Что меняют вузы? Успевает ли высшее образование за запросами экономики
Модернизация экономики, о которой так много говорят, требует не только больших инвестиций, но и новых кадров. «АиФ-Юг» попытался выяснить, успевают ли высшие учебные заведения меняться вместе с запросами реального сектора на специалистов. Где учиться? Десятиклассница Елена Калиниченко из Краснодара не только хорошо учится, но и подрабатывает в smm-маркетинге - ведёт социальные сети салона красоты. Если не с профессией, то с направлением, по которому хочет двигаться во взрослой жизни, Лена определилась, но пока не может решить, куда ей поступать. «Дело в том, что smm требует разных знаний, - объясняет она. - С одной стороны, умение грамотно и хорошо писать - это факультет журналистики, например. С другой - создавать красивый визуальный контент: картинки, видео, инфографику - этому, думаю, учат на факультете дизайна. А ещё хорошо бы знать, хотя бы на минимальном уровне, компьютер, языки программирования и всё такое - это уже область IT». Лена признаётся, что по складу ума она, скорее гуманитарий, так что с математикой вариант отпадает. «Вообще, насколько я знаю, сейчас тому, чем я хочу заниматься, в университетах не учат, - продолжает девушка. - Зато есть множество онлайн-школ, курсов, интенсивов. Но их можно совмещать с обучением в вузе. Так что я сейчас готовлюсь к ЕГЭ и пока выбираю, куда поступать». Программист и выпускник факультета прикладной математики КубГУ Алексей Семёнов признаётся: сейчас работодатели на диплом практически не смотрят. «Знания и умения важнее корочки, а где ты их получишь - никого не волнует, - говорит он. - Хотя программист, если хочет прогрессировать и больше получать, больше зарабатывать, должен учиться постоянно, но мне университет помог - с базовыми знаниями легче понимать новое». Университет по-новому В буклетах вузов новые профессии, вроде smm-специалиста или интернет-маркетолога встретишь редко. Но, справедливости ради, такие специальности не требуют многолетнего обучения - в интернете множество недельных и месячных курсов. Подтягиваются и вузы - Институт переподготовки и повышения квалификации специалистов КубГУ открыл набор на недельный курс «Технологии создания благоприятного контента в медиапространстве». Пять лет в вузе работает Лаборатория робототехники и мехатроники - хоть отдельного факультета по разработке и созданию роботов в КубГУ нет, но все, кого эта тема интересует, могут ею заниматься. «В прошлом году мы выпустили 23 человека по новой специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений», - рассказали в пресс-службе Кубанского государственного аграрного университета. - Шесть лет студенты учились строить высотные и большепролётные здания, и сейчас все трудоустроены по профилю - работают в проектных и в строительных организациях. В этом году сделали первый набор по образовательной программе «Биотехнология продуктов питания из растительного сырья». К новым направлениям в вузе относится «Экономическая безопасность», в агрономии открылся профиль «Селекция и семеноводство». В Кубанском государственном технологическом университете рассказали, что за последние годы открыли новые образовательные программы по восьми направлениям магистратуры, девяти направлениям бакалавриата и 14 специальностям среднего профессионального образования. «Важнейший элемент трансформации и адаптации образовательных программ к современным требованиям рынка труда и состояния экономики - это их ежегодная актуализация в соответствии с развитием науки и техники, требованиями работодателей, - сообщили в пресс-службе вуза. - И здесь важно иметь стратегическое партнёрство с работодателями. Всего университет заключил 363 соглашения и договора о сотрудничестве». В то же время представители реального сектора экономики не всегда довольны умениями выпускников. «Мы чувствуем кадровый голод - главным образом в рабочих профессиях, поэтому год назад открыли у себя систему онлайн-обучения, - рассказал генеральный директор завода по производству сельхозтехники в Краснодаре Ральф Бендиш. - В этом направлении мы стали пионерами - в регионе даже законодательство не готово, надо подстраивать. Планомерно готовим людей, чтобы они в дальнейшем стали нашими сотрудниками». В защиту вузов стоит сказать, что они не учат рабочим специальностям. Кто преподаёт? Учить новым навыкам и умениям должны состоявшиеся специалисты, иначе смысла нет. Поэтому вузы привлекают преподавать не только штатных сотрудников, но и людей, добившихся успеха в той или иной области. «Меня приглашали читать лекции для студентов экономического факультета КубГУ об интернет-маркетинге, об особенностях продвижения в сети, - рассказал seo-специалист и интернет-маркетолог Лев Шавердов. - Конечно, лекции были ознакомительные - никто не ставил задачу подготовить специалистов, да и за два академических часа это невозможно. Но студентам явно было интересно - они внимательно слушали, задавали вопросы». «Требования новых образовательных стандартов таковы, что мы обязаны привлекать к образовательному процессу не только штатных сотрудников вуза - доцентов, профессоров, но также и практикующих специалистов, профессионалов в своих сферах деятельности, - сообщили в пресс-службе КубГАУ. - В среднем у нас работают порядка 10 % приглашённых специалистов, на многих направлениях этот процент даже выше. Кроме того, преподаватели регулярно повышают свою квалификацию по курсам преподаваемых дисциплин, а также в области информационно-коммуникационных технологий, новых методик преподавания. Мы хотим, чтобы в нашем вузе работали самые компетентные и подготовленные преподаватели, поэтому мы традиционно стараемся через программу подготовки кадров высшей квалификации - через аспирантуру - подготовить собственных научных сотрудников. При этом привлекаем высококвалифицированных специалистов из других вузов. Мировая тенденция «В вузах есть проблема - не хватает предложений от потенциальных работодателей по приближению учебного процесса к реальным проблемам бизнеса, - объяснил вице-президент Краснодарского отделения РСПП Эдуард Кузнецов. - Мы упускаем студентов, которых потом приходится переучивать. Государство тратит деньги, студент - время, а в итоге выпускник приходит на предприятие, где ему говорят: «Забудь и учись новому». А ведь именно связь между работодателем и учебным заведением сейчас важна как никогда. Тот же переход предприятий на цифровую экономику требует специалистов, а их нет. В ближайшие годы российской экономике понадобятся два миллиона айтишников. И взять их в один момент не получится, потому что профессионала надо учить пять лет, а трансформация экономики происходит уже сегодня. В то же время в краевых вузах созданы «Инжиниринговые центры», где преподаватели вместе со студентами разрабатывают новые технологии, которые в дальнейшем можно реализовывать на наших предприятиях. Центры разрабатывают. Дальше - тупик, команда работает, а в итоге отечественная технология дешевле иностранной, стоит невостребованной. Мы предложили, чтобы ребята шли на предприятия, показывали разработки - уверен, что наши кубанские работодатели с удовольствием подскажут идеи. А студенты внедрят их». «Чтобы объективно оценить, успевает ли высшее образование меняться вместе с экономикой, стоит в первую очередь посмотреть на выпускников вузов и крупнейшие предприятия региона, - рассказал доктор экономических наук Заур Хутыз. - По статистике, более 50 % вчерашних студентов работают не по полученной в учебном заведении специальности. А работодатели в большинстве своём говорят, что выпускника нельзя сразу считать полноценным сотрудником, его надо ещё долго учить, адаптировать к реальным условиям. Так что ответ очевиден - высшая школа, к сожалению, отстаёт от потребностей реальной экономики. И это не только российская, а мировая проблема, потому что сейчас сама экономика меняется очень быстро - до конца прошлого века такого не было. Ещё прошлому поколению знания, полученные в вузе, позволяли работать десятилетиями. А сейчас специалисту, чтобы оставаться актуальным, приходится учить новое буквально каждый день. Но это вовсе не значит, что вузы не нужны - они ведь выполняют важные функции личностного роста и социальной адаптации выпускников школ. В текущих условиях для вузов становится более актуальным развивать в студентах так называемые soft skils - гибкие навыки, которые служат человеку всю жизнь».