Войти в почту

Теоретическая или практическая: как помочь ребенку выбрать олимпиаду

Рассказываем, чем теоретические олимпиады отличаются от практических и почему в состязаниях важны обе составляющие. Начался учебный год, многие планируют его и выбирают олимпиады и соревнования. С одной стороны, классические олимпиады, подразумевающие оценку теоретических знаний, дают формальные преференции при поступлении в вузы. С другой стороны, практические олимпиады, представленные в значительно меньшем количестве, помогают приобрести навыки, востребованные в реальной жизни, а также опыт, который трудно получить где-либо еще. Выбор и того, и другого часто оказывается несовместим с реальной жизнью, особенно у старшеклассников, которые вынуждены тратить значительный ресурс на подготовку к ЕГЭ. Организаторы профилей и финалисты Олимпиады Кружкового движения Национальной технологической инициативы (КД НТИ), совмещающей в себе и практическую, и теоретическую части, рассказали, чем важны обе составляющие. Станислав Аретинский, руководитель профиля «Системы связи для дистанционного зондирования Земли» Олимпиады Кружкового движения НТИ: «Талантливые теоретики придумывают идеи, которые дают практикам мотивацию к действию. Так что теорию не стоит недооценивать. Это база, на которую опираются все остальные исследователи. Теоретическая олимпиада актуализирует и систематизирует школьные знания. Но чтобы эти знания действительно закрепились, теорию стоит закрепить практикой. На олимпиаде участники оказываются в условиях, максимально приближенных к жизненным. И здесь у них открываются качества, которые очень важны для результата, но не оцениваются в школе по пятибалльной шкале: умение быть лидером, принимать четкие решения в стрессовых условиях, вести за собой команду. Иногда они важнее, чем вызубренные назубок формулы». Иначе говоря, поехав на теоретическую олимпиаду, участник освежает в памяти всю пройденную программу, проверяет себя на стрессоустойчивость, понимает, где и какие у него пробелы в знаниях. Это нужная история перед сдачей экзаменов. Но куда ехать, если у человека, оканчивающего школу, есть настойчивое желание правильно выбрать вуз и не потратить 5–6 лет на обучение профессии, которой никогда не захочется заниматься? Поступить правильно Полина Дятлова, руководитель профиля «Передовые и производственные технологии» Олимпиады КД НТИ: «Главное, что дает участникам практическая олимпиада, — возможность примерить на себя будущую профессию. Я работаю в университете и часто вижу ребят, которые поступили на курс, ориентируясь на моду, звучное название или красивую картинку в голове, не имеющую ничего общего с реальностью. Проучившись год, они понимают, что сделали неверный шаг, и либо уходят, потеряв силы и время, либо остаются, чтобы в будущем иметь дело с нелюбимой профессией. А побывав у нас, они работают с лазерными резаками, фрезерными станками, 3D-принтерами и начинают примерно понимать, что такое быть инженером и программистом. Они осознают, в чем разница между формулой в учебнике и действующей моделью аппарата, и возвращаются домой, гораздо четче представляя, кем хотят стать после школы. К тому же задания, которые мы предлагаем участникам, требуют не только знаний, но и смекалки, так что они действуют, как в жизни, прикладывая усилия и справляясь с трудностями. И, побеждая, привозят с собой не только опыт, но и 100 баллов за ЕГЭ». Действительно, победители Олимпиады Кружкового движения НТИ имеют возможность получить 100 баллов за ЕГЭ по одному из профильных предметов и поступить в ведущие технические вузы России. Но баллы — это еще не самое главное. Наталья Ходыкина, руководитель профиля «Наносистемы и наноинженерия» Олимпиады КД НТИ, созданного при поддержке ФИОП «РОСНАНО»: «У нас сложный профиль, где важно уметь работать в лабораторных условиях. И не только работать, но и соблюдать технику безопасности, внимательно читать инструкции, планировать время на решение и расставлять приоритеты. Без этих навыков с заданием не справиться даже человеку, у которого одни «пятерки» за школьный курс химии. Отличники, которые, исходя из оценок, решили связать будущее с химией, могут проверить, так ли удачен их выбор. Иногда оказывается, что человек, к примеру, плохо переносит запах реагентов или скучает, соблюдая дисциплину в лаборатории, и не может сосредоточиться. Во время практической работы ребята узнают о себе много нового и лучше понимают, в какой вуз им поступить». Страшно, что можно было пойти абсолютно не туда Участники олимпиады, уже ставшие студентами ведущих инженерных вузов страны, размышляют, как теория и практика помогли им «поступить правильно», и что оказывало большее влияние на их выбор. Вероника Волкова, студентка МИСиС: «В восьмом классе я абсолютно не знала, что делать со своей жизнью, даже не могла понять, гуманитарий я или технарь. В итоге решила, что гуманитарную составляющую смогу развивать всю жизнь, а технической надо учиться. Я стала бредить поступлением в МФТИ, искать олимпиады, которые помогли бы туда попасть, и наткнулась на информацию об олимпиаде. В первый год я участвовала в направлении «Технологии беспроводной связи». Мы с одноклассниками собрали команду, прошли все туры и вышли в финал. В первый же день я познакомилась с руководителем космического профиля и поняла, что в следующем году хочу участвовать в этом направлении. Через год я уже собирала антенны, занималась тем, что называется системами связи и дистанционного зондирования Земли. На олимпиаде всегда можно было посмотреть, что делают люди на других профилях, и понять, куда ты хочешь попасть в следующий раз. Это огромный плюс. В итоге в третий раз я участвовала в направлении «Умный дом». Мы работали с датчиками, оптимизировали и упрощали процессы. Я поняла, что мне безумно нравится работать руками, общаться, а в МФТИ я буду сидеть без всего этого с кучей литературы. Участвуя в направлении по энергетике, я точно поняла, что мне нужно. Так я поступила в МИСиС на «Электронику и наноэлектронику» и не пожалела об этом ни разу!» Екатерина Григорьева, студентка Университета ИТМО: «Несмотря на то, что с первого класса было понятно, что математика мне интереснее гуманитарных дисциплин, а самолеты важнее игрушек, я точно поняла, чем хочу заниматься, только когда сама окунулась в мир технологий и попробовала себя в роли разработчика. Интерес к авиации появился в детстве, когда несколько раз в год мне удавалось попасть к маме на работу, посмотреть на самолеты. Но по-настоящему я определилась с вузом и профессией на олимпиаде. Там мы работали с беспилотниками, компьютерным зрением, программировали микроконтроллеры, разрабатывали систему для поиска пропавших людей. В первый год участия я была призером, а в третий стала победителем. Полученные 100 баллов пригодились, чтобы поступить в Университет ИТМО на факультет робототехники. Сначала я занималась фундаментальными вещами, но поработав на олимпиаде с настоящими беспилотниками, поняла, что я практик, мне интересно прикладное. Иногда становится страшно, что я могла никуда не поехать и пойти абсолютно не туда, просто потому что мало что видела и пробовала». Регистрация на Олимпиаду Кружкового движения НТИ.Junior для 5–7 классов открыта по ссылке до 27 октября. Регистрация на олимпиаду для учащихся 8–11 классов продлится до 30 октября, для студентов — до 15 ноября. Олимпиада Кружкового движения НТИ проводится при поддержке «Российской венчурной компании» и Агентства стратегических инициатив. В этом году совместно с «Платформой НТИ» и АНО «Россия — страна возможностей» впервые открыто отдельное направление для школьников 5–7 классов. Фото: пресс-служба Олимпиады НТИ Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал !

Теоретическая или практическая: как помочь ребенку выбрать олимпиаду
© Letidor.ru