Войти в почту

«Мы в будущем»: как «Газпром нефть» улучшает образование в вузах

Всероссийская образовательная конференция «Мы в будущем» — уникальное открытое мероприятие, выстраивающее взаимодействие и сотрудничество между компанией «Газпром нефть», вузами, образовательными центрами и технологическими партнерами. Конференция объединила две «параллельные реальности» — процессы трансформации, протекающие в «Газпром нефти», и работу партнеров компании, готовящих профессионалов для отрасли. В течение двух дней конференции участники обсуждали, как поменять образовательные подходы и быстро повысить качество подготовки специалистов будущего. О подробностях успешного кейса рассказал руководитель программ развития стратегических, кросс-функциональных и метакомпетенций «Газпром нефти» Денис Федотов. Проект «Мы в будущем»: новые подходы к подготовке студентов и молодых специалистов в « Газпром нефти» претендует на победу в бизнес-премии WOW!HR в номинации Be Cool. Толчком для проведения конференции стала новая стратегия «Газпром нефти» и те процессы трансформации, которые были инициированы в компании. «Газпром нефть» предъявляет новые требования к компетенциям сотрудников, важно транслировать эти задачи вузам. Без открытого диалога, совместной выработки решений невозможно качественное изменение образования. За время, которое тратится в университете на подготовку студентов, в мире появляется огромное количество новых технологий. Стало очевидно, что если не предпринять проактивных воздействий сейчас, то через некоторое время компания, прошедшая через процессы трансформации, может получить выпускников не с тем набором компетенций, которые будут востребованы в будущем. Сейчас в блоке логистики, переработки и сбыта «Газпром нефти» выстроена эффективная система «школа-вуз-предприятие». Ее основными элементами являются: профориентационные программы для школьников («Летняя академия наук», «Карьерный навигатор»), мультидисциплинарные «Газпром-нефть» классы, а также учебные классы по физике и химии, базовые кафедры в Омске и Ульяновске по нескольким направлениям подготовки бакалавриата, магистерские программы по подготовке кросс-функциональных специалистов. Отдельно стоит упомянуть комплексную программу адаптации молодых специалистов «Три рубежа», главным элементом которой является отраслевая научно-техническая конференция, которая ежегодно проходит в Санкт-Петербурге. Когда речь идет о подготовке будущего, действовать нужно стремительно. Поэтому от идеи проведения подобной конференции до момента реализации прошло всего четыре месяца. С нашей стороны ответственными за проект стали я и моя коллега Евгения Игольникова, руководитель направления развития стратегических компетенций. При этом в подготовку традиционно было вовлечено большое количество руководителей и экспертов компании, которые помогли сформировать бизнес-повестку и подготовить актуальные выступления. Для максимального расширения кругозора, эффективного нетворкинга и обмена опытом было приглашено большое количество и внешних участников, которые поделились своими кейсами. Для организации мероприятия мы привлекли event-агентство, которое помогло провести его на высоком уровне. В остальном же подготовка была полностью осуществлена с помощью ресурсов «Газпром нефти»: от разработки идеи, концепции и программы до реализации. Несмотря на новизну, проект был реализован на одном дыхании. Так как времени на раскачку не было, то приходилось очень быстро принимать решения и строго придерживаться изначально заданного графика. Внутренняя коммуникация велась по всем фронтам: на этапе проработки идеи и концепции шли рабочие обсуждения с ключевыми стейкхолдерами — руководителями блока, лидерами кластеров, экспертами. После утверждения концепции и первого драфта программы мы разослали приглашения всем вузам-партнерам (более 30) и другим организациям. На внутреннем портале была опубликована новость-анонс (с роликом-тизером) о предстоящей конференции. Она произвела большой резонанс внутри компании — и к нам, как организаторам конференции, стали поступать заявки на участие от других блоков и функций компании. Таким образом, конференция очень быстро вышла на корпоративный уровень. Далее к процессу подключились коллеги из блока корпоративных коммуникаций, опубликовав анонс о предстоящей конференции в официальных аккаунтах «Газпром нефти» в Facebook, Instagram и «Вконтакте». В ходе конференции в соцсетях велись прямые трансляции и выходили публикации в формате сториз непосредственно с места событий. Для коммуникации с участниками и экспертами мы разработали мобильное приложение с актуальной программой и контентом — оно позволяло держать всех в едином организационным и информационном поле. Наше главное ноу-хау в том, что мы соединили на одной площадке все заинтересованные в процессе подготовке специалистов стороны. «Мы в будущем» объединила около 200 представителей 25 высших учебных заведений, руководителей подразделений корпоративного центра и дочерних обществ блока логистики, переработки и сбыта, а также приглашенных компаний — Школы 21 Сбербанка, Университета 20.35, Французского института нефти, Центра трансформации образования Сколково. Программа конференции включила панельные дискуссии с участием руководителей компании и экспертов в области образования, визионерские лекции, фасилитационную сессию и 18 круглых столов в трех секциях по темам подготовки профессионалов будущего и применения современных форматов и методов обучения. На треках работали скрайберы — визуализаторы информации с помощью графики. В течение двух дней на площадке работала зона нетворкинга и выставка цифровых образовательных решений, используемых в «Газпром нефти». Участники в онлайн-режиме также могли зарегистрироваться на платформе «Профессионалы 4.0» при помощи тач-стола, после чего ознакомиться с размещенными там бизнес-задачами. По итогам конференции была подготовлена отчетная новость на главной странице корпоративного портала и в «Нефтегазете», а также на официальном сайте «Газпром нефти» и в официальных аккаунтах компании в соцсетях. Телеканал «Санкт-Петербург» снял про конференцию сюжет, также были подготовлены информационные материалы в другие издания. Общий охват аудитории составил 10,6 млн. человек. Преодоление сложностей Главная трудность - наличие скепсиса и сомнения в целесообразности проведения мероприятия в целом, ведь внедрять изменения в консервативной системе образования достаточно тяжело. Этот скепсис также разделяли и руководители. Но мы решили попробовать и не прогадали — результат превзошел ожидания. Скепсис усиливался и сложившимся представлением о конференциях как о мероприятиях, которые больше решают задачи нетворкинга, нежели имеют практические или образовательные цели. При подготовке образовательной конференции мы уделили большое внимание отбору кейсов и спикеров. Каждого спикера мы приглашали только в случае наличия уникального и практичного опыта, обязательно адаптировали презентацию под контекст конференции. Действительно интересных кейсов по изменению образования мало, поэтому специально для конференции был разработана методика фасилитации для вовлечения всех участников в процесс и создания идей по улучшению образовательного процесса в вузах. Команда фасилитаторов состояла из числа внутренних сотрудников «Газпром нефти»: они работали на каждой сессии, а затем участвовали в финальном фасилитационном мероприятии, где были собраны все идеи участников в течение двух дней конференции. Среди них — создание общего центра (вуз — предприятие) по разработке модели стратегических компетенций, формирование системы диагностики профессионалов будущего. В процессе проведения мероприятия мы увидели, как люди из разных областей начинают говорить на одном языке. Главное — на конференции был найден ответ на часто задаваемый вопрос: что поможет преодолеть барьеры при переходе к образованию будущего? Организаторы и участники единодушно сошлись во мнении, что это способность образовательной системы к переменам, а также вовлеченность каждого специалиста в процесс обучения. Итоги Главный результат конференции — компания и девять вузов подписали меморандумы о намерениях в реализации новых дисциплин и подходов к развитию компетенций будущего. Всего в рамках подписанных меморандумов были инициированы более 20 новых образовательных проектов в вузах-партнерах, в том числе разработка и запуск магистерской программы по подготовке кросс-функциональных специалистов. Эти инициативы позволяют вывести систему «школа-вуз-предприятие» на новый уровень, который соответствует стоящим перед «Газпром нефтью» задачам трансформации. Новые инструменты и подходы, рассмотренные в ходе конференции, будут реализованы в программах повышения квалификации, открытых курсах в вузах и станут доступны всем без исключения сотрудникам блока. Ориентация обучения на актуальные потребности компании поможет начинающим специалистам прийти на производство более подготовленными к новым требованиям. Это значит, что само производство станет еще более эффективным, безопасным и технологичным. С помощью этой конференции мы распространили лучшие практики на всю страну, сформировали экосистему, которая поможет готовить новые кадры. В экосистему вошли представители компании, вузов, образовательных центров, технологических партнеров компании. Все они помогут «Газпром нефти» в будущем получить конкурентоспособных профессионалов, готовых повышать стратегические и метакомпетенции и эффективно работать в кросс-функциональных проектах. А значит, двигать бизнес компании только вперед. Всё это приближает нас к будущему, а оно принадлежит тем, кто его создает. Фото Pixabay

«Мы в будущем»: как «Газпром нефть» улучшает образование в вузах
© HR-tv.ru