Пригодились не там, где родились. Часть I
Часть I Размышление в трёх частях о том, почему талантливые школьники уезжают учиться в столичные вузы, а не остаются на малой Родине Дмитрий Стрелков Журналист 31 октября 2019 Шесть девушек из Удмуртии пригодились не там, где родились. Шесть девушек из Удмуртии родились не там, где пригодились. Каждая из шести, каждая из Удмуртии оставили нас и отправились в рай, В Краснодарский край!.. Группа «САВА» Вопрос оттока из республики для поступления в другие вузы по факту волнует всех. От самих потенциальных абитуриентов до региональных чиновников. Корреспондент информационного агентства «Сусанин» Дмитрий Стрелков решил углубиться в тему, пообщавшись с акторами образовательного процесса для выяснения причины: почему молодёжь Удмуртии уезжает учиться за её пределы, а потом не возвращается. ЯЗЫКОМ СТАТИСТИКИ Сначала о хорошем. По данным Минобрнауки Удмуртии, за последние три года наблюдается увеличение количества выпускников школ, выбравших для продолжения обучения вузы республики. Так, в 2016 году в регионе остались 49% выпускников 11 классов, в 2017 году – 49,6%, в 2018 году – 61,7%. При этом в вузы России из Удмуртии в 2019 году поступило 306 медалистов, 28 победителей заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, 49 «стобалльников» ЕГЭ. Ну а в вузы Удмуртии за последние три года поступило всего девять 100-балльников. Кроме этого, важно отметить то, что в наши вузы поступают выпускники, окончившие школу с золотой медалью, окончившие СПО с отличием, победители республиканского этапа всероссийских и международных олимпиад, имеющие медали «За особые успехи в учении» и «За отличное освоение профессии и специальности». Светлана Болотникова министр образования и науки Удмуртии Говоря об оттоке талантливой молодёжи, министр напомнила о том, что победители и призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, а также выпускники, набравшие 100 баллов на ЕГЭ, имеют возможность без экзаменов поступить на бюджетные места в любой профильный факультет государственного вуза страны на востребованные сегодня высокотехнологические специальности. А по окончании университета – попасть в штат крупнейших корпораций страны и мира. «Многие передовые предприятия, офисы крупных компаний также сосредоточены в больших городах страны», – отметила Светлана Болотникова. Другой причиной оттока выпускников школ министр назвала нехватку бюджетных мест на востребованных специальностях либо отсутствие обучения в вузах Удмуртии по определённым направлениям подготовки. Например, «Высокотехнологические плазменные и энергетические установки», «Ядерная энергетика и теплофизика» и другие высокотехнологические специальности либо специальности, имеющие большую специфику, такие как «Востоковедение и африканистика». СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД Однажды в «Сусанин» на практику пришла закончившая первый курс Высшей школы журналистики КФУ Анастасия Чеброва. По заданию редакции она пообщалась со знакомыми студентами, чтобы выяснить их мотивацию при выборе вуза. Желание поступить в другой город было всегда. Подкреплялось словами родителей, что в Ижевске особо нет возможностей. Со специальностью я определилась ещё в 8 классе и быстро осознала, что по моему направлению в Ижевске нет перспектив на будущее. Также ориентировалась на компании города, в которых в будущем я смогу получить работу. Широкий спектр выбора профессий я увидела только в крупных городах. Питер выбрала потому, что всегда очень нравился город. Его архитектура просто поражает. Каждый раз, когда я выхожу из общежития или университета и вижу эту красоту, невероятно вдохновляюсь. Арина Зенкова II курс Санкт-Петербургского химико-фармацевтического университета Никогда всерьёз не задумывалась о поступлении в другой город. Я не готова уезжать от семьи, в чём-то себя ограничивать. Жить с незнакомым человеком, как это происходит в общежитиях, было бы для меня проблематично. Что немаловажно, специальность, которую я выбрала, развита в Ижевске. До поступления я не возлагала особых ожиданий на УдГУ. Но институт нефти и газа в моем университете оказался действительно стоящим. Это прекрасное место для получения образования в моей сфере. Могу сказать, что здесь работают отличные специалисты. Юлия Жданова II курс УдГУ, специальность «Прикладной инженер-геолог» Изначально я планировала поступать в КГАСУ на факультет архитектуры, но не прошла по баллам на бюджет и приняла решение остаться в Ижевске. Свой выбор я остановила на ИжГТУ, так как этот университет специализируется на технических специальностях. Поступать мне было легко. На мой факультет приходили люди с не особо высокими баллами, да и бюджетных мест было много. В итоге у нас все поступили на бюджет. Преподаватели у нас – золотые люди, очень добрые и отзывчивые. Всегда готовы пойти на встречу, помочь, ещё раз объяснить. Им не без разницы, разобрались мы с новой темой или нет. Они заинтересованы в том, чтобы мы хорошо усвоили материал. Дарья Рогова II курс ИжГТУ, специальность «Прикладная математика» Поступать в другой город не планировал, но ради интереса подавал документы в более крупные города. ИжГСХА имеет достойное место среди образовательных организаций нашего федерального округа. От знакомых, которые уже закончили университет по моей специальности, я получил хорошие рекомендации. К тому же, я узнал, что кадры из нашей академии хорошо котируются по Удмуртии. Я не строил иллюзий и понимал, что поступаю в обычный вуз. Для меня жизнь в родном городе – стабильность. Конечно, огромный плюс – сохранение круга общения, присутствие родных людей рядом. Николай Бояринцев II курс ИжГСХА, специальность «Бухгалтерский учёт и аудит» Моей целью не было сбежать из родного города куда угодно. Я хотела поступить в университет, который предоставит мне возможности для развития, не только в рамках специальности, но и как личности… Свой выбор я остановила на Казанском федеральном университете. С тех пор я ни разу не пожалела о своем решении. Важно было сделать первый шаг, одной отправиться в чужой город и начать сначала. Формировать новый круг общения, учиться самой принимать важные решения и нести за них ответственность. Именно в этом университете я почувствовала себя на своём месте. Нет ничего лучше осознания, что люди рядом «на одной волне» с тобой. Не только студенты, но и преподаватели. Анастасия Чеброва II курс КФУ, Высшая школа журналистики ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ В конце 2018 года Ижевск посетил десант НИУ «Высшая школа экономики». Его руководитель Юлия Черненко рассказала, что общее исследование проходило на тему «Как работают с одарёнными детьми в школах Ижевска». Социологи посетили учебные учреждения в Ижевске и посёлке Италмас. Также в рамках исследования они посетили один из вузов Удмуртии. Юлия Черненко преподаватель НИУ «Высшая школа экономики» При этом скачивали статистику по лучшим школам города, обрабатывали её. Увидели, что подавляющее большинство ребят из лучших школ поступают либо в Москву и Санкт-Петербург, либо в Европу, и уезжают. Это то, что мы заметили практически сразу при анализе статистики. — Юлия Черненко, преподаватель НИУ «Высшая школа экономики» Она подтвердила, что опыт исследований показывает, что «условно, ребята с ЕГЭ выше 75 баллов в большинстве случаев уезжают». Также социологи узнали от школьных учителей, что некоторые вузы не готовы идти на контакт в рамках работы со школьниками. Логика понятна, они не видят выгоды для себя, потому что понимают: чем лучше подготовят учеников к поступлению в университет, тем выше вероятность, что они получат высокие баллы на ЕГЭ и уедут. Они вкладываются в уезжающих. И пока ситуация с материальным обеспечением вузов, с повышением какой-то квалификации кадров не решится, вузы просто неконкурентоспособны на данный момент. — Юлия Черненко, преподаватель НИУ «Высшая школа экономики» Исследователи также отметили наличие моментов, когда руководство вуза говорит, например, что работа со школьниками ведётся. Но преподаватели на рядовых позициях говорят, что работа не оплачивается. Если кто-то что-то делает, то это точечная личная инициатива. В общем и целом, не возникло ощущения, когда мы были в регионе, наличия выстроенной системы «Школа — вуз». Как хороший пример, была выстроена между проектом сетевой старшей школой «Академпарк» и ИжГТУ. Это был хороший кейс, где рассказывали, что есть синергия. Но, к сожалению, таких кейсов очень мало. Это скорее исключение. — Юлия Черненко, преподаватель НИУ «Высшая школа экономики» Она уверена, что суть проблемы заключается в том, что вузы готовы вкладываться в школьников в одном весьма узко специализированном смысле. Брать тех, кто приходит к ним на факультет довузовской подготовки (ФДП), и готовить к поступлению в их вуз. Потому что поступающий к ним на ФДП, естественно, платит деньги. Это такой понятный и совершенно прозрачный механизм для получения материальной выгоды «здесь и сейчас». Если ребёнок после того, как он пройдёт ФДП, решит «а поеду-ка я куда-то ещё», то это в каком-то смысле не так обидно, потому что родители ребёнка уже заплатили деньги. ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ И ИЗНУТРИ В начале 2019 года «Сусанин» уже писал о тех школьниках Удмуртии, которые участвуют в уровневых олимпиадах. Благодаря чему многие из них потом на льготных условиях поступают в столичные вузы. Тогда одним из собеседников редакции стала преподаватель математики центра современного образования «7 пядей» Ольга Нечаева. Она как никто другой разбирается в «талантливых школьниках» Ижевска, проводя с ними занятия не только в Удмуртии, но и в сочинском образовательном центре «Сириус». Во время новой беседы Ольга Сергеевна заявила, что школьное образование, и не только Удмуртии, терпит страшнейший кризис и крах. Ольга Нечаева замдиректора центра современного образования «7 пядей» Он нарастает катастрофически вот почему. Подготовлен он был лет 10 назад. Проблема в том, что все учителя «старые». Закончился учительский ресурс, и они не просто вышли на пенсию, но и перестали заниматься репетиторством, просто устали. — Ольга Нечаева, замдиректора центра современного образования «7 пядей» Так как притока молодых кадров не было, то естественным образом сложилась ситуация, когда даже «плохие» учителя являются настолько востребованным ресурсом, что они в некотором смысле «избаловались». Родители ощущают это так: «Хоть что-нибудь, хоть как-нибудь». Это первая проблема. Даже когда дают «хоть что-нибудь, хоть как-нибудь», сильный родитель понимает, что что-то идёт не так. Большинство из них, сидя в Ижевске, ощущают абсолютное бессилие. Всё, что они могут сделать, это начать учить самим или попытаться довериться кому-то. Ищут варианты в столице. Это момент, когда дети, вместе с родителями либо сами, начинают уезжать в районе 9-го класса. Это касается самых «сильных» детей. Все остальные пытаются что-то найти здесь. Верхушке это удаётся. Но когда заканчивают 11 класс… К сожалению, то же самое произошло с высшим образованием, только раньше. Старый профессорско-преподавательский состав просто закончился, их осталось крайне мало. В своё время сюда направляли по распределению. Это плохая советская система, но она помогала очень мощно поддерживать региональные центры. — Ольга Нечаева, замдиректора центра современного образования «7 пядей» Она отметила, что ситуация на данный момент стагнировала в том смысле, что бизнес хочет сотрудников, но не хочет вкладываться в такую далёкую перспективу и неопределённость. А вузы «привыкли» к госфинансированию и не хотят «шевелиться». Такая ситуация опускается сверху вниз. Сейчас она начала опускаться до учителей. Родители в отчаянии!!! (sic). Не знают, как выйти на своего ребёнка. Особенно тяжело, когда видят, что возможностей в Москве и Питере гораздо больше, но это стоит денег. Во-вторых, переезжать всем или отправлять ребёнка в интернат. Этого я никому не советую, потому что в 14-15 лет у ребёнка формируется отношение к семье, семейным ценностям. Ребёнок должен только в 17-18 лет уехать в вуз другого города, если захочет. — Ольга Нечаева, замдиректора центра современного образования «7 пядей» Какой же выход предлагает эксперт? По мнению Ольги Сергеевны, общая ситуация ныне развивается в такую сторону, что её надо ломать сейчас, потому что потом уже не сломать. Кто сейчас пытается «ломать»? Пытается «Калашников», строя кванториумы. Это современные аналоги, например, кружков автомобилестроения. Мы, например, занимаемся с детьми, которые больше хотят заниматься теоретической наукой. Ресурсов жуть как мало. А теперь вопрос. В моём поколении, когда мы заканчивали, лишь кто-то уехал из Ижевска. Предыдущее поколение ещё больше оставалось. Например, школа №30 выпустит параллель – Андрей Шутов, Андрей Осколков, половина инженерного состава, Андрей Зорин из НИТИ «Прогресс» – они оставались здесь. Двигали Удмуртию вперёд и в бизнесе, и в науке. — Ольга Нечаева, замдиректора центра современного образования «7 пядей» Печальный прогноз моего собеседника следующий. Последние лет 10-15 уезжают почти 100% успешных выпускников из лицеев. Кто будет двигать дальше? Следующий «слой»? У них стартовые условия намного хуже. Потому что они в школе уже недополучили, ничего не получили в вузе. Поэтому торможение будет возникать со страшной силой. Если бы нам удалось вернуть хотя бы часть выпускников, ситуацию можно было бы откатить в приличную сторону. Но никто не делает никаких усилий. Мне кажется, над этим надо в первую очередь работать. — Ольга Нечаева, замдиректора центра современного образования «7 пядей» Естественно, что в контексте обсуждаемого вопроса интересен взгляд «принимающей стороны». Как преподаватели вуза видят изнутри проблему того, что местные талантливые школьники не идут в региональные вузы. Фото: regnum.ru Сразу могу сказать, что дело тут не в «качестве образования». Ни абитуриенты, ни их родители, глядя со стороны, всё равно не могут его адекватно оценить (хоть им иногда и кажется иначе). Качество у нас не страдает. Вадим Долгов Профессор УдГУ Проблему профессор видит в другом: на выбор влияют чисто внешние факторы. По мнению Вадима Долгова, именно по этим внешним факторам вузы Удмуртии отстают. С одним из них ничего нельзя поделать (возможно, и не нужно ничего делать), а вот над другим нужно работать. Фактор первый, неизменный. Выпускники уезжают не просто в «другие города». Не едут же они массово в Киров или даже Пермь. Выпускники уезжают в столицы. Столичная жизнь для молодого человека всегда была и будет привлекательна. Это константа. ЕГЭ открыл возможность сдать экзамены, не уезжая из дома. Абитуриенты ею пользуются. Это хорошо. Фактор второй, требующий работы, заключается в уже озвученном выше. Крупные вузы республики совершенно не заботятся о своём имидже. У вузовского начальства с советских времён сохранилось ощущение, что абитуриент «и так придёт». Поэтому нет ни рекламы, ни даже просто информации в доступном школьнику поле. Это плохо. С этим нужно работать. Увы, делается в этом направлении мало. Выпускник гораздо скорее пришёл бы в вуз, если бы имел возможность познакомиться с ним ещё в школьном возрасте. Вадим Долгов Профессор УдГУ Одним из выходов из сложившейся ситуации профессор видит в создании бесплатных научных кружков на базе университета, «малых академий» для школьников, проведении олимпиад. «Кое-что в этом направлении делается, но большей частью на общественных началах, «на голом энтузиазме». А энтузиазма у замотанных «преподов» с годами всё меньше и меньше», – резюмирует Вадим Долгов. Выпускник УдГУ, успевший поработать на руководящих должностях в нескольких вузах Удмуртии, Александр Балицкий также назвал несколько причин в оттоке талантливой молодёжи после окончания школы. Во-первых, так уж сложилось за долгие годы, что одним из показателей престижности той или иной школы, и в немалой степени тому способствовали и способствуют сами педагоги, является число выпускников, поступивших в «престижные» столичные вузы. Этим всегда гордились и гордятся руководители наших школ и управлений образования различных уровней. Александр Балицкий Вторая причина в том, что уже не первый год выпускники республиканских вузов, а это вчерашние школьники, получив образование, «утекают» за пределы республики, не находя здесь удовлетворения своих карьерных и материальных запросов. Потому и старшеклассники выстраивают свои перспективные планы в направлении столичных учебных заведений, тем более что система ЕГЭ и олимпиад способствует их мобильности. Причина третья: в привлекательности получения образования в вузах республики – сегодня она, по мнению Александра Балицкого, оставляет желать лучшего. В конце концов, ни одному из наших региональных вузов за последние годы не удалось существенно поднять свой статус, получив в российской «табели вузовских рангов» соответствующие признание и финансирование, став опорным, научно-исследовательским или федеральным вузом. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ Выяснилось, что остаются школьники из «патриотизма», связанного с нежеланием уезжать далеко от родных, старых друзей. Или идут в местные вузы, не испытывая амбиций по «завоеванию мира» и овладению относительно новых специальностей, требующих более актуальных компетенций. Фото: Пресс-служба Ижевска Вузы в массе своей не рискуют испытывать кардинально новые образовательные программы, исходя, опять же, из привычной традиционности и опасений перед неизведанным. Получается, с одной стороны, есть «разочарование» школьников в старшей ступени образования. С другой – неготовность меняться самой старшей ступени. В сентябре власти Ижевска попытались познакомить горожан с проектом «Сетевой старшей школы» (ССШ). Тогда возможной площадкой муниципалитет объявил потенциальное объединение школ №30 и №40. Сам проект для России не нов. Несколько лет назад газета «Вести образования» пояснила читателям суть реформы. Основным принципом деятельности сетевой старшей школы была названа индивидуализация образовательного процесса, которая обеспечивается за счёт самостоятельного выбора учащимися учебных предметов, форм обучения, дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности. По сути всего того, что известно массовому зрителю молодёжных зарубежных фильмов и сериалов, где мы сопереживаем юным героям, заводящих друзей на разных «курсах по выбору». Замглавы Ижевска Дмитрий Чистяков, комментируя вопрос создания ССШ, в очередной раз напомнил, что большинство учеников, имеющих хорошие результаты по ЕГЭ, уезжают из Ижевска. И далеко не все возвращаются сюда. Сейчас новая тенденция, для меня она кажется страшной. У нас уезжают девятиклассники, потому что «старшая школа» отсутствует, а то, что есть, к сожалению, для них не интересно. Они другие, и мы должны признать, что не готовы к новым вызовам на сегодняшний день. Дмитрий Чистяков замглавы Ижевска Предлагаемый муниципалитетом проект собирался изменить школу и в перспективе открыть комплексы в разных районах города. Отмечая, что у старшеклассников сейчас другие потребности, с другими личностными задачами, чиновник призывал задуматься о профориентации и дать молодёжи право выбора. В нынешнем формате выбора нет. Мы должны предлагать современные форматы и технологии. У старшеклассников, тех людей, которые будут делать экономику Удмуртии завтра, должна быть совершенно другая база. Для строительства пяти «Старших школ» в Ижевске нужно 5 млрд рублей, но их нет. Что делать, сидеть и ждать? Но ребята хотят учиться сегодня. Сегодня хотят заниматься в других кабинетах и иметь другое оборудование. Они этого хотят, а мы должны им это дать. Дмитрий Чистяков замглавы Ижевска Говоря об ожидаемых изменениях со стороны вузов, своё мнение высказала глава Минобрнауки Удмуртии Светлана Болотникова. Вузам важно развивать систему целевого обучения, когда происходит тесное сотрудничество абитуриента, предприятия и вуза региона. Абитуриент знает, что после окончания обучения он будет востребованным специалистом с уже ожидающим местом работы, предприятие получит готового специалиста, а вуз получит своего студента. Светлана Болотникова министр образования и науки Удмуртии Министр отметила, что в республике создаётся система сохранения молодёжи в Удмуртии: «встраивание» одарённых детей и молодёжи республики в профессиональную жизнь в регионе, через формирование индивидуальных траекторий развития и прогнозирование кадровых потребностей. Для этого необходим анализ современного рынка труда в регионе, структуры мотивации сегодняшних и будущих выпускников, готовности системы образования к гибкому реагированию на изменения. Также Светлана Болотникова напомнила, что в республике реализуется национальный проект «Образование», в рамках которого вузы участвуют в национальном проекте «Успех каждого ребёнка». В ближайшие годы на их площадках будут расположены новые лаборатории, первый детский центр IT-творчества «IT-куб», Дом научных коллабораций для школьников на базе вузов, где будут проводиться занятия с детьми по современным методикам на современном передовом оборудовании. Продолжение следует…