Елена Прынь: «Учителя в Краснодарском крае преуспевают в приобретении компетенций в области цифрового образования
Цифровизация образования — логичный и поступательный процесс. О том, каким образом он осуществляется в Краснодарском крае, корреспонденты ИА «Экспресс-Новости» узнали от своих коллег из «Комсомольская правда – Кубань», которые побеседовали с Еленой Прынь, заведующей кафедрой начального образования ГБОУ ДПО "Институт развития образования" Краснодарского края, главным редактором научно-методического журнала "Кубанская школа". Оцените реализацию проекта «Цифровая образовательная среда» в Краснодарском крае. Что удалось? Одна из составляющих проекта – обучение педагогов. В этом году повышение квалификации прошли свыше 600 учителей разных профилей. В последующие годы запланировано повышение этих показателей. Над чем еще предстоит поработать? Предстоит продолжить подготовку квалифицированных педагогических кадров в области информационно-телекоммуникационных технологий и внедрения электронного обучения. Какие цифровые технологии наиболее активно внедряются в практику? В курсах повышения квалификации наряду со специалистами краевого института развития образования принимают участие команды таких образовательных платформ как Учи.ру, Яндекс.Учебник, ЯКласс, наиболее активно представленные в крае. Помимо курсовой подготовки, представленные сервисы проводят обучение учителей и в форме одно-, двухдневных семинаров. Как проходит апробация Яндекс.Учебника? На образовательном поле Кубани интернет-сервис Яндекс.Учебник появился в текущем году. Сегодня там зарегистрированы 15 795 школьников и 4120 активных учителей. Как меняется роль, функции, компетенции педагогов в связи с цифровизацией образования? Появление искусственного интеллекта в сфере образования, получившего самое динамичное развитие в различных формах: от электронных учебников и учебных курсов до цифровых образовательных платформ, неизбежно должно привести к повышению информационно-коммуникационной компетентности учителя. Появление в школах края оснащённых рабочих мест открыло возможность творчески работающим учителям наряду с традиционными дидактическими средствами активно осваивать и внедрять в практику различные средства электронного обучения: электронные учебники и приложения к ним, авторские и самостоятельно созданные цифровые ресурсы, образовательные платформы, видеоуроки, цифровые лаборатории, дистанционные конкурсы, олимпиады и др. Какие «подводные камни» таит в себе цифровизация образования? Особенности обучающих виртуальных систем позволяют выделить преимущества их использования в образовательной деятельности, среди которых возможности: представить учебный контент в привычной и удобной для современной детской и подростковой аудитории форме; поддержания контакта с теми, кто в силу разных причин учится на дому; сокращения существующего разрыва в качестве преподавания между городскими и сельскими школами. Такая организация обучения предоставляет учителю возможность персонифицирования образовательной деятельности путем варьирования разных по степени сложности, объему и содержанию заданий. Немаловажными факторами являются объективность оценивания и сокращение времени проверки и предоставления обратной связи благодаря автоматической обработке. Преимуществом применения электронного обучения и дистанционных технологий является наглядность, возможность неоднократного воспроизведения материала и возвращения к отдельным заданиям. Развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы также можно считать положительным эффектом от внедрения нового способа реализации всех форм обучения школьников. «Подводные камни», это риски информатизации образования, к которым можно отнести возможное несоблюдение детьми временных ограничений при работе с компьютером. Поэтому обязательным условием успешности развития детей в изменяющихся условиях образовательной деятельности является профилактика компьютерной зависимости и обеспечение безопасности личности, развитие ответственности и умения противостоять возможным негативным влияниям виртуального мира и рискам активного применения дистанционных технологий. Использование элементов электронного обучения должно сопровождаться информированием школьников о проблемах безопасности on-line, формированием личностных результатов ответственного и безопасного пользования интернетом при обучении, игре, общении, поиске и публикации информации. - соблюдение установленных гигиенических норм, в том числе в части продолжительности, работы с разными категориями устройств, включая прослушивание аудиозаписи в наушниках и без, для безопасного воздействия на работу мозга, слуха, зрения. - соблюдению допустимого объема информации (домашнего задания) утвержденным нормам в зависимости от возраста школьников. Таким образом, использование электронного обучения как современного дидактического инструмента позволяет учителям легко создавать увлекательные уроки с применением видео, изображений, интерактивных заданий и викторин. Для каждого ученика открывается возможность создания личного профиля и работы с учебными материалами по своей индивидуальной траектории. Совокупность перечисленных преимуществ создания современной и безопасной цифровой образовательной среды будет способствовать повышению качества и доступности образования.