Войти в почту

Поколение айфона выбирает профессию: куда пойти учиться цифровой молодежи

Поколение Z, рабы смартфонов, гамбургеров, интернета — как только не называют молодых людей, не помнящих дефолта, просто потому, что они родились позже. Но у этих вчерашних детей уже далеко не младенческий пушок над губами — они оканчивают школы и вузы. На короткий век молодого поколения выпали долгий экономический кризис, безумные скачки цен на нефть и курса рубля, а еще увеличение скорости интернета более чем в 10 раз, а производительности процессоров — более чем в 100 раз. В динамичном и постоянно меняющемся мире особенно остро стоит вопрос выбора профессии. Если в XX веке человеку было достаточно освоить одну специальность, чтобы успешно строить карьеру, то теперь все иначе. В новом, цифровом мире не только больше профессий, но и сами они становятся сложнее. Daily Storm выяснил, как не затеряться в карьерном море и куда пойти учиться сегодня, чтобы оставаться востребованным завтра. Дорого и страшно По данным HeadHunter, уже сегодня российскому бизнесу не хватает начинающих специалистов в сфере IT. Нужны программисты, разработчики, администраторы сетей и баз данных и другие компьютерщики (31% вакансий для молодых специалистов). Но не только. Наравне с айтишниками востребованы молодые экономисты (30%). Юристов с начальным опытом рассматривают в 13% вакансий. Специалистов с медицинским образованием — в 10% предложений. От востребованности, конечно, зависит и зарплата. Если конкуренция минимальная, то даже молодым профессионалам платят, как правило, гораздо больше, чем в более популярных областях. «В Москве на старте карьеры самая высокая зарплата, которую предлагают работодатели, была у разработчиков и сотрудников, занимающихся эксплуатацией информационных систем, — 65 000 рублей, — рассказывает руководитель молодежного направления HeadHunter Ирина Святицкая. — Начинающие проектировщики и агенты, оказывающие услуги по аренде недвижимости, могут рассчитывать на 55 000 рублей. Средняя точка входа для юристов и финансистов в первом квартале 2019 года составила 52 000 рублей. В регионах зарплаты традиционно ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Лидерами по начальной заработной плате также являются разработчики — 37 000 рублей». Однако высокая зарплата не обещает стремительного карьерного роста. Работодатели чаще отдают предпочтение исполнительным сотрудникам — хорошо обученным, эмоционально стабильным, но не обладающим лидерскими качествами. Также от умного и покладистого молодого работника ждут владения иностранным языком. В HeadHunter рекомендуют учить китайский: за последний год его востребованность выросла в два раза. «Среди стартовых вакансий, в которых требуется знание какого-либо иностранного языка, — в 90,6% вакансий говорится о необходимости владения английским языком. Причем знать его кандидат должен на уровне intermediate (58% вакансий), — сообщает Святицкая. — Доля английского языка постепенно снижается (92,5% в 2018 году). Все более востребованными становятся специалисты, владеющие китайским языком: 4,8% всех вакансий в первом квартале 2019 года (2,3% в 2018-м)». Молодые специалисты, кстати, в большей степени опасаются сокращений, чем все остальные участники рынка труда. При этом на фоне большей тревожности молодые люди оказались гибкими в вопросе снижения заработной платы. Почти половина выпускников и молодых специалистов готовы снижать свои зарплатные ожидания ради трудоустройства (45%). И лишь 27% будут настаивать на изначальной сумме, тогда как по рынку в целом таких более трети (40%), выяснили в HeadHunter. Неделимая цифра В рамках Национальной программы «Цифровая экономика», которая должна создать в России условия для развития высокотехнологичных бизнес-проектов, планируется перестроить систему высшего и среднего образования. К 2024 году вузы и колледжи должны выпустить 800 тысяч специалистов в области информационных технологий. Ведущие московские учебные заведения уже начали готовить «цифровые кадры». НИУ Высшая школа экономики (ВШЭ) предлагает обучиться на такие специальности, как HR- аналитик, блокчейн-юрист, специалист по краундфайндингу и цифровой логист. По сути, каждая из этих профессий уже существует. Есть юристы, специалисты по персоналу, мастера по поиску инвестиций и логисты. Но в наш век миром управляют большие данные, и ВШЭ предлагает не бояться их, а эффективно использовать для достижения бизнес-целей. В РАНХиГС пошли дальше и создали отдельную программу бакалавриата, которую так и назвали «Цифровая экономика». Собственно, готовить собираются цифровых экономистов, которые должны уметь пользоваться инструментами анализа данных. Также в вузе существуют отдельные курсы, посвященные, например, искусственному интеллекту. Заместитель директора Института экономики, математики и информационных технологий РАНХиГС Сергей Маруев уверен, что спрос на выпускников этих направлений будет расти год от года. «Учитывая, что выпускников таких немного, у них есть возможность выбора. Их очень хорошо берут на работу, во-первых, крупные банки, в которых есть аналитические службы. Сейчас ими стали сильно интересоваться предприятия, которые занимаются сетевой розничной торговлей, поскольку у них огромные массивы данных, с которыми необходимо работать. Многих приглашает «Яндекс» – это было неожиданно для нас...Сейчас появляются новые инструменты, которые кажутся экзотическими, но через какое-то время они станут применяться постоянно. Люди, которые ими владеют, нужны. Пока существует анализ данных, наши специалисты будут востребованы», — прокомментировал Маруев. МФТИ также создал программу обучения «цифровых специалистов». В ведущем техническом вузе страны существует магистратура, на которой даже обучение цифровое: студенты занимаются дистанционно, и так же сдают промежуточные экзамены. Сходить в вуз придется только на итоговые экзамены и защиту научной работы. После этого трудоустроиться можно будет как в экономической сфере, так и в IT. В современном мире эти две сферы все сложнее отделить друг от друга. Воспитание идеального работника Если образ идеального работника не вызывает у вас восторга, то спешим порадовать новостями из недалекого будущего. Заместитель директора образовательных проектов и программ Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы «РОСНАНО» Станислав Нисимов уверен, что успех в карьере скоро будет напрямую зависеть от способности к постоянному переобучению. «В наше время стремительной смены технологических укладов работник, нацеленный на перспективную карьеру, должен быть готов к непрерывному обучению, повышению собственной квалификации, а при необходимости и к смене профессиональной траектории. Инструментарий для этого создается при участии фонда в рамках национальной системы квалификаций», — объясняет Нисимов. Потребность в переобучении и повышении квалификации связана со скоростью изменения технологий вокруг. Предприятия постоянно внедряют новые системы, поэтому им требуются и новые навыки сотрудников. Бизнесу куда проще обучать коллектив, чем менять работников от задачи к задаче. «К сегодняшнему дню при поддержке фонда создано около 200 образовательных программ переподготовки и повышения профессиональной квалификации. Предприятия нашей отрасли получили несколько тысяч нужных им специалистов, зачастую уникальных. Технологиям проектирования и производства наноразмерной электроники стали обучать микроэлектронщиков, специалистов по нанобиофармацевтике готовить из химиков, а компания «ПЭТ-Технолоджи», создавшая по стране сеть центров позитронно-эмиссионной томографии, стала обучать медиков с привлечением химиков-ядерщиков», — рассказывает Станислав Нисимов. Кто-то удивится, но у РОСНАНО действительно есть образовательные программы, из которых вырастают целые инновационные компании. Например, производители ветряных электростанций и солнечных панелей мирового уровня. Всего через образовательные программы госкорпорации прошли уже 80 тысяч человек: действующие работники предприятий, научные сотрудники вузов, аспиранты, магистранты, студенты. «Наши образовательные программы создаются по заказу высокотехнологичных компаний и под их жестким контролем: бизнес при нашей поддержке добивается, чтобы спецов обучали только необходимому в работе, но то, что требуется, должны дать в полном объеме. Именно предприятия платят за переподготовку своих сотрудников. Учитывая интересы действующих производств, значительная часть образовательных программ рассчитана на дистанционное освоение», — делится деталями Нисимов. Даже агрегаторы вакансий, такие как HeadHunter, сами готовы обучать молодых специалистов: «Все чаще бизнес сам развивает обучающие направления — в них содержатся не только теоретические знания, но и практические, когда ученики решают задачи в рамках продуктовых кейсов. Примером тому может служить Школа программистов hh.ru, которая формирует образовательный контент для текущих IT-нужд крупнейших компаний-работодателей», — констатирует руководитель молодежного направления HeadHunter. Всего в 2019 году ЕГЭ сдали 780 тысяч человек, при этом в вузах России — почти 641,5 тысячи бюджетных мест. К 2024 году число бесплатных мест, по прогнозам, должно снизиться на 17% , поскольку считается, что в стране слишком много людей с высшим образованием и не хватает специалистов среднего звена.

Поколение айфона выбирает профессию: куда пойти учиться цифровой молодежи
© Daily Storm