«Дети одиноки, а виноваты взрослые». Учитель года Кубани – о жизни в Сети
Правильный выбор Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Галина Александровна, как вы попали в школу - с детства мечтали о профессии учителя или случайно получилось? Галина Мирная: Когда я задумываюсь над этим вопросом, в голове проносится миллион мыслей и воспоминаний. Однозначного ответа нет - слишком много факторов и событий повлияло на выбор. И, конечно, люди - мои учителя и особенно любимая мама. Возможно, свою роль сыграли гены, а, может быть, так сошлись звезды. Одно я знаю совершенно точно - я сделала правильный выбор. - На ваш взгляд, каким должен быть хороший учитель? И отличается ли он от лучшего? - Не люблю понятия «хороший» / «плохой», слишком это размыто и субъективно. Учитель, как бы банально это ни прозвучало, должен быть профессионалом и любить свою работу. А «лучший» - это всего лишь слово. В России множество прекрасных преподавателей, которые по разным причинам не принимают участие в профессиональных конкурсах. И что же, разве их нельзя назвать лучшими? Обойтись без гаджета - А современные дети, какие они, на ваш взгляд - отличаются от предыдущих поколений? - Если говорить о душевных качествах, то дети остаются детьми в любые времена. Однако современная молодёжь более мобильна, гибка, критична. Нынешние ученики пользуются различными гаджетами и всё меньше зависят от учителя. Раньше педагог был неоспоримым авторитетом, а сейчас ему приходится отвоёвывать авторитет у интернета. - Зная уважение детей к гаджетам, вы используете это в педагогической практике? Удаётся привлечь их к знаниям с помощью интернета, социальных сетей? - Я стараюсь следить за техническим прогрессом и новинками в области информационных технологий, и, конечно, иногда пользуюсь ими на уроках. Более того, советую ребятам пользоваться приложениями для смартфонов, чтобы иметь возможность в любом месте и в любую минуту позаниматься английским языком. Однако в последнее время отхожу от этой практики. Я не считаю, что на уроках обязательно нужно использовать интерактивные доски, проекторы, планшеты, телефоны и так далее. Ребята и так с трудом отрывают свой взгляд от экранов мониторов, от соцсетей. Зачем ещё и в школе их в это окунать? Когда говорят, что нужно «идти в ногу со временем», иначе уроки будут не интересными, я, мягко говоря, удивляюсь. Значит, раньше все уроки были неэффективными и неинтересными? - Как вы выстраиваете общение с детьми? Кто вы для них - мудрый наставник, друг, старший товарищ? - Вы знаете, специально никак не выстраиваю. С каждым классом это новое общение, другая атмосфера, свой подход. Всё зависит от личности ребёнка и его вклада в общую картину класса. Просчитать, продумать, угадать очень сложно. Иногда нужно быть другом, наставником, мамой, иногда - строгим учителем и воспитателем. Дети это понимают, чувствуют и даже сами дают подсказки, какое общение им сегодня необходимо. - С собственными детьми общаетесь так же, как с чужими в школе? - Говорят, учительские дети - самые несчастные и обделённые на свете. Я стараюсь, чтобы в моей семье было по-другому. Во всех классных поездках мои дочери со мной, на всех школьных мероприятиях они тоже рядом. Я стараюсь не пропустить ни одного важного события в их жизни, поддержать, помочь, потерпеть, когда это необходимо. И всё равно, как и каждую маму-учительницу, меня периодически гложет чувство вины. Например, сейчас, несмотря на отпуск, мне приходится работать всё лето. Одиночество в сети - Некоторые родители, отдав ребёнка в школу, считают, что со своей миссией справились - дальше уже учителей забота. А кто всё-таки больше воспитывает ребёнка: семья, школа или, может быть, дело и вовсе в генах? - Да, одна мама так и говорила: «Я сына родила, а вы теперь воспитывайте, учите. Это ваша работа!». Остаётся только посочувствовать этому ребёнку: «Зачем рожали, если заниматься собственным сыном не хотите?». Разве чужие тёти и дяди заменят родителей? Конечно, школа воспитывает - это не обсуждается. Но как бы учитель ни старался, какие бы замечательные беседы ни проводил, каким бы примером ни пытался стать, то, что происходит дома, имеет решающее значение в формировании личности. И не забывайте про друзей и соцсети. Социум - это ведь не только школа и дом. Меня удивляет и настораживает, когда дети говорят: «У меня так много настоящих друзей в соцсетях». А что для них настоящий друг? Стоит только копнуть, и мы ужаснёмся, насколько одиноки наши дети! Вы спрашивали, поменялись ли ребята за последнее время? Они стали очень одинокими и практически разучились общаться. В этом виноваты мы, взрослые, впихивающие гаджеты нашим детям едва не с пелёнок. Потом школа, стремясь стать современной, становится «электронной». Почему мы не вкладываем деньги в полезный досуг: хоть образовательный, хоть спортивный? Почему не устраиваем для учеников экскурсии по стране, межшкольные обмены, интеллектуальные клубы, клубы по интересам. Ребята из разных регионов должны иметь возможность общаться друг с другом - и не только по скайпу, но и лично! Дети - это будущее. Об этом так много говорят и так мало для них делают. Извините, это очень больная для меня тема, знаю, что многие не согласятся, но именно так я вижу ситуацию, работая в школе в маленьком городке. - Учителю приходится общаться не только с детьми, но и с их родителями, а с кем проще? - Кто сильно изменился за последнее время, так это родители. Хотя трудно их винить - государство поставило нас в такое положение, сейчас мы предоставляем «образовательные услуги». Какое к нам тогда должно быть отношение? Были интеллигенцией, а кем стали? Поэтому родители часто приходят и требуют, пишут жалобы, поливают грязью в соцсетях. Ситуации в школе бывают разные, но мне очень повезло - почти все родители, с которыми я общалась за эти 12 лет, были понимающими, желающими слушать и слышать. Мы всегда находили общий язык, за что им большое спасибо. Необходимо просто помнить, что в каждой семье есть свои проблемы, иногда - своё горе и беда. Поэтому не стоит спешить с выводами, нужно разбираться. Учитель - не только дипломат, но ещё и психолог. «Ах, если бы... » - Галина Александровна, вы преподаёте английский, а как прививаете школьникам интерес к нему, ловите на этот крючок? - Малышей нетрудно «поймать». Нужно просто быть с ними на одной волне, то есть максимально превращать всё в образовательную игру. Со средним возрастом сложнее. Также хороший стимул - живое общение с иностранцами. Вот уже второй год я являюсь волонтёром организации «Фонд Интеркультура» (AFS), и в нашу школу приезжают учиться дети из разных стран. Это отличная мотивация не просто для изучения, а использования английского языка. - А если школьник говорит: «Зачем мне иностранный, я никуда ехать не собираюсь», как реагируете? Бывали такие случаи, как с ними справляетесь? - Конечно, бывают, ведь ребята сейчас прямолинейные. С объяснением проблем обычно нет: стоит только взглянуть на клавиатуру компьютера, в телефон, вспомнить про любимую компьютерную игру или сериал, - и все понимают, что английский язык везде и всюду. Хотим мы этого или нет. Главное, чтобы он не мешал знанию родного языка - коробит, когда слышишь совершенно неоправданное использование англицизмов в русской речи. - Галина Александровна, и последнее - на ваш взгляд, государство справедливо оценивает труд педагога? - Если честно, я считаю, что зарплата учителя должна быть действительно средней по региону. Должен быть установленный оклад, к которому можно будет зарабатывать надбавки и премии (только не по той системе, которую для нас придумало министерство образования). Не только учителя работают в стране, поэтому несправедливо говорить, что мы - самые обездоленные и нищие. Но если бы наше министерство определилось с единой системой образования, чтобы не приходилось каждый год что-то менять, переделывать, передумывать, переписывать. Если бы на учителях и учениках перестали как на подопытных кроликах отрабатывать все нововведения. Если бы различные инстанции перестали требовать от нас огромное количество бумажных и электронных отчётов. Если бы СМИ перестали ловить «хайп» на учителях, а каждый второй не учил бы нас, как правильно работать... Тогда бы и зарплата соответствовала нашему рабочему графику, оставалось бы время на самообразование - без него сейчас никак, учителя не «выгорали» бы после пяти-семи лет работы в школе, да и молодёжь куда охотнее поступала бы в педагогические вузы.