Виртуальная доска для онлайн-репетитора
Обучение с репетитором — давний и проверенный способ ликвидировать пробелы в знаниях или получить дополнительную информацию, выходящую за рамки школьной программы. Александр Пашков, один из основателей школы репетиторов TutorOnline, рассказал, как они использовали возможности современных технологий для дистанционного обучения. Консультации по скайпу и телефону Александр Пашков и Валерий Соловьев вместе учились на мехмате. Молодые люди подружились и решили начать совместный бизнес. Среди первых проектов были веб-студия в Минске и бюро переводов, затем — онлайн-справочник услуг и агрегатор. Однако развиваться в этом направлении друзья не хотели. Они искали дело, которое не только приносило бы доход, но и давало моральное удовлетворение. Идея заниматься онлайн-репетиторством родилась случайно. В 2010 г. супругу Александра, учителя русского языка, племянница попросила помочь подтянуть предмет. Жили они в разных городах, поэтому все консультации велись по телефону и скайпу. Пашков сначала скептически отнесся к возможности улучшить знания таким образом. Но, к его удивлению, девочка через какое-то время поблагодарила и сказала, что пробелы удалось ликвидировать — оценки стали гораздо лучше. Валерий к этому времени уже имел опыт репетиторства через скайп. Друзья обсудили ситуацию и решили открыть онлайн-школу, в которой ученики получали бы дистанционные консультации по предмету. Так 1 марта 2011 г. появился проект TutorOnline. В разработку платформы создатели вложили около $300 тыс. — прибыль, полученную от предыдущих проектов. Еще примерно $200 тыс. ушло на продвижение и покрытие текущих расходов до того, как проект стал приносить прибыль. Перед открытием сайта создатели запустили рекламу. Поэтому ученик появился уже через день после официального старта проекта — им оказалась девушка с Сахалина. Правда, первую прибыль получить не удалось из-за сбоя в платежной системе. Но создателей это не смутило. Уже через 3 недели на сайте зарегистрировалось больше 1000 человек, что подтвердило актуальность и востребованность услуги. Первый крупный клиент появился через полгода, осенью 2011-го — эмигранты из Италии, которые хотели, чтобы их дети получили образование на русском языке параллельно с учебой в местной школе. От «скорой помощи» к полноценным курсам Александр рассказывает, что в 2011 г., когда они запускали школу, подобных сервисов в России практически не было. Консультации через скайп уже велись достаточно активно, но системного дистанционного обучения по сути не существовало. Поэтому искать удобный и эффективный формат приходилось методом проб и ошибок. Первоначально молодые люди видели систему преподавания как кратковременные консультации, с помощью которых ученики могли бы решить конкретную задачу. За основу взяли американский сайт Tutor.com. Консультации предоставлялись в режиме реального времени непосредственно по запросу: пользователь выбирал предмет и задавал вопрос. Например, ему требовалось разобраться с решением квадратных уравнений. Преподаватель, который в этот момент находился онлайн, подключался к личному кабинету и давал консультацию. Если свободного педагога не было, занятие проводил куратор по предмету. Разработчики начали с трех самых популярных предметов: русский язык, математика, английский. Сначала сервис пользовался популярностью, однако через год начался резкий отток клиентов. Из-за этого молодые люди были вынуждены уволить значительную часть сотрудников. Пытаясь разобраться, почему бизнес перестал быть эффективным, они анализировали аналогичные проекты и даже ездили в США, пытаясь перенять зарубежный опыт и внедрить его в своей школе. Спустя какое-то время предприниматели поняли, что слепое копирование чужих моделей — путь в никуда. Требовалось разрабатывать собственный вариант сервиса, отталкиваясь от запроса клиента. Постепенно они пришли к выводу, что формат «справочного бюро», решающий сиюминутные проблемы, востребован мало. Клиенты были заинтересованы не в том, чтобы оперативно получить ответ на конкретный вопрос, а в долгосрочной работе и глубоких знаниях по предмету. Разъяснять отдельную тему было недостаточно, требовалось создать полноценную школу, в которой преподавание носило бы постоянный и системный характер. Виртуальный класс Требовалось придумать сервис, который позволял бы сделать процесс наглядным. Никаких аналогов, которые бы их удовлетворили, предприниматели не нашли. Тогда они разработали собственный продукт «Вайтборд». Это аналог классной доски, на которой педагог и ученик могут писать и вносить корректировки в записи онлайн в режиме реального времени. Причем можно писать не только текст, но и формулы, а также рисовать картинки, схемы, графики. Для голосовой связи используется скайп. Уроки проходят в виртуальной классной комнате один на один. Разработчики сознательно отказались от групповых занятий. По их убеждению, индивидуальная работа позволяет намного эффективнее давать знания и устранять пробелы. Кроме того, так намного удобнее составлять график занятий — не приходится подстраиваться под время группы. Клиент выбирает преподавателя, записывается на консультацию, в назначенное время оба участника процесса выходят на связь. Впоследствии составляется индивидуальный график с учетом запросов пользователя. При согласовании частоты и продолжительности занятий также учитываются личные особенности ученика. Для впервые зарегистрировавшихся пользователей есть возможность пройти бесплатное пробное занятие. Кроме того, на сайте есть администратор. Он отвечает на вопросы, помогает решить возникающие проблемы, подобрать курсы и преподавателя. Сейчас в штате 15 человек сотрудников, отвечающих за работу компании, и почти 500 преподавателей из разных уголков России. Предметы в школе самые разные: от классической школьной программы до курсов дополнительного образования — шахматы, сценическая речь и другие. Оплата зависит от квалификации репетитора, при этом основатели контролируют «потолок» расценок. Конкурс для педагогов Преподаватели проходят многоступенчатый отбор. Сначала кандидатов просят подтвердить образование и квалификацию документально. Затем соискатели проходят тест по предмету. Третий этап отбора — собеседование по скайпу. Здесь оцениваются личные качества преподавателя — адекватность, доброжелательность, готовность работать с детьми, любовь к профессии. Александр подчеркивает, что главное для них — мотивация человека. В процессе работы пришлось столкнуться с проблемами «левых» уроков, когда преподаватель начинал работать с учеником напрямую. По словам Александра, в основном это касалось гуманитарных предметов, не требующих использования «Вайтборда». Напрямую доказать непорядочность преподавателя проблематично, поэтому использовались косвенные признаки. Например, резко сократившееся количество учеников, что означает либо преподавание в обход школы, либо низкую квалификацию педагога. В любом случае с такими репетиторами в школе расставались. Также основатели старались выстроить систему поощрения так, чтобы у преподавателей не было необходимости «уводить» учеников. Сейчас в TutorOnline занимаются дети и взрослые из 50 стран. Это и эмигранты, которые не хотят терять связи с родиной, и иностранцы, которым нужно изучить русский язык (такой предмет есть в программе школы). Автор: Кристина Фирсова