А как у них? Необычные уроки в зарубежных школах

А как у них? Необычные уроки в зарубежных школах Сегодня внимание российских педагогов и родителей привлекают необычные уроки в западноевропейских и азиатских странах. В наших школах детей этому пока не учат. Может быть, стоит присмотреться к ним внимательнее, оценить и обсудить возможности внедрения зарубежной практики? Ведь, запреты всегда стимулируют повышенный интерес, а, в случае положительного результата, наши дети станут еще умнее, выше и сильнее. Российская система образования давно, еще во времена Советского Союза, считалась одной из лучших в мире. Подтверждение этому – иностранные студенты, обучающиеся в ВУЗах страны и школьники – победители всевозможных международных олимпиад. Но не в этом дело, поскольку сегодня власти ведут активную работу над усовершенствованием обучающих программ, а это значит, что появилась надежда на возрождение былого величия российского образования. Дело в другом. Если раньше единопартийная советская система ревностно охраняла детей и молодежь «от тлетворного влияния Запада», то сегодня Россия открыта для обмена опытом, и готова принять к рассмотрению новшества, которые не противоречат нашим базовым принципам воспитания и развития юных граждан. Но, как всегда, важно начать с обсуждения вопроса и выяснения оценки российского общества возможных нововведений. Мы предлагаем подробнее рассмотреть некоторые зарубежные варианты обучения и развития школьников – для размышления. Голландия, Израиль: уроки дискуссий Безусловно, каждому человеку необходимо умение отстаивать свою точку зрения, цивилизованно, с помощью хорошо поставленной речи, мимики жестов, убедительных и логически выстроенных аргументов, без лишних эмоций. Такие уроки дискуссий – норма в Голландии и Израиле. В ходе дискуссий школьники учатся открыто обсуждать любые проблемы. Примечательно, что учитель не влияет на выбор тем и ход занятия. Иногда педагог предлагает лишь другой формат: он может разделить учеников на две группы, которые отстаивают противоположные точки зрения. Япония: уроки единения с природой Азиатская философия, с глубинными смыслами, привлекает внимание людей всего мира. Сами японцы возвели потребность общения с природой в духовный ритуал. Поэтому не удивительно что, начиная с 4-5 лет, детей учат не просто базовым знаниям природоведения или биологии, как это принято у нас. На уроках гармонии и понимания школьников знакомят с природной красотой мира, его грациозностью, величием и безграничностью. Как правило, такие занятия проводятся в формате прогулок на природе, по завершению которых учитель оценивает усвоенные знания. Можно возразить, что в школьных программах наших детей есть подобные предметы. Но это – именно подобные уроки, преимущественно носящие характер информативности. Если вспомнить экскурсии наших школьников, то многие, по ассоциации, обязательно упомянут о разговорах, на разные темы, у костра или сборе гербария, а быть на природе и с природой – не одно и то же. Германия: здоровый образ жизни – уроки для всей семьи В педантичном немецком обществе особое внимание принято уделять здоровому образу жизни. Здесь обычной практикой является приглашение на урок специалиста с медицинским образованием. А на физкультуре и уроках, посвященных правилам рационального питания и методам релаксации, вреде алкоголя, курения и наркотиков, учитель задает домашнее задание для всей семьи. Вот где проявляется связь семьи и школы, воспитание личным примером, равноправное общение детей и взрослых! В некоторых начальных школах успешно работают педагоги, которые обучают детей самообороне и методам профилактики насилия. Возможно, в России проблема не достигла таких катастрофических масштабов, при которых нужно учить первоклассника защищаться, но: во-первых, она существует, и отрицать это бессмысленно, во-вторых, нет ничего плохого в дополнительной физической подготовке ребят и умении ими принимать правильное решение в сложных и опасных ситуациях, в-третьих, такие занятия помогают реализовать и многие воспитательные цели: например, научить пониманию, что такое хорошо, и что такое плохо, в-четвертых, детям, все же, лучше говорить правду, чтобы перед лицом реальной угрозы они успели «снять розовые очки», которые им старательно надевают взрослые из лучших побуждений. Нельзя забывать, дети больше доверяют и слушаются, когда взрослые с ними говорят на равных. Похоже, в Германии об этом не забывали никогда. США: «В каждом маленьком ребенке…» Американская система образования не только не запрещает детям проводить исследования, а наоборот, поощряет их и даже включает в школьную программу. В результате, педагогам удается направить непреодолимую энергию и любопытство маленьких «почемучек» в «мирное русло»: школьники исследуют окружающий мир, учатся жить в нем и приносить пользу обществу под руководством педагогов. Для американских школ вполне привычно проводить уроки на ферме, мусороперерабатывающем заводе, в ресторане или любом другом безопасном предприятии. Затем такие «наглядные пособия» обсуждаются в классе, усвоенный материал оценивается учителем, а для закрепления пройденного материала оборудуются целые производства в школьных кабинетах и мастерских, где дети всерьез «примеряют на себя» разные профессии. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Испания: управление эмоциями Как это ни странно, но экспрессивный по своему темпераменту народ Испании учит школьников сдержанному проявлению эмоций. Неформальная обстановка уроков, внешне похожая на медитацию или занятия йогой, дает возможность детям прислушиваться к себе, а также научиться понимать чувства и эмоции окружающих. Старшеклассники продолжают программу обучения в классах-ассамблеях, упражняясь в риторике и искусстве ведения споров в конструктивном русле. Для обсуждения предлагаются разнообразные темы: от межличностных отношений до глобальных мировых проблем. Приобретенные навыки общения наверняка пригодятся школьникам во многих профессиях, да и в личной жизни тоже. От пчеловодства до уроков серфинга Мы рассмотрели всего лишь несколько примеров обучающих программ из разных стран мира, которые, на наш взгляд, полезно было бы внедрить и в российскую систему образования. На самом же деле в каждой стране есть уроки, которые нам могут показаться странными, но интересными. Например, в Австралии школьная программа включает в себя уроки серфинга. В Армении позаботились о сохранении традиций и ввели в школьную программу занятия по изучению народных танцев. Входящая в состав России Башкирия также имеет в своем "арсенале" необычные уроки – предмет "пчеловодство". Все эти необычные для нашей страны школьные уроки убедительно демонстрируют, что отечественной системе образования еще есть, куда расти.

А как у них? Необычные уроки в зарубежных школах
© Навигатор образования