От чего зависит успешность школы

Первый урок и первый учитель, выпускной экзамен и последний звонок – большинство из нас запоминает эти события на всю жизнь. Ведь 9-11 лет жизни, которые мы проводим в стенах школы – существенный отрезок жизни, во многом определяющий наше будущее. И если учесть, что он тесно связан с этапами взросления и становления личности подрастающего поколения, то вопрос об успешности школы можно назвать одним из наиболее важных. Нельзя не принимать во внимание также и тот факт, что каждое новое поколение выпускников сталкивается с более высокими требованиями рынка труда, научными/техническими достижениями и общественными запросами, чем старшеклассники прошлых выпусков. Развитие цивилизации и технического прогресса беспрерывно требует соответствия духу времени. И школа должна своевременно реагировать на перечисленные вызовы, так как одной из основных ее задач является подготовка к жизни и будущей профессиональной деятельности каждого ученика. Другими словами, от успешности школы зависит будущее каждого человека и успешное развитие всех сфер экономики государства и его положение на мировой геополитической арене. Критерии оценки успешной школы Формула успеха школы – совокупность различных способов достижения цели. А цель школы, ни много – ни мало, это – раскрытие таланта в каждом школьнике, развитие его всеми доступными материальными и нематериальными инструментами, воспитание личности ребенка, соответствующей всем духовным и нравственным критериям общества. Существует несколько общих устоявшихся стереотипов в отношении непроизводственных, бюджетных организаций, которые во многом определяют успех каждой школы. Вот некоторые из них: Государство Не секрет, что образовательные и воспитательные учреждения, по давней «совковой» традиции, как предприятия, не производящие продукцию, которую можно выгодно и быстро реализовать, финансируются из бюджета «по остаточному принципу». Ведь деньги из казны на школу нужно потратить сейчас. А прибыль, которую весьма сложно подсчитать в рублях, можно получить лишь в очень отдаленной перспективе, когда ученик повзрослеет и станет специалистом в одной из отраслей экономики. Другими словами, финансирование образовательной сферы это – не самая важная, с точки зрения чиновников, статья государственных расходов. И именно в таком подходе государственных мужей к обучению и воспитанию подрастающего поколения и кроется самая большая ошибка. Обделяя финансами школы, они закладывают бомбу замедленного действия, которая способна уничтожить нашу страну, если ее вовремя не обезвредить. Общество Общество, быстро и незаметно переориентированное на капиталистические отношения, в которых гуманизм и благородство – крайне абстрактные категории, поставило знак равенства между престижем профессии и уровнем ее доходности. На первых позициях высокодоходного рейтинга – финансисты и работники страховых компаний, за ними – специалисты газодобывающей отрасли, нефтяники и так далее. По данным Росстата РФ профессия учителя не входит даже в «десятку» самых высокооплачиваемых. В числе работников интеллектуального труда профессия педагога и учителя занимает лишь 3 позицию, что вовсе не означает высокого дохода в этой категории. Между тем, дефицит педагогических кадров и потребность в учителях, особенно – в глубинке, с каждым годом возрастает. Из 10 выпускников педагогических ВУЗов, после прохождения преддипломной практики, в школу идут работать всего 2-3 специалиста. В то время как требования к учителям постоянно возрастают, тех, кто стремится «сеять разумное, доброе, вечное» становится все меньше и меньше. При этом количество молодых людей, для которых профессия обязательно должна «пахнуть деньгами», пропорционально увеличивается. В литературе еще можно встретить сюжеты, в которых учитель отдыхает в Баден-Бадене, но было это 100 лет назад. Собственно, претензии по поводу оценки труда педагогов лишь наполовину имеют отношение к обществу – только с философской точки зрения. Ведь именно учитель, забытый сегодня всеми, когда-то помог каждому из нас успешно «влиться» в капиталистическую систему и стать финансистом, нефтяником, артистом или космонавтом. И пока те из нас, кто сумел добиться финансового благополучия, наслаждается благами цивилизации, учитель остался на той же социальной ступеньке, что и раньше: с регулярной проверкой тетрадей (порой во внерабочее время), «копеечным» вознаграждением за классное руководство, отчетами, за которыми не хватает времени на повышение квалификации и личную жизнь, прочими трудностями, о которых учителя по призванию часто и скромно умалчивают, потому что профессия не позволяет требовать внимания к себе. Об уважении к учительскому труду долго и много говорят только в профессиональный праздник и на Всероссийском конкурсе «Учитель года». Все остальное время рассказывают о социальном статусе и о материальной непрестижности самой востребованной профессии. Директор На плечах главного администратора школы лежит вся ответственность за деятельность образовательной организации – начиная от подбора педагогических кадров и заканчивая «выбиванием» финансирования, от которого зависит комфорт пребывания учеников в школе и оснащение кабинетов самыми передовыми техническими средствами обучения. Чтобы «выбить» новые парты, ремонт крыши или компьютерный класс, директору надо идти к начальству с «высокими показателями» в работе. Так принято (неизвестно кем и когда!). Отсюда начинается беспрецедентный сбор всевозможных отчетов о мероприятиях, от которых у учителей, и без того не страдающих отсутствием «бумажной» работы, голова кругом. Но директору больше не на кого «надавить»: в этой ступенчатой иерархии только учитель в его власти, и он старается, как может. Когда директора школы спрашивают, от чего зависит успешность школы, то он, конечно, не станет рассказывать, каким чудом ему удалось сделать ремонт и оборудовать классы. Конечно, он может поговорить на интересные темы: Школа – трамплин в науку; О связи с ВУЗами; О традициях школы; Об углубленной математике или изучении китайского языка. Но все это – о показателях и рейтингах школы, ради новых парт и текущего ремонта, а не о настоящих переменах в жизни общества. То есть, школа, ВУЗ, наука, изучение математики и языков – очевидные и взаимосвязанные понятия, задачи, решение которых упирается в «финансовую стену». Директора беспокоит и кадровая смена, желательно, без материальных и жилищных проблем, с высокими показателями работы. Учитель без материальных и жилищных проблем – это мечта директора. Такие люди в школе – как комета, появляются редко и ненадолго. Высокие профессиональные показатели более реальны, но кадры стареют и уходят, а молодых специалистов нечем заманить в школу – нет таких ресурсов у бюджетной организации. Краткие выводы Можно было бы рассказать о том, что является главным критерием успешности школы для учителя, для родителей и для учеников. Но и сказанного вполне достаточно, чтобы обозначить самые важные направления на пути к успеху. Государству нужно отказаться от пагубной привычки финансирования непромышленных отраслей (в том числе и образование) по остаточному принципу, чтобы лишь поддержать их «на плаву». А обществу – бывшим ученикам, стоит задуматься вот о чем: труд учителя становится заметным спустя десятилетия, и неплохо было бы признать, что большие и маленькие успехи – заслуга людей, которые встречали и провожали каждого из нас на пороге школы. Когда возродится уважение к профессии учителя, не на словах, а на деле, как это было 50 или 100 лет назад, успех школы, государства и его граждан станет обыденным понятием, не вызывающим вопросов.

От чего зависит успешность школы
© Навигатор образования