Образование в Казахстане: реформы, наука, апробации

Сразу отметим, что система образования сегодня проходит стадию кардинальных реформ и преобразований. Эти реформы затрагивают все ступени и уровни образования: от предшкольного до высшего, в том числе – защиты диссертаций на соискание степени доктора философии PhD. Прежде всего, это обновление содержания в соответствии с настоящим уровнем развития науки и техники. Это повлекло за собой разработку новых учебников, в которых, в свою очередь, широко используются инновационные (преимущественно активные) методы работы по освоению обновлённого содержания. Следующим нововведением является критериальное оценивание, подразумевающее отсутствие поточных оценок и СОР – суммарное оценивание раздела по результатам обширного тестирования по результатам изучения темы (раздела, дисциплины). Сумма СОР и составляет итоговое оценивание в школьной четверти. Так же происходит постепенное снижение учебной нагрузки в среднем на 3 часа в неделю при общем снижении объемов домашнего задания. Такое сокращение стало возможным за счёт оптимизации учебных планов, а также использования современных методов обучения. Большое значение в Республике Казахстан уделяется сегодня здоровьесберегающим технологиям образования. Например, все учебные заведения постепенно переходят на пятидневку, в рамках занятий физической культурой у обучающихся есть возможность заниматься хореографией или играть в общеразвивающие спортивные игры. Рюкзаки школьников также стали значительно легче – современные учебные пособия доступны на всех электронных устройствах. Эти изменения коснулись не только общеобразовательных школ, но и системы всего высшего образования Республики Казахстан. Прежде всего – это получение степени Доктора философии (PhD) после защиты докторской диссертации. При этом достаточно интересным является требование к составу диссертационного совета, членами которого должны выступать в обязательном порядке приглашённые зарубежные ученые, а также обязательным является наличие зарубежного научного консультанта для каждого соискателя. Так, 11–12 декабря 2019 года в Павлодарском государственном университете имени С.Торайгырова прошло заседание диссертационного совета по защите диссертаций на соискание степени доктора философии по специальности 6D010300 Педагогика и психология под председательством выдающегося ученого-педагога профессора Енгилики Жуматаевой. Следует отметить высокий уровень владения родным казахским, русским и английским языками всеми докторантами, аннотация докторской диссертации выполнена на трёх языках, в процессе защиты вопросы задаются также на трёх языках. В представленных в Совет докторских диссертациях также предложены педагогические инновации как для общеобразовательной, так и для высшей школы. Среди предложенных докторантами нововведений – требования к современному школьному учебнику, профессиональная подготовка юристов на основе народных традиций Казахстана, оптимизация самостоятельной работы обучающихся. все инновации прошли успешную апробацию в учебных заведениях различных уровней образования Казахстана и Российской Федерации. В работе Диссертационного совета в качестве приглашённых зарубежных ученых приняли представители Российской Федерации Голованов Виктор Петрович (доктор педагогических наук, профессор, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО) и Фоминых Наталия Юрьевна (доктор педагогических наук, профессор РЭУ имени Г.В.Плеханова). Казахстанские и российские учёные ещё раз продемонстрировали готовность к совместной творческой деятельности и лишний раз доказали, что наука не имеет границ.

Образование в Казахстане: реформы, наука, апробации
© CBS MEDIA