Войти в почту

Директор гимназии № 2 в Железнодорожном Анна Ларькина рассказала о подготовке учеников

Шесть школ Балашихи вошли в сотню лучших средних учебных заведений Подмосковья в 2019 году. Директор гимназии № 2 в Железнодорожном Анна Ларькина рассказала «Большой Балашихе» о критериях отбора в топ-100, подготовке учеников к олимпиадам и развитии ученического самоуправления. — Анна Борисовна, по каким критериям отбирали лучшие школы Подмосковья? — Есть четыре основных критерия, первые два — это количество победителей и призёров регионального и заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Два другие — количество 100-балльников на ЕГЭ и процент выпускников, получивших 220 баллов и больше по трём предметам: двум обязательным и одному по выбору. Если ученик набрал по ним больше 220 баллов — это определённая гарантия поступления на бюджет в высшем учебном заведении. У нас в школе 35% таких выпускников. Также мы выпустили трёх 100-балльников: две ученицы набрали высший балл по русскому языку, один ученик — по физике. — Сколько в школе победителей и призёров всероссийской олимпиады? — Если говорить про региональный этап, у нас девять призовых мест: Тимофей Бороздин по обществознанию и истории, Ярослава Демченко по немецкому языку и обществознанию, Дмитрий Фомин по истории и праву, Софья Зубакова по немецкому языку, и её уже пригласили на региональные курсы подготовки к заключительному этапу олимпиады в 2020 году. Двое победили и вышли на заключительный этап в 2019 году: это Александра Цицар по французскому языку и Дмитрий Фомин по географии. Дима стал призёром заключительного этапа Всероссийской олимпиады и был приглашён на международную Балтийскую олимпиаду по географии, где стал бронзовым призёром. В школе преподают три языка: английский учат все, а французский и немецкий с пятого класса по выбору. Среди гимназистов почти каждый год есть призёры на региональном уровне по немецкому языку. — Как ученики готовятся к олимпиадам? — Только индивидуальный подход даёт результаты. Диму Фомина мы знали с первого класса, он отличался сочинениями, был одарён и в театральном искусстве: занимает призовые места в муниципальном туре конкурса чтецов. У нас опытный педагог по географии — Ирина Алексеевна Таций, она Диму ведёт с седьмого класса. В восьмом классе он уже писал олимпиаду за девятый класс, в девятом стал победителей заключительного этапа! В этом году Дима перешёл в 11-й класс, он занимается по индивидуальному учебному плану: учится в классе, где английский язык преподают на профильном уровне, к тому же профильно изучает математику, потому что для решения географических задач нужны знания и по экономике, и по математике на продвинутом уровне. Поэтому наши учителя работают на Диму — это одарённый ребёнок, ему достаточно открыть, прочитать материал, и он уже владеет информацией. Летом он ездит в региональные лагеря, и там тоже занимается. В географии много прикладных моментов. В лагерях они ямы копают, изучают слои почвы, ходят по городам, изучая их заселённость. — Как часто проходят занятия при подготовке к олимпиадам? — Интенсивность занятий зависит от мотивированности самого ребёнка, потому что это и большие домашние задания, и дистанционные, и личные встречи. Педагог может послать что-то дистанционно, ребёнок ему так же отправит ответ. Ирина Алексеевна Таций занимается с Димой Фоминым в том числе и по скайпу. Лучшим школам выделяют гранты на развитие: ремонт, закупку нового оборудования и мебели. Средства выделяются не просто так, есть перечень направлений, на которых его можно потратить. — Школа впервые вошла в сотню лучших? — Гимназия № 2 вошла в топ-100 в 2014 году. Мы потратили грант на закупку инновационной техники, оборудовали мобильный класс 3D-принтером и ноутбуками. Дети проектируют на компьютере чертёж будущего изделия, а потом печатают его на 3D-принтере. Один из учеников, например, проектирует запчасти для модели танка. В этом году мы получили грант на 500 тысяч рублей. Скорее всего, потратим деньги на оборудование для технологии. — В каких ещё конкурсах участвует школа? — Мы получали грант фестиваля «Умные школы». Министерство образования Московской области учредило его в 2016 году, мы выигрывали грант дважды и рассчитываем получить его в этом году. Если в топ-100 выделяют финансы на развитие гимназии, то в «Умных школах» — на развитие учителей. Эти деньги выплачивают тем, кто готовил и сопровождал олимпиадников. Этот грант направлен на стимулирование развития олимпиадного движения: в «Умных школах» баллы дают за количество олимпиадников, и чем лучше результат, тем больше баллов получит школа. Также оценивается качество сдачи Основного государственного экзамена в девятом классе. — Какие ещё критерии играют роль при отборе школ в топ-100? — Учитывают техническое оснащение образовательной организации: сколько кабинетов, какие классы, есть ли Интернет, Wi-Fi, сколько принтеров и проекторов, соотношение парка компьютерной техники с количеством учащихся. Важна вовлеченность учащихся в управление образовательным учреждением. У нас, например, есть Детская республика «Альфа-ленд», в которой участвуют дети с 1-го по 11-й класс, то есть все учащиеся вовлечены в ученическое самоуправление. Есть и такой критерий, как вовлеченность учащихся в открытость образовательного учреждения. У нас и здесь хорошие результаты: есть не только газета, но ещё и клуб кинооператоров «Студия Тигрёнок», своё телевидение. Преподаватель — увлечённый своим делом человек, под его руководством дети занимают призовые места на областном фестивале «Юные таланты Московии», ежегодно получают премии за операторское искусство, за режиссуру. Они снимают фильмы на животрепещущие темы. Последний победивший фильм был про экологию, есть фильм про дом поэта Андрея Белого. — Как устроена система самоуправления в школе? — Она называется — Демократическая республика «Альфа-ленд». У нас есть программа «Альфа-маячок» для начальных классов, там всё устроено, как во флотилии: класс — корабль, у каждого есть свой капитан. У всех на корабле есть обязанности, вахтенные, судовой журнал, куда дети вносят все события за год, вклеивают фотографии. Каждый год выбирают адмирала флотилии. Кандидаты проводят предвыборную кампанию, выступают на кораблях, рассказывая свою программу: что хотят сделать, какие мероприятия провести. После этого старшие участники программы проходят с урной по классам, раздают бюллетени и проводят голосование. Проигрывается вся выборная система. — Что происходит после выборов? — Совет капитанов собирается еженедельно, обсуждает мероприятия. Например, у нас проходит акция по сбору макулатуры. Эта акция началась по инициативе одного адмирала восемь лет назад. С этим проектом адмирал победил в муниципалитете, мы завели практически весь город, то есть многие школы сдали макулатуру нам. На вырученные с таких акций средства мы покупаем растения для пришкольной территории. Есть акция «Собери макулатуру — сохрани дерево», а у нас «Собери макулатуру — посади дерево», во дворе у школы посадили красивые голубые ели. Акция стала ежегодной, мы несколько раз в год сдаём макулатуру. — Система самоуправления в старших классах изменяется? — По легенде, корабли, плавая между науками, развлечениями, проектами, приплывают на остров, причаливают и основывают свой город. В городе выбирают мэра, все учащиеся с 5-го по 11-й класс выбирают президента. Формируются министерства, у каждого министра есть советники из классов. Например, у нас был деятельный министр спорта, он ввёл активные переменки: советники выходили по всей школе и устраивали флешмобы. Из самоуправления вырастают очень хорошие социальные проекты. Был проект «Агуша», тоже победивший в нескольких конкурсах. Одна из учениц предложила помогать мамам, которые не могли ходить на молочную кухню за детским питанием. Наши школьники бегали до уроков, получали это питание и приносили мамам. Вроде ничего сложного, но это тоже формирует активную гражданскую позицию. В 2019 году у ученического самоуправления появился свой сайт — это продукт итогового индивидуального проекта выпускника девятого класса Дмитрия Чабана. Юноша работал над проектом два года, а теперь сайт ученического самоуправления курирует ученик восьмого класса Алексей Трифонов. — Выпускники часто навещают школу? — В 2018 году наша гимназия отметила 70-летний юбилей. Мы пригласили выпускников, бывших работников, всех, кто вложил свои силы и знания в гимназию. За последние семь лет из нашей школы вышли четыре директора городских школ, два научных сотрудника, защитивших диссертацию и устроившихся в высшие учебные заведения — такая кузница кадров. В связи с юбилеем гимназии мы отремонтировали и технически оборудовали актовый зал: повесили большой выдвижной экран, есть широкоформатный проектор, цифровое музыкальное оборудование и освещение. Ещё мебель купили, заменили более 100 устаревших компьютеров. Практически в каждом классе есть проектор, во всех начальных классах — интерактивные доски. Это был подарок к юбилею от выпускников. Алиса Звягина

Директор гимназии № 2 в Железнодорожном Анна Ларькина рассказала о подготовке учеников
© Большая Балашиха