Войти в почту

Медитации вместо уроков. На Кубани закрыли экспериментальную школу, похожую на секту

Краснодарский экспериментальный музей остался без учеников в начале сентября. Суд приостановил его работу из-за отсутствия учебников, несоответствия нормам безопасности и других нарушений. Одни считают лицей сектой, другие называют «единственной уникальной школой в стране».

Медитации вместо уроков. На Кубани закрыли экспериментальную школу, похожую на секту
© 360tv.ru

В середине июля суд Геленджика поручил приостановить работу «Лицея-интерната комплексного формирования личности детей и подростков» в поселке Текос на 90 дней. Причиной стали нарушения требований безопасности, отсутствие учебников, заключений и пожарной инспекции, несоответствие образования педагогов занимаемым должностям, сообщили .

Апелляция назначена на 10 сентября, 30 августа здание опечатали. Родителям учащихся, отмечает «Блокнот Геленджик», звонят представители власти и убеждают перевести детей в другие учреждения. После этого в Сети начался сбор подписей против закрытия «единственной уникальной школы в стране».

История лицея

Основатель лицея, доктор педагогических наук Михаил Щетинин ситуацию не комментирует. Известно, что он окончил Саратовский пединститут по профилю «музыка и пение». Руководил музыкальной школой в . В 1970-е помогал в создании школы с гармоническим развитием личностей учеников.

Следующий эксперимент в зыбковской школе Онуфриевского района Кировоградской области окончился провалом и был прекращен после комиссии Министерства просвещения СССР. Щетинин вернулся на Кубань и в 1988 году открыл лицей в станице Азовской. Затем школа переехала в Текос.

Авторы опубликованного во «ВКонтакте» фильма с рассказом о лицее и призывом о помощи уверяют, что просили суд Геленджика перенести заседание, однако в постановлении сказано, что представители лицея не явились.

Один из педагогов поясняет, что корпуса лицея проектировали и строили дети в 1993–1994 году. За счет частных пожертвований. Затем должным образом строения не оформили и передали их в собственность государства.

«Со стороны школы действительно есть ряд нарушений. Предписания были выписаны в ходе плановых проверок. Часть из них устранены, часть не устранены. Точнее, находятся в стадии устранения. Но на это нужно время. Вопрос связан с приведением в порядок документов, касающихся помещений», — рассказал «360» выпускник лицея .

Приостановка деятельности, считает Морозов, «высшая мера пресечения» для школы, хотя можно было просто оштрафовать ее, а оформить корпуса можно без остановки учебы. Еще один момент: не оформленные надлежащим образом корпуса несколько лет назад передали на баланс , а сейчас учредителем лицея является Минпросвещения. В свою очередь администрация заведения готова надлежащим образом оформить бумаги.

Методика обучения

По словам Морозова, задача лицея — поиск принципиально новой, оптимальной образовательной модели и апробация инновационных методик. Чтобы ребенок мог в сжатые сроки усвоить программу средней школы и продолжил обучение в вузе либо допобразование.

В школе отсутствует классно-урочная система, ее, как и ЕГЭ, считают растянутой и неэффективной — дети не усваивают знания в нужном объеме. Зато есть ступени обучения — начальная, средняя и высшая — и исследовательские лаборатории по 10-12 человек. Есть регулярно пополняемая библиотека. Учебники там тоже есть, но образовательный процесс не опирается только на них. В лицее дети так же, как и в других школах, учатся, сдают ЕГЭ, но получают практические знания, остающиеся в головах.

«Учебный процесс построен так, что в единицу времени одна лаборатория может заниматься одним предметом, а другая — другим. Поэтому держать 108 учебников на 108 лицеистов нет никакого смысла», — добавил Морозов. Но де-юре они должны быть на каждого ученика, поэтому это нарушение устранили.

Завшколой физкультурно-спортивного направления Виталий Кузовкин уточнил, что некоторые концепты и учебники пишут сами ученики с педагогами. И вообще, в лицее ребенок стоит в центре педагогического и учебного процессов. Используются уникальные методики, например, «погружение» в предмет. Когда несколько дней школьник концентрируется на одном предмете, не отвлекаясь на другие. Благодаря системе погружения, уверяют авторы фильма, срок прохождения школьной программы сокращается до года.

Углубленно постигая материал, дети учатся передавать знания другим лицеистам, то есть могут быть как учениками, так и учителями. При этом классы — разновозрастные, например 12-15 лет, что помогает наладить идеальный воспитательный процесс и найти способ донести один и тот же материал разным школьникам.

Учеба разбавляется пением, танцами — школа известна ансамблем «Колокола России», рисованием, строевой подготовкой, политологией, швейным мастерством и рукопашным боем.

Педагогическая секта

Защитники утверждают, что лицей включен в список ассоциированных школ . Но на самом деле его там нет. В рейтинге лучших школ региона или лидерах по сдаче ЕГЭ лицей не значится. В 2000 году в интервью «Огоньку» патриарх рассказал, что заметил в школе Щетинина признаки тоталитарной секты. Тогда же было опубликовано исследование преподавателя сектоведения, священника Алексея Касатикова. В нем он рассказывал о встрече со школьниками, верящими в магию.

В 2014 году зампредседателя экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при , профессор ПСТГУ опубликовал доклад, в котором отметил, что лицей не выпустит «не то что одного гения, но даже ни одного кандидата наук». А сам лицей — секта, производящая для себя кадры.

Судебный эксперт и религиовед при Министерстве юстиции РФ Игорь Иванишко рассказал «360», что исследования по поводу учебных программ «новаторской школы» проводились неоднократно. И было множество петиций с просьбой закрыть лицей. Эксперты — педагоги, религиоведы и историки — отмечали, что содержание программы Щетининской школы «носит оккультно-мистический характер». В начале работы «педагогической секты» учеников вообще заставляли смотреть сеансы экстрасенсов Анатолия Кашпировского и .

Основатель лицея, по его словам, считает написанное в официальных учебниках Отечественной и Всеобщей истории ложью и показывает научно не обоснованные оккультно-языческие теории из мира эзотерики и фантастики. Это и есть основа обучения школьников.

Учебных научно обоснованных программ там по сути нет, а есть некие авторские концепции преподавателей, некоторые из которых не имеют необходимых квалификаций или образования. То есть в школе Щетинина преподают люди, которые хорошо разбираются в эзотерике, но в соответствии с действующим законодательством не могут быть допущены до педагогической деятельности без получения специального образования.

Щетинин тесно контактировал с Владимиром Мегре — основателем секты Анастасии. Основы учения «анастасиевцев» также были вложены в концепт обучения. Михаил Щетинин увлекался агни йогой, учениями и , зороастризмом. На занятиях по многим дисциплинам проводились ритуалы медитации и различные эзотерические сеансы.

«Утверждалось, что это помогает раскрыть сверхспособности лицеистов. Но на суд общественности и ученых фамилии выпускников со сверхспособностями сейчас не выносятся. Потому что уже были серьезные разоблачения этой эзотерической школы. Многие от нее пострадавшие вообще ратуют за то, чтобы ее закрыли», — заключил он.