии. Сегодня в системе чуть более 100 профессий, но организаторы планируют расширить спектр до 400 и более. Что дальше? Еще одной важной задачей, поставленной организаторами перед участниками форума, стала подготовка резолюции форума. 150 педагогов со всей страны подписали резолюцию, основная задача которой – создание централизованной системы профессиональной навигации школьников. 15 участников рабочей группы были избраны амбассадорами «ПроеКТОриЯ». Среди них – орчанин Евгений Полонский. На вопрос, чем он может и должен быть полезен своей области, он отвечает: – Я бы хотел принять участие в создании единой системы профориентационной работы в регионе и России в целом. Пример есть – программа «Билет в будущее» движения WorldSkills – уникальная практика, которая в нашей области пока не реализуется. Внутри региона нет единой площадки, где бы аккумулировались методики по профориентации, доступные любому учебному заведению. Где бы можно было обмениваться лучшими практиками, и где я, как дважды участник форума, мог бы поделиться полученным опытом. А вообще мы ждем от организаторов форума дальнейшего движения. Резолюция о том, что необходимо создать ассоциацию педагогов-навигаторов, продвигающих в своих регионах лучшие практики форума, мы подписали. Главное, чтобы намерения не остались на бумаге. Хочется, чтобы одним из направлений ассоциации стала работа в области обучения педагогов, прямо или косвенно занимающихся профориентационной работой. Часто на курсах повышения квалификации учат тому, что уже не соответствует реальной жизни, отстает от неё. Профориентацией занимаются сами колледжи, техникумы, ВУЗы. А должна быть единая система, куда будут встроены все сферы образования: и школа, и дополнительное, и профессиональное, и высшее образование.