Войти в почту

Проводник, учитель, мастер

Проводник, учитель, мастерНакануне Дня учителя, который в этом году отмечается 5 октября, мы попросили известных нижегородцев рассказать о своём главном учителе в жизни. Ведь именно благодаря ему человек формируется в личность. Учитель становится проводником в жизнь. «Она научила глубже и тоньше воспринимать литературу, кино, изобразительное искусство» Надежда Преподобная, министр культуры Нижегородской области — Мне всегда везло в жизни с учителями: как в юности, так уже и на взрослых этапах. Я глубоко благодарна всем, кто вкладывал в нас знания, свой опыт, делился верой и надеждами, формировал из нас личностей. Безусловно, каждый мой учитель и преподаватель внесли свой вклад в мое становление. Но особенные воспоминания у меня о человеке, который открыл мне сферу культуры и искусства. В одиннадцатом классе я перешла в новую школу и встретилась с замечательной Дианой Викторовной Кобленковой (Козловой), которая тогда училась во ВГИКе и читала нам курс мировой художественной культуры и мирового художественного искусства. Она научила глубже и тоньше воспринимать литературу, кино, изобразительное искусство. Научила не просто потреблять, а анализировать каждое произведение, «проживать» его. Именно под ее руководством я поняла, насколько интересен, безграничен и увлекателен мир культуры. Я настолько прониклась этим, что в дальнейшем культурная сфера стала для меня профессиональной, чему я очень рада. Именно Диана Викторовна помогла мне найти свое призвание и внесла большой вклад в мою жизнь». «В моей работе, есть та теплота, которую я получила от моего любимого учителя» Наталья Панкова, известная художница — Моя любимая учительница – художник Майя Михайловна Черникова. Сейчас мне кажется, что все, что я умею, я получила от нее. Она была для меня источником энергии, чувств и цвета. Она преподавала в Художественной школе №1, и я стала её ученицей в пять лет, еще до поступления в среднюю школу. Это была удивительная история, для меня судьбоносная. Моя мама работала педагогом в школе. 1-го сентября, в день знаний, мамин класс участвовал в конкурсе рисунка на асфальте. Был такой конкурс «В каждом рисунке солнце», он проходил каждый год в городе Горьком на площади Минина и Пожарского. Школьники рисовали на асфальте. Я была еще маленькая, меня некуда было деть, и мне, чтобы не мешала, тоже дали квадрат асфальта, на котором мелками можно было создать «картину». И я победила. Заняла первое место, несмотря на мой дошкольный возраст, и получила в подарок большую куклу. Куклу я потом назвала Майей. Членами жюри были студенты художественного училища и Майя Михайловна, они проявили ко мне интерес, я была приглашена в художественную школу. Это был эксперимент. В «художку» поступали в 11 лет, учились четыре года, а потом уже поступали в училище. Я была совсем маленькой, мне нравилось, но было очень трудно. Рядом со мной были взрослые ребята, занятия проходили поздним вечером, после студентов художественного училища, так как школа находилась в этом же здании. И я ее бросила. Но в моей памяти осталась только радость. Запах масляных красок, свет софитов и радость творчества. Спустя годы, когда я уже училась в восьмом классе и думала о том, что буду физиком, я пришла в художественную школу к Майе Михайловне. Пришла к ней за радостью. Уходя после уроков, мне казалось, что все вокруг изменилось в цвете. Она подарила мне другой мир, в котором было удивительно ярко и тепло. Майи Михайловны уже нет. Но не для меня. В моей работе, есть та теплота, которую я получила от моего любимого учителя. «Хочу пожелать всем учителям в их праздник крепкого здоровья и большой зарплаты» Дмитрий Черышев, главный тренер ФК «Нижний Новгород» — Хочу вспомнить один забавный случай, который произошёл со мной, когда я учился в 1 «В» классе 130-й школы города Горького. Моя первая учительница Нина Петровна Богатырёва в субботу после уроков должна была идти на свадьбу. По этому поводу она сделала причёску и даже не спала толком, боясь испортить всю красоту на голове. Вот с этой причёской она и пришла в школу, а я со всей детской непосредственностью сказал ей прямо в классе (кстати, сидел за первой партой): «Нина Петровна, как вы сегодня на Бабу-ягу похожи!» Она выдавила из себя только: «Садись». Спустя несколько лет её дочь рассказала мне, что тогда в учительской Нина Петровна подошла к зеркалу и в сердцах произнесла: «Я так старалась, делала эту причёску, а ребёнок сравнил меня с Бабой-ягой… Видно, перестаралась». Естественно, я не хотел её обидеть. И до сих пор с благодарностью вспоминаю, как Нина Петровна учила нас читать, считать и писать. Кстати, со многими одноклассниками ещё по начальной школе (а я был с ними только три года, потом перешёл в спорткласс) мы до сих пор дружны. Хочу пожелать всем учителям в их праздник крепкого здоровья и большой зарплаты. Ведь они делают благое дело, воспитывая подрастающее поколение. Как говорил Некрасов, сеют разумное, доброе, вечное. Низкий поклон им за это. «Всю жизнь признателен им не только за лекции и семинары, а просто за общение» Александр Цирульников, легенда нижегородского телевидения — Признаюсь, у меня было много учителей – я учился в четырех разных школах – начальной — № 74 — в деревне Княжиха, сейчас это улица Красных Зорь, в семилетке № 98 на поселке завода «Вторчермет», в десятилетке № 10 на станции Горький- Сортировочный, а десятый класс закончил в школе № 45 там же на Сортировке. Три из них были весьма далеко от дома, где я жил. Я с благодарностью вспоминаю свою первую учительницу Елену Михайловну Пучкову, учительниц русской литературы и русского языка – Марию Викторовну Андриашевич и Антонину Константиновну Хваткову, преподавателя математики и физики Александра Ароновича Липкина, которого вся Сортировка уважительно и любовно называла коротко – Ароныч. Нас на историко-филологическом факультете Горьковского государственного университета имени Н.И. Лобачевского учили выдающиеся личности — профессора и доценты Серафим Андреевич Орлов, Иван Кириллович Кузьмичев, Георгий Васильевич Краснов, Борис Николаевич Головин, Василий Михайлович Потявин. Всю жизнь признателен им не только за лекции и семинары, а просто за общение в разных жизненных ситуациях, потому что везде и всегда они оставались Учителями. Но сейчас мне хочется назвать еще одного моего и не только моего Учителя, которому я и многие мои коллеги обязаны вхождением в профессию литератора – писателя и журналиста. Это замечательный нижегородский поэт Бори Ефремович Пильник. В 1951 году в феврале или марте я по совету учительницы русского языка и литературы Марии Викторовны Андриашевич, которая была ещё и классным руководителем в нашем 5-«Б», отправил несколько своих стихотворений в «Ленинскую смену». Я выступал с ними в школе, в заводском клубе. И тихо радовался, когда обо мне говорили – поэт. Понятно было моё желание увидеть свои сочинения опубликованными в печати. Ответ из газеты пришел недели через две. Меня похвалили за политическую позицию, за любовь к Родине и посоветовали больше читать русских поэтов-классиков и советских стихотворцев, обращая внимание на технику стихосложения. Автор ответа высказал мысль, что мне будет полезно побывать на литературных консультациях, которые раз в неделю проводит с молодыми авторами газеты горьковский поэт Борис Ефремович Пильник. Потом ,в старших школьных классах и на начальных вузовских курсах именно от Бориса Ефремовича я впервые узнал о Гумилеве, Андрее Белом, Борисе Корнилове, Иосифе Уткине, Ярославе Смелякове, Владимире Луговском. Этому списку нет конца. Он читал нам, молодым его воспитанникам, их произведения, когда многие из них были еще запрещены для печати, для продажи, для выдачи из закрытых библиотечных фондов. «Они поверили в меня и поделились знаниями» Вадим Данцигер, театральный режиссёр — Мне сложно выделить кого-то одного из моих учителей. Их было много. Могу назвать четырёх: Вечеслав Альбертович Мальцев (мой первый театральный педагог. Позже он станет первым директором Театра «Гешер» Израиль) Вера Александровна Товма. (Мой мастер курса в Иркутском театральном училище). Леонид Ефимович Хейфец и Олег Львович Кудряшов (мои мастера режиссуры в ГИТИСе). Они поверили в меня и поделились знаниями. Если бы их не было, думаю, я бы не состоялся. Становление в профессии процесс сложный и очень подробный. Без «проводника» здесь не обойтись. А что б он появился, тебе должны начать доверять, поверить. Проводник, учитель, мастер. Можно по разному их называть. Я думаю, он играет вторую после родителей, а у кого-то и первую роль. Надо оказаться с ним на одной волне, неистовость в обоих (я разумеется говорю об отношении к профессии) тогда ты проваливаешься в мир, из которого добровольно не выходят. А чтоб поймать эту волну, надо поверить. В наставника легче поверить, важно, чтобы и он поверил в тебя.

Проводник, учитель, мастер
© Нижегородская правда