Онлайн-образование на пороге золотого века. Кто на нем зарабатывает в России?
В 2011 году преподаватель Стэнфордского университета Эндрю Ын выложил на YouTube видео с собственным курсом лекций по машинному обучению. Курс оказался настолько популярным, что через пару месяцев Ын и его стэнфордская коллега Дафна Коллер решили создать стартап в области онлайн-обучения. В апреле 2019 года Coursera привлекла в очередном инвестиционном раунде $103 млн, и ее оценка уверенно перевалила за $1 млрд. У компании по всему миру более 40 млн учеников, слушающих более 3200 курсов от ведущих мировых университетов, а тот первый курс Ына по-прежнему лидирует по популярности. Обычно американские «единороги» дают сигналы к созданию реплик в менее продвинутых регионах. В онлайн-образовании ситуация другая: многие страны вступили на этот путь практически одновременно. На протяжении 2010-х в России появилось несколько серьезных игроков. Физики и лирики Генеральный директор и сооснователь компании «Нетология» Максим Спиридонов по образованию актер. Это роднит его с управляющим партнером Skyeng Александром Ларьяновским: тот учился на режиссера и оператора документального кино. Но не в этом дело: по-настоящему Максим и Александр похожи тем, что к моменту прихода в онлайн-образование за плечами у них было по паре десятилетий предпринимательского и менеджерского опыта в IT-индустрии. «Нетология» родилась в 2011-м: Спиридонов заразился деловым энтузиазмом от своей жены Юлии. Skyeng возникла в 2012-м в общежитии МФТИ, и лишь в 2014 году ее создатели Георгий Соловьев, Денис Сметнев, Харитон Матвеев и Андрей Яунзем смогли увлечь своей идеей бывшего топ-менеджера «Яндекса» Александра Ларьяновского. По прошествии лет он понимает, что «пацаны» его просто «схантили» — постарались сделать так, чтобы ему стало интересно. Он жил в мире, где был один огромный конкурент — Google, занимавший 100% рынка, и стояла задача отгрызть у него хоть какие-то проценты. А тут, на рынке онлайн-преподавания английского языка, просто никого. И Ларьяновский подумал: «Какой же прикольный рынок!» Он видел, что технологии вышли на тот уровень, когда образование можно превратить из шаманства в стандартизированную услугу: «Какой же еврейский мальчик не хочет сделать революцию?!» Ларьяновский решил вложиться в стартап: инвестировал, по его словам, чуть больше половины сбережений, оставшихся после работы в «Яндексе» (около $300 000). «Я просто верил в этих пацанов и думал, что будет у меня небольшой свечной заводик в Самаре», — вспоминает он. А потом он понял: «О чем бы я ни думал, все равно все мысли здесь. Кому я вру, зачем?» Спустя несколько месяцев Ларьяновский решил посвятить Skyeng все свое время и стал управляющим партнером. Иррационально-романтический мотив привел в отрасль и Дмитрия Волошина, основателя OTUS (профессиональное образование программистов и работников IT): «Я 17 лет работал в IT, был директором средней компании, но не видел отдачи, не чувствовал, что это история про развитие, что я что-то после себя оставляю». Сперва Дмитрий занялся сектором образования в Mail.ru Group, а в 2016-м основал компанию, получив грант на 2 млн рублей от Фонда содействия инновациям («фонда Бортника») и добавил к этому около 3 млн рублей собственных денег. Похожим образом описывает свои мотивы и Андрей Лобанов, основатель детских школ программирования «Алгоритмика», а также лектория «Синхронизация», который пришел в образовательную отрасль из рекламы и бизнес-консалтинга: «Хотелось чего-то большего». Другой типичный путь в отрасль — из технического вуза: кроме четверки физтеховцев — основателей Skyeng, этим путем еще в 2004 году пришли Иван Коломоец и Евгений Милютин — тоже физтеховцы, основатели сервиса для школьников «Учи.ру». От профессионального бэкграунда стартапера, по мнению собеседников, зависят сильные и слабые стороны проекта. Когда айтишник приходит на рынок образования, он хочет оцифровать учителя, объясняет Ларьяновский, тогда как оцифровывать нужно мотивацию. Но чистая романтика просвещения, по мнению Волошина, имеет и свои минусы: «Кто нередко делает образовательный проект? Методист, преподаватель, то есть специалист, знающий предметную область, но совсем не понимающий бизнеса. Я говорю про упаковку, продажу, продукт — вещи, которые не про «все хорошее», а про деньги». Карта территории Онлайн-образование можно разделить на сегменты, сильно различающиеся по специфике. Основной водораздел — взрослое и детское образование. Взрослое образование — это профессиональная подготовка (здесь существенную роль играет корпоративный сектор) и сегмент «личностного развития» — например, изучение иностранных языков, изначальная специализация Skyeng, в этом компания является общепризнанным лидером. По оценке основателя акселератора EdTech Натальи Царевской-Дякиной, с учетом всевозможных тренингов личностного роста, удачного замужества и рисования, то есть всего, что можно назвать «развитием и самореализацией», рынок дополнительного образования взрослых составит более 220 млрд рублей в год. Ларьяновский только рынок преподавания английского языка в стране оценивает примерно в 60 млрд рублей. В онлайн-сегменте освоена лишь небольшая часть этого потенциала, отмечает он: «Все вместе мы делаем где-то 7 млрд рублей выручки в год». Дмитрий Волошин оценивает сегодняшний рынок онлайн-образования для взрослых максимум в 20 млрд рублей. Вице-президент Coursera Леа Бельски считает очень перспективным корпоративный сегмент: согласно отчету Всемирного экономического форума, около 70% российских компаний готовы переучить своих сотрудников к 2020 году. Coursera for Business, запущенная всего три года назад, выросла более чем на 300% по сравнению с прошлым годом. С Бельски согласен и Максим Спиридонов: «Свои «Скайэнги» и «Нетологии» в этом сегменте еще не образовались, потому что рынок этот более инертный, консервативный». Детское онлайн-образование тоже неоднородно. По мнению Ларьяновского, у школьного и дополнительного детского образования «разные KPI, разные заказчики, вообще все разное, хотя они друг друга дополняют». Андрей Лобанов из «Алгоритмики» уверен: все, что связано с онлайн-образованием для детей, будет «космически расти». Ларьяновский, чья компания недавно добавила к языковым курсам для взрослых новое направление — математику для детей, согласен: «Дети растут, естественно, быстрее, чем взрослые». В Skyeng в начале года на английский для взрослых приходилось 70% выручки, а в конце года будет только 50%. Но в детском онлайн-образовании многие видят серьезные сложности. Иван Коломоец важной проблемой считает низкий уровень компьютеризации общеобразовательных школ. По статистике к интернету подключены все школы. Но на самом деле часто доступ есть только в кабинете директора, у некоторых учителей и в компьютерных классах. Лобанов считает основной проблемой высокую зарегулированность школьного образования. Частным проектам бывает сложно соревноваться с государственными инициативами. «Если ты хочешь построить миллиардный бизнес, то обязан взаимодействовать с муниципальными школами, иначе никак», — считает создатель «Алгоритмики». Царевская-Дякина тоже называет государственную политику одним из самых высоких рисков: в любой момент на законодательном уровне что-то может быть запрещено, государство самостоятельно выпустит образовательные продукты и административно внедрит именно их. Ниши базового школьного и основного профессионального образования основатель акселератора EdTech охарактеризовала как «феодальные рынки, на 90% контролируемые государством». Ларьяновский уверен, что школьные образовательные онлайн-проекты в первую очередь следует продавать учителю — пока он не скажет «я хочу», никакие указы не сработают. И только потом нужно разговаривать с властями — у них есть нацпроекты по цифровизации. У Skyeng пилотным регионом оказалась Чечня. Там в отдаленных районах есть связь, но нет учителей. Эксперимент идет год, и Ларьяновский всем доволен. К проекту присоединились Амурская, Рязанская, Новгородская области, Екатеринбург, Тюмень. Сегодня ландшафт отрасли уже не выглядит таким «голубым океаном», каким увидел его Ларьяновский всего шесть лет назад. Но некоторые сферы остаются по-прежнему вакантными. «В сегмент онлайн-образования пока не вышли навыковые сервисы: парикмахеры, официанты, массажисты, промышленно-производственные профессии — все, что делается руками», — говорит Царевская-Дякина. Из тех, кто пытается перенести такие проекты в онлайн, она отметила «Академию Sikorsky». Собеседник Forbes также высоко оценила потенциал дополнительного школьного образования, в том числе подготовку к ОГЭ и ЕГЭ. Волошин важным вакантным сектором считает обучение предпринимательству, но видит перспективу и в обучении рабочим профессиям: «В 1990-е была разрушена система среднего профобразования, а сейчас схватились за голову: работать кто будет?» Чтобы масштабировать систему профобразования, необходимо обучение рабочим профессиям онлайн. Ларьяновский обращает внимание, что совершенно незатронутым пока остается дошкольное образование. Сеть и жизнь Рецепт стартапа в области онлайн-образования на первый взгляд напоминает модель Coursera: создать образовательный контент, выложить в сеть, заработать много денег. Что не так с этой красивой мечтой, объясняет Дмитрий Волошин: люди очень разные, поэтому возникают особые требования к учебному процессу, которые очень далеко выходят за рамки записи видео и продажи его. К успеху Coursera Волошин и Ларьяновский относятся скептически. Это не доставка контента, считает Волошин, это модель try&buy: например, вы попробовали почти даром курс MIT и решили поступить туда в магистратуру. Неслучайно онлайн-курсы оцениваются не по выручке, а по трафику, как рекламная площадка. «У Coursera 35 млн человек, которые иногда заходят на сайт. У нас 75 000 учеников. Но зарабатывает Coursera, я уверен, всего раза в четыре больше нас, — считает Ларьяновский. — В ее бизнес-модели денег нет, там всегда низкая средняя выручка на пользователя». В модели Волошина ценный для потребителя офлайн-компонент — посредничество в трудоустройстве. То есть пользователь не только получает контент от преподавателя, но и помощь сервиса в том, как распорядиться полученными знаниями. «В этом ключевое отличие образования от инфобизнеса», — подчеркивает Волошин. Онлайн-образование начиналось как продажа контента, согласен с коллегами Спиридонов, но сейчас это все в большей степени продажа сервиса: важно вести пользователя по образовательной траектории. «Алгоритмика» вышла в онлайн-сегмент лишь в январе 2019 года, изначально возникнув в формате очной школы. Сооснователь «Учи.ру» Иван Коломоец тоже считает, что онлайн- и офлайн-сектора дополняют друг друга. Платформу «Учи.ру» часто используют как дополнение к школьным урокам. В некоторых школах из пяти уроков математики в неделю один проходит в онлайн-классе. Моделью «Учи.ру» восхищается Ларьяновский: «Адвокаты их бренда — учителя. Мир учителей математики не меняется приблизительно никогда, но они лично и без принуждения рекомендуют «Учи.ру» детям и взрослым, потому что им нравится, как сделан контент». редакция рекомендует Университеты для будущей элиты. 100 лучших вузов России по версии Forbes Откуда деньги Онлайн-образование пока испытывает явный недостаток инвестиций, считает Царевская-Дякина: «Венчурная модель на этом рынке работает очень слабо, до дивидендов далеко, а «стратегов» совсем мало». Это объясняется спецификой отрасли: у образовательных проектов очень длинный срок проверки гипотез и изменения продукта. На становление проекта надо закладывать на 2–3 года больше, чем, например, в IT-компании. Но пару лет назад стратегические инвесторы в отрасли появились. В 2017 году «Севергрупп» включила «Нетологию» в свой проект TalentTech, приобретя 44% акций (при оценке компании в $50–60 млн, по данным источника Forbes). Это была «первая нормальная большая сделка» в отрасли, говорит Ларьяновский из Skyeng. Сама Skyeng в 2018 году получила инвестиции от Baring Vostok, их сумма не раскрывается. По словам Ларьяновского, речь идет о небольшой доле. Он утверждает, что деньги инвестора нужны были скорее ради штампа «Обойма Baring». «Институциональный игрок засвидетельствовал, что мы хорошие люди. Мы попали в Forbes, появилась оценка. До этого мы ни в какие рейтинги попасть не могли», — объясняет он. В 2016 году Mail.ru купила 50% GeekBrains, образовательной платформы для программистов, а в этом году — 10% компании Skillbox, специализирующейся на образовании для взрослых в IT-специальностях. «Яндекс» пришел в отрасль со своим подразделением «Яндекс.Практикум». По мнению Александра Ларьяновского, сейчас вполне подходящее время продать бизнес в сфере онлайн-образования стратегическому инвестору вроде Сбербанка или «Севергрупп», поскольку «не все же добегут до IPO». Сам Ларьяновский, впрочем, планирует «добежать» не более чем за пять лет. Интерес IT-гигантов к образовательным проектам понятен и логичен, объясняет Волошин. Mail.ru покупает активы, которые комплементарны их существующему трафику, «Яндекс» создает собственные проекты, и они тоже базируются на их трафике, то есть интернет-гиганты работают на повышение показателя выручки на одного пользователя. «А мотивы Сбербанка и «Севергрупп» не понимаю», — недоумевает эксперт. Ларьяновский сомневается, что инвестиция «Севергрупп» пойдет на пользу «Нетологии». «Стратег», который якобы знает, что надо делать, — зло для стартапа, — рассуждает собеседник Forbes. — Никто не знает, что надо делать. Мы ищем, они ищут, но мы свободнее в своих поисках». Генеральный директор «Нетологии» Максим Спиридонов видит ситуацию более оптимистично: «Мы надеемся на поддержку акционера в новых проектах. Экспертиза группы должна быть помножена на имеющиеся ресурсы». Инвестиционный ландшафт российского онлайн-образования может резко измениться уже в этом году. Новый фонд развития образовательных технологий, который создается по программе «Цифровая экономика», с середины 2019 года на протяжении десяти лет инвестирует 6,9 млрд рублей в образовательные проекты. По мнению Андрея Лобанова из «Алгоритмики», создание специализированного государственного венчурного фонда станет позитивным сигналом для всех игроков рынка. Но Дмитрий Волошин считает, что это слишком большие деньги для этой «маленькой песочницы». Начнется массовая заливка деньгами всех стартапов, но вряд ли эти инвестиции дадут отрасли серьезный импульс, уверен собеседник Forbes: «Мое мнение: государство — плохой инвестор. У бизнеса и чиновников драматически разные горизонты планирования». Прекрасное далеко «Вся наша отрасль сейчас — это десяток маленьких зернышек в каменной стене, и вопрос в том, смогут ли они прорасти и своей корневой системой разрушить стену», — рассуждает Ларьяновский из Skyeng. По его мнению, сегодня пока нет запроса на революцию в образовании — ни сверху, ни снизу. Постепенно люди привыкают к неким стандартам и начинают требовать именно их. Но пока таких людей мало, отмечает собеседник Forbes: сколько-то детей в школе видят, что бывает по-другому, сколько-то студентов пединститута понимают, что надо преподавать по-другому. «Это этап засеивания. Не надо думать, что мы уже пожинаем плоды», — резюмирует Ларьяновский. Но мало кто сомневается, что онлайн-образование стоит на пороге своего золотого века. По оценкам вице-президента Coursera Леа Бельски, глобальный рынок онлайн-образования к 2023 году вырастет до $280 млрд. По некоторым оценкам, отмечает она, рынок онлайн-образования в России составляет около $300 млн, и к 2021 году он может возрасти до $790 млн. Для Coursera это второй по величине рынок в Европе по количеству учащихся. Некоторые из наших собеседников пытаются заглянуть еще дальше. «Искусственный интеллект, боты, нейронные сети — это прекрасно, но мы пока не создаем ничего нового», — рассуждает основатель OTUS Дмитрий Волошин. Он верит, что когда-нибудь — завтра или через 100 лет — возникнет технология прямого воздействия на мозг, которая позволит минимизировать расстояние между источником знаний и человеком. Кузницы миллиардеров. Что окончили богатейшие бизнесмены и видные политики 1 из 20 2 из 20 3 из 20 4 из 20 5 из 20 6 из 20 7 из 20 8 из 20 9 из 20 10 из 20 11 из 20 12 из 20 13 из 20 14 из 20 15 из 20 16 из 20 17 из 20 18 из 20 19 из 20 20 из 20 1. Московский государственный институт международных отношений Ректор: Анатолий Торкунов Количество специальностей: 8 Город: Москва Год основания: 1944 Известные выпускники: Сергей Лавров (глава МИД России), Владимир Потанин, Алишер Усманов, Дени Бажаев, Сергей Кациев, Игорь Кесаев, Дмитрий Конов, Анатолий Ломакин, Сергей Саркисов, Иван Таврин (бывший гендиректор «Мегафона»). Дети миллиардеров: Екатерина Федун (дочь Леонида Федуна), Анастасия и Иван Потанины (дети Владимира Потанина), Карен Карапетян (сын Самвела Карапетяна), Саид Керимов (сын Сулеймана Керимова), Дмитрий, Александр и Игорь Минцы (сыновья Бориса Минца), Александр Налимов (внук Василия Анисимова). МГИМО — традиционный оплот советской, а затем и российской элиты. Здесь учатся дети чиновников и бизнесменов, ранее предпочитавших отправлять своих отпрысков на учебу за границу. Но неверно считать МГИМО вузом только «для своих». Половина абитуриентов поступает из регионов. МГИМО — единственный в мире вуз, где полноценно преподают 54 иностранных языка. В 2019 году вузу исполняется 75 лет. 2. Московский физико-технический институт Ректор: Николай Кудрявцев Количество специальностей: 7 Город: Долгопрудный, Московская область Год основания: 1951 Известные выпускники: Александр Абрамов, Сергей Колесников, Игорь Рыбаков, Николай Сторонский, Андрей Баронов, Сергей Колесников, Иван Стрешинский, Александр Фролов, Михаил Шелков, Вадим Якунин, Ратмир Тимашев. У истоков МФТИ стояли нобелевские лауреаты Петр Капица, Николай Семенов и Лев Ландау. Фундаментальное техническое образование оказывается залогом любой успешной деятельности. «Физтех дает огромные преимущества на старте», — объясняет основатель финтех-стартапа Revolut Николай Сторонский, в 2019 году пополнивший ряды богатейших бизнесменов России. 3. МГУ имения М.В. Ломоносова Ректор: Виктор Садовничий Количество специальностей: 24 Город: Москва Год основания: 1755 Известные выпускники: Аркадий Дворкович (президент FIDE), Эльвира Набиуллина (глава ЦБ), Петр Авен, Рубен Варданян, Олег Дерипаска, Дмитрий Каменщик, Григорий Березкин, Александр Мамут, Юрий Мильнер, Роман Троценко, Глеб Фетисов. Дети миллиардеров: Иван Селин (сын Евгения Касперского), Маргарита Нисанова (дочь Года Нисанова). Один из старейших вузов страны предъявляет высокие требования к поступающим. Зато диплом МГУ — это путевка в успешную жизнь. Вуз окончили 17 российских миллиардеров, два члена правительства и один губернатор. Ректора МГУ назначает президент России. В рейтинге QS World University Rankings — 2018 МГУ впервые с 2010 года вошел в топ-100, заняв 95-е место. В следующем году МГУ поднялся на 90-ю строчку. 4. Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина Ректор: Виктор Блажеев Количество специальностей: 1 Город: Москва Год основания: 1931 Известные выпускники: Сергей Морозов (губернатор Ульяновской области), Владимир Васильев (глава Республики Дагестан), Сергей Морозов (Ульяновская область), Анатолий Кучерена (адвокат, председатель Общественного совета при МВД), Татьяна Москалькова (уполномоченный по правам человека в России), Вадим Аминов. По данным рейтингового агентства RAEX, в 2019 году вуз входит в двадцатку лучших учебных заведений России по востребованности выпускников работодателями. Ректор университета Виктор Блажеев считает, что профессионалы в юриспруденции могут быть уверены в своем будущем. Несмотря на активное проникновение технологий в разные сферы, вряд ли компьютерные программы полностью заменят юристов. 5. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Ректор: Владимир Мау Количество специальностей: 12 Город: Москва Год основания: 2010 Известные выпускники: Денис Мантуров (министр промышленности и торговли), Сергей Кириенко (первый заместитель руководителя Администрации президента), Валентина Матвиенко (председатель Совета Федерации), Владимир Лисин, Андрей Молчанов, Олег Бойко. Абитуриенты и студенты РАНХиГС знают, что в ее коридорах запросто можно встретить министров, губернаторов или депутатов Госдумы. Академия — альма-матер сотен государственных и муниципальных служащих. В вузе действует президентская программа повышения квалификации руководителей, ежегодно на обучение по этой государственной программе направляется около 400 руководителей предприятий. 6. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Ректор: Михаил Эскиндаров Количество специальностей: 9 Город: Москва Год основания: 1919 Известные выпускники: Антон Силуанов (глава Минфина, первый вице-премьер), Антон Алиханов (губернатор Калининградской области), Михаил Прохоров, Андрей Бокарев, Андрей Бородин, Николай Борцов, Мегдет Рахимкулов. Дети миллиардеров: Татевик и Саркис Карапетяны (дети Самвела Карапетяна), Татьяна Евтушенкова (дочь Владимира Евтушенкова). Институт был создан через год после Октябрьской революции для подготовки образованных сотрудников финансовых учреждений государства рабочих и крестьян. В 1992 году указом президента Бориса Ельцина был преобразован в Финансовую академию при правительстве России. В 2010 году ВУЗу был присвоен статус университета. Сегодня Управление карьеры Финансового университета сотрудничает более чем с 800 российскими и международными организациями. 7. Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина Ректор: Виктор Мартынов Количество специальностей: 13 Город: Москва Год основания:1930 Известные выпускники: Юрий Лужков (бывший мэр Москвы), Аркадий Волож, Михаил Гуцериев, Александр Джапаридзе, Андрей Блох Дети миллиардеров: Юсуф Алекперов (сын Вагита Алекперова). Университет был основан на базе Московской горной академии имени Сталина. СССР катастрофически не хватало квалифицированных кадров в набирающей обороты нефтегазовой сфере. За первые 10 лет существования нефтяной университет выпустил 1436 специалистов. Сегодня это крупный нефтяной вуз страны, который по праву считается кузницей кадров для российского нефтегазового сообщества. 8. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет Ректор: Михаил Федорук Количество специальностей: 22 Город: Новосибирск Год основания: 1958 Известные выпускники: Виктор Харитонин, Егор Кульков. НГУ создавался и развивался вместе с Новосибирским научным центром, ориентируясь на подготовку высококвалифицированных кадров для науки и образования. И сегодня значительная часть преподавателей являются одновременно сотрудниками институтов Сибирского отделения РАН. На старших курсах студенты начинают проходить профессиональную исследовательскую подготовку в институтах Академгородка. 9. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) Ректор: Михаил Погосян Количество специальностей: 72 Город: Москва Год основания: 1930 Известные выпускники: Алексей Туполев и Генрих Новожилов (авиаконструкторы), Михаил Янгель и Михаил Решетнев (конструкторы ракетно-космических комплексов), Михаил Задорнов (сатирик), Вячеслав Кантор, Олег Бойко, Дмитрий Ананьев. ВУЗ был создан в 1930 году на базе Высшего аэромеханического училища, где изучали в том числе дирижаблестроение. В новом институте было три отделения: самолетостроительное, моторостроительное и воздухоплавания. Большую роль в повышении качества подготовки авиационных инженеров играло традиционное для МАИ привлечение к учебному процессу ведущих специалистов из авиапромышленности. Руководство дипломным проектированием осуществлялось авиаконструкторами Сергеем Ильюшиным, Николаем Поликарповым, Андреем Туполевым. 10. Санкт-Петербургский государственный университет Ректор: Николай Кропачев Количество специальностей: 24 Город: Санкт-Петербург Год основания: 1724 Известные выпускники: Владимир Путин (президент России), Дмитрий Медведев (премьер-министр России), Константин Чуйченко (руководитель аппарата правительства), Артур Парфенчиков (глава Карелии), Игорь Васильев (губернатор Кировской области), Павел Дуров, Юрий Ковальчук, Кирилл Шамалов. В 2009 году СПбГУ получил особый статус, что дает университету отдельную строку в бюджете России, возможность устанавливать собственные образовательные стандарты, а ректор СПбГУ (как и МГУ) назначается президентом. СПбГУ окончили многие руководители страны — президент Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев, в его стенах учились и работали девять лауреатов Нобелевской премии. 11. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова Ректор: Виктор Гришин Количество специальностей: 15 Город: Москва Год основания: 1907 Известные выпускники: Татьяна Голикова (вице-премьер), Дмитрий Патрушев (министр сельского хозяйства), Игорь Артамонов (губернатор Липецкой области), Станислав Воскресенский (губернатор Ивановской области), Андрей Мельниченко, Юрий Шефлер, Илья Щербович. РЭУ — университет с вековой историей, у него есть 22 филиала в России и за рубежом. Университет активно ведет международную деятельность, имеет 170 двусторонних соглашений с университетами и исследовательскими институтами 46 стран. В РЭУ есть бизнес-инкубатор, который создан для развития предпринимательских инициатив студентов и организации их бизнеса. 12. Московский политехнический университет Ректор: Владимир Миклушевский Количество специальностей: 66 Город: Москва Год основания: 1920 Известные выпускники: Леонид Лебедев, Леонид Квасников (глава отделения научно-технической разведки КГБ, инициатор начала работы внешней разведки по ядерной тематике), Леонид Костандов («главный химик СССР»). Московский политех создан на базе Московского автомеханического института (МАМИ), который с начала 1920-х годов готовил кадры для автомобильной промышленности. В 2011 году к МАМИ были присоединен ряд ВУЗов, в том числе Московский государственный университет инженерной экологии (МГУИЭ). В 2016 году МАМИ слился с Московским полиграфическим институтом. Новый ВУЗ получил название Московский политехнический университет. С 1944 по 1946 год кафедру «Турбокислородных установок» в институте возглавлял лауреат Нобелевской премии по физике (1978 год) Петр Капица. 13. Московский государственный технический университет им. Н. Э. Ба́умана Ректор: Анатолий Александров Количество специальностей: 22 Город: Москва Год основания: 1830 Известные выпускники: Сергей Королев (ученый, инженер-конструктор), Андрей Туполев (авиаконструктор), глава Республики Коми Сергей Гапликов, Дмитрий Босов, Виктор Ремша. Выпускники МГТУ внесли большой вклад в науку. Их усилиями были созданы первые в России вертолет, аэродинамическая труба, тепловоз, системы оборонной и ракетно-космической техники. Двое из трех участников рейтинга Forbes «30 до 30» в категории «Наука и технологии» — выпускники МГТУ: старший научный сотрудник Российского квантового центра Алексей Федоров и основатель Dbrain Алексей Хахунов. 14. Национальный исследовательский университет «МЭИ» Ректор: Николай Рогалев Количество специальностей: 13 Город: Москва Год основания: 1930 Известные выпускники: Анатолий Чубайс (предправления «Роснано»), Виктор Пелевин (писатель), Ион Илиеску (4-й президент Румынии), Александр Тынкован, Андрей Коркунов (основатель шоколадной фабрики «А.Коркунов»), Андрей Косогов. МЭИ — главный вуз российской энергетики. При университете работает Центр высоких технологий и более 100 исследовательских лабораторий. «Студентов, в том числе иностранных, мы подготавливаем очень и очень неплохо. Но, конечно, хочется, чтобы было еще лучше, особенно учитывая современные реалии: интернет вещей, понятия, цифровую экономику», — считает ректор МЭИ Николай Рогалев. 15. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» Ректор: Михаил Стриханов Количество специальностей: 14 Город: Москва Год основания: 1942 Известные выпускники: Евгений Дитрих (министр транспорта), Николай Басов (физик, нобелевский лауреат, 1964), Сергей Авдеев (космонавт, герой России). Главной задачей вуза с основания была подготовка кадров для разработки военной техники и снарядов. Но затем МИФИ стал готовить кадры для создания ядерного оружия. Вуз выпустил десятки видных ученых. Среди его сотрудников были нобелевские лауреаты, в том числе создатель водородной бомбы Андрей Сахаров. Последние пять лет МИФИ входит в топ-100 QS World University Rankings по физике и астрономии. 16. Государственный университет управления Ректор: Иван Лобанов Количество специальностей: 22 Город: Москва Год основания: 1919 Известные выпускники: Александр Чижевский (биофизик), Андрей Никитин (губернатор Новгородской области), Елена Батурина, Николай Саркисов. Вуз был создан через два года после Октябрьской революции на базе Александровского и Николаевского коммерческих училищ и Женской торговой школы имени императора Николая II и назывался Московским промышленно-экономическим практическим институтом. В 1971 году был переименован в Московский институт управления имени Серго Орджоникидзе (с 1998 года — Государственный университет управления). В мае 2019 году президент России Владимир Путин поздравил университет со 100-летним юбилеем, отметив, что вуз «вырос в один из крупнейших центров подготовки управленческих кадров в нашей стране». 17. Санкт-Петербургский государственный морской технический университет Ректор: Глеб Туричин Количество специальностей: 22 Город: Санкт-Петербург Год основания: 1930 Известные выпускники: Николай Патрушев (секретарь Совета Безопасности России), Василий Аникев (генконструктор авианесущего крейсера «Адмирал Горшков), Александр Дюков (председатель правления «Газпром нефти»), Александр Белов (баскетболист, олимпийский чемпион 1972 года). Университет основан в 1902 году Николаем II. В 1930 году на его основе был создан Ленинградский кораблестроительный институт (Корабелка), призванный готовить кадры в области судостроения и морской техники. Его выпускники создали мощнейший надводный и подводный океанский флот страны, а также заложили основы ледокольного флота России. 18. Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева Ректор: Александр Мажуга Количество специальностей: 22 Город: Москва Год основания: 1898 Известные выпускники: Владимир Евтушенков, Михаил Куснирович, Михаил Ходорковский (бывший совладелец ЮКОСа). Вуз появился в 1920 году на базе Московского промышленного училища. В 1920 году МПУ было реорганизовано в вуз по подготовке кадров для химической и смежных отраслей промышленности. Среди почетных докторов университета — экс премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, океанолог Жак-Ив Кусто, канцлер Германии Ангела Меркель. 19. Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет «МАДИ» Ректор: Геннадий Кустарев Количество специальностей: 32 Город: Москва Год основания: 1930 Известные выпускники: Виктор Поляков (министр автомобильной промышленности СССР с 1975 по 1986 год), Михаил Касьянов (премьер-министр России с 2000 по 2004 год), Андрей Деллос (ресторатор). Вуз был создан для подготовки кадров для автомобильного транспорта, дорожно-мостового и аэродромного строительства. Первый выпуск специалистов — 36 инженеров-дорожников — состоялся в 1931 году. Сейчас университет ежегодно оканчивают 1500 специалистов. 20. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» Ректор: Алевтина Черникова Количество специальностей: 16 Город: Москва Год основания: 1930 Известные выпускники: Михаил Фридман, Герман Хан, Алексей Кузьмичев, Игорь Кудряшкин, Дмитрий Ливанов (экс-министр образования). В научный совет МИСиС входят ученые из Кембриджа, Стэнфорда и других зарубежных вузов. Университет считался кузницей кадров для металлургии, и, «чтобы сменить его идентификацию, пришлось пройти большой и важный путь осознания себя», объясняла ректор Алевтина Черникова. Кроме традиционных направлений, связанных с металлургией, МИСиС развивает нано-, био- и информационные технологии.