Победитель олимпиады по информатике среди учителей рассказал о работе ИТ-классов
В преддверии Дня учителя редакция корреспондент «Вечерней Москвы» пообщалась с педагогом школы № 1579 Дмитрием Шеиным. Весной этого года он победил в олимпиаде «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка — 2019» и стал одним из лучших учителей информатики в Москве. А сейчас он занимается с учениками ИТ-класса, который открылся в его школе месяц назад. — Расскажите, как создавался ИТ-класс и насколько сложно было в него поступить? — В конце учебного года при подведении итогов работы школ было решено, что 35 образовательных учреждений получат финансирование для создания ИТ-классов. Наша школа попала в их число. Из шести различных направлений нам досталась компетенция «Моделирование и прототипирование». Мы сообщили ученикам о возможности поступления в профильный класс и приступили к отбору детей. Чтобы попасть в ИТ-классе, школьники сдавали экзамен по трем предметам: математике, физике и информатике. Задачи, которые им предстояло решить, были в том числе без вариантов ответа. В компьютере школьникам нужно было написать ответ, а решение приложить на листке бумаги. То есть мы получали цифровые ответы и письменные решения, позволяющие проследить ход мысли ученика, его подход к решению задачи. Перед тестированием для всех желающих мы проводили консультации. Каждый учитель — будь то математик, физик или информатик — выбрал дни, когда он может подготовить учеников к вступительному тестированию. Дети приходили, готовились и понимали, что знать нужно гораздо больше, чем обычно изучают на школьных уроках. Некоторые задания были даже сложнее, чем задачи ЕГЭ для 11-го класса. Кстати, конкурс был довольно большим. Попасть в ИТ-класс стремились ученики не только нашей школы, но и соседних учебных заведений. Всего на вступительные экзамены пришли порядка ста человек. В ИТ-класс было зачислено около тридцати. — С каким оборудованием смогут работать ученики ИТ-класса? — Как я уже говорил, в нашей школе ИТ-класс обучает по направлению «Моделирование и прототипирование». Объясню немного подробнее. Моделирование — это создание виртуальной модели предмета, а прототипирование — создание некой уменьшенной, но работающей копии объекта. Поэтому в числе оборудования детям в первую очередь будут доступны 3D-сканеры и 3D-принтеры. И если 3D-принтеры у многих на слуху, то о 3D-сканере стоит рассказать отдельно. С его помощью можно получить 3D-модель нужного предмета, а затем либо создать его копии, либо как-то видоизменить объект. Также для работы с 3D-моделями у учеников будут интерактивные планшеты. Шлемы виртуальной реальности позволят детям просмотреть созданные 3D-модели, не распечатывая их. Помимо этого, с использованием VR-технологий мы с учениками сможем проводить виртуальные химические опыты или «осмотреть» какую-нибудь отдаленную местность — это своего рода 3D-география. Возможностей применения шлема виртуальной реальности — масса. Что особенно важно: дети будут учиться писать приложения под данное оборудование. Также у нас появятся комплекты ноутбуков, чтобы дети могли взять компьютер с собой и позаниматься вне школы, например, при проведении выездных уроков. Кроме того, в ИТ-классе ученикам будут доступны робототехнические наборы и конструкторы. Поскольку наша школа является еще и ресурсным центром по робототехнике, к нам могут прийти желающие из других школ, и мы научим их работе с этим оборудованием. — Какие впечатления у вас и ваших учеников от первого месяца работы ИТ-класса? — Дети удивляются, им очень интересно. Я очень часто от них слышу слова вроде: «Ого, да мы с вами тут за неделю проходим то, что нам могли объяснять год!». Сам я окончил школу не так давно —13 лет назад. Но могу сказать с уверенностью, что даже в мое время такого не было. Не было возможности работать с мощными компьютерами, 3D-принтерами, 3D-сканерами, шлемами виртуальной реальности. И не просто работать, а разрабатывать для них программное обеспечение. — Какие перспективы ждут ребят, окончивших ИТ-класс? — Высококвалифицированные учителя и современная техника открывают новые возможности для учеников. В нашей школе очень серьезный упор на программирование — во многом благодаря личным качествам педагогов, которые учат детей не только базовым знаниям информатики, но и дают им навыки разработки программ для крупных компаний. Я думаю, что все это поможет им стать лучшими в выбранной специальности. А специалисты, умеющие создавать объемные модели, сегодня требуются в самих разных отраслях — начиная от промышленного производства и заканчивая архитектурой и кинематографом. — Как учителю информатики успевать за трендами рынка и улучшать методы обучения? — Повышать профессиональные навыки очень помогают хакатоны, конкурсы и олимпиады. Например, в ходе олимпиады «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка» нам предстояло в течение 12 часов решить 10 задач по программированию на онлайн-платформе. После этого начались очные задания, где мы работали с большими данными, робототехникой, создавали свой сценарий урока по определенной теме и затем выступали с мастер-классами. Это были очень насыщенные полгода. Участие в различных мероприятиях очень помогает педагогам в обучении. А это очень важно: если учитель информатики сам перестает чему-то учиться, то буквально через несколько лет его знания и навыки будут не актуальны. СПРАВКА В этом году в московских школах открылись 35 ИТ-классов. В них детей учат основам программирования, робототехники, анализа больших данных и другим востребованным навыкам. Ученикам доступно передовое оборудование, на котором можно собрать и запрограммировать робота, разработать собственное мобильное приложение или создать 3D-модель. Выпускники ИТ-классов могут поступить в ведущие столичные вузы, а в дальнейшем устроиться на работу в крупнейшие российские компании — 160 из них являются партнерами этого проекта. Обучение в ИТ-классах ведется по шести основным направлениям: роботехника, большие данные, технологии связи, программирование, моделирование и прототипирование, информационная безопасность. Читайте также: Студенты МФТИ заняли первое место на международных сборах