Система профессиональной подготовки дает освоить несколько специальностей

2 октября — День профтехобразования, который отмечают преподаватели, мастера и студенты колледжей. Накануне в редакции «Вечерней Москвы» прошел круглый стол, в ходе которого эксперты обсудили состояние и перспективы этой сферы. Системе обучения школьников техническим профессиям — 79 лет. В Советском Союзе она была отлажена и заключалась в том, что школьники либо уходили из 8-го класса в профтехучилище, либо в 10-м классе были обязаны один день в неделю отработать на учебно-производственном комбинате. Сейчас в столице вместо этой системы есть ряд программ. Прежде всего это введение профильных классов: кадетских, медицинских, инженерных, математических, гуманитарных, где школьникам преподают навыки, которые непосредственно пригодятся в будущих профессиях. — Разделение на специализированные классы в Москве начинается в 7-м классе и происходит до 9-го, за исключением кадетов, которые учатся до 11-го, — рассказала заместитель директора ГБОУ школы № 1613 Елена Андреева. — Это городской проект, но помимо него есть еще и параллельный проект «Профориентация без границ», который позволяет школьникам получить к выпуску «корочку» конкретной профессии, например, банковского оператора, косметолога, делопроизводителя. Как отметил заведующий отделением ГБПОУ «Колледж полиции» Владимир Кучер, в его учреждении проходит подготовка учащихся школ по ряду важнейших для агломерации профессий: полицейский, секретарь суда, аварийный комиссар. После такого курса специализированный колледж получает подготовленных абитуриентов. Вовсе не обязательно школьнику действительно идти на службу в полицию или в суд после этого обучения, однако за 7–9 месяцев у московских подростков появляется определенный уровень правовой грамотности. Например, молодежь начинает четко отличать административное нарушение от уголовного преступления. — Школа и колледж вольны сами договариваться между собой в вопросе дополнительного обучения учащихся профессиям, — считает Татьяна Киселева, главный специалист Профсоюза образования Москвы. — Обе стороны заинтересованы в этой программе, так как профориентация школьников поддерживается городским бюджетом. Причем средства получают как колледж, так и школа. Глава Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин считает, что частенько система профанируется. Так, он привел случаи, когда при выпуске школьник получал свидетельство о получении какой-то профессии, которой его не обучали ни дня. То есть столичный бюджет через свои департаменты выделяет средства на выполнение программ профилизации и профориентации, а в заметной части школ нет плана и даже понимания, как реализовать это на практике. — Договоры школ с колледжами заключаются, связь между ними есть, а вот что конкретно делается для выполнения тех заманчивых положений, которые прописаны в предлагаемых программах, — это вопрос, — отметил Панин. Главный редактор знаменитой некогда газеты «Пионерская правда» Михаил Баранников напомнил: сегодняшний подросток, представитель поколения Z, значительно отличается от тех, кто родился в 70–80-е годы. — Сегодняшним детям интересно абсолютно все, — считает он. — Например, школьник хочет снять кино, собирает команду и создает небольшой фильм, а уже через две недели сочтет, что ему это не надо, и пойдет заниматься 3D-моделированием. А вскоре пойдет еще дальше. Это примета времени, как и поверхностность получаемых таким образом знаний и навыков, «клиповость» интересов. Как отмечают эксперты, возможность попробовать, перебрать различные специальности и работы — благо для школьника. При этом в направлении (и подталкивании) учащегося к выбору специальности активно участвуют классный руководитель и школьный психолог, которые руководствуются результатами различных тестов и опросов. Система работает комплексно, и в ней, конечно, участвуют родители. Все это в конечном итоге снижает число тех, кто после школы поступает «не туда», а после вуза ни дня не работает по выбранной профессии. — Профориентация помогает школьникам все попробовать и учиться освоению профессий, дает возможность выбора, — убеждена завуч школы № 1613 Елена Андреева. — Не забывайте, что сейчас рынок труда быстро меняется, сегодня нужны одни профессии, завтра другие, а умение учиться облегчает получение новых компетенций. Эксперты не выработали общей позиции, но сошлись на том, что обучать и воспитывать новое, входящее во взрослую жизнь поколение жителей такого мегаполиса, как Москва, надо системно. И здесь школа, колледж, возможности профориентации играют не менее заметную роль, чем родители. ИСТОРИЯ В 1940 году вышел указ «О государственных трудовых резервах СССР», который разделил училища на три вида. В школах фабрично-заводского обучения (ФЗО) подготовка велась 6 или 10 месяцев, а в ремесленных и железнодорожных училищах — два года. Существовали также специальные ремесленные училища, в которых срок обучения длился от 3 до 4 лет, а в художественных — 3 года. Набирали в эти учреждения двумя путями: призывом или по желанию. Сейчас в РФ более 2500 профтехучилищ начального и среднего образования, в Москве — 55 государственных колледжей и техникумов.

Система профессиональной подготовки дает освоить несколько специальностей
© Вечерняя Москва