Почему факт-чекингу важно обучать со школьных лет?
Дезинформация — это то, что затрагивает миллионы людей во всем мире, и каждый раз легче обнаружить вред, который она наносит. Из-за широкомасштабного распространения этого явления и его проблемного воздействия на молодежь в последние годы средние школы и другие учебные заведения начали приглашать проверяющих факты в свои кампусы для проведения семинаров или презентаций о своей методологии. Отрадно видеть, как проверяющие факты недавно начали разрабатывать специальные образовательные программы — diploms.kiev.ua. Год назад, во время Global Fact 5 в Риме, Италия, было всего несколько образовательных инициатив, направленных на подростков. В настоящее время в местных средних школах по всему миру проводится более 15 образовательных инициатив. Тем не менее, предстоит еще много работы. Большинство этих проектов являются очень новыми, их нелегко воспроизвести и запустить, практически не имея опыта средней школы. Когда мы собираемся преподавать нашу методологию, первое, что мы склонны делать, это объяснять нашу собственную работу. До того, как Chequeado официально разработал свою образовательную программу, редакционная группа проводила семинары, на которых они просто рассказывали студентам, как они проводили проверку фактов, в надежде, что это научит их делать то же самое. Но просто слушать наш опыт недостаточно; мы знаем, что лучше, когда мероприятия сопровождают увлекательные рассказы, в которых участвуют студенты. Известный образовательный реформатор Джон Дьюи верил в учебу на практике. Он писал, что создание «педагогических аналогий», в которых мы обучаем определенным наборам навыков, которые более актуальны для деятельности учащихся, может привести к лучшим результатам. Например, если мы хотим научить студентов «методологически мыслить», мы можем привлечь их к занятиям, которые непосредственно активизируют их исследовательские и мыслительные навыки. Вот один пример того, как руководители семинаров могут сделать это: — покажите студентам устройство связи, сделанное из двух пластиковых стаканчиков, соединенных нитью, привязанной к каждой из их основ; — предложите студентам различные объяснения того, почему звук способен перемещаться из стороны в сторону, и обсудите с ними различные теории; — предложите им выбрать одну из теорий и посмотреть, смогут ли они проверить ее, разрабатывая собственные эксперименты для запуска на устройстве, чтобы попытаться окончательно подтвердить или опровергнуть что-либо. Часть нашей человеческой сущности заставляет нас копировать себя. Многие журналисты разделяют эту тенденцию; они хотят создать больше журналистов. Если мы хотим помочь взрастить граждан, которые могут лучше использовать свое критическое мышление и участвовать в общественных дебатах, мы должны научить их этим навыкам, а не только одной специальности, такой как проверка фактов, или одному инструменту проверки. Обучение проверке фактов может быть действенно (или нет) в зависимости от того, насколько мотивированы учащиеся, а не только учителя. Вот почему так важно подумать о том, какие навыки мы хотим преподавать, а затем создать опыт, деятельность или проект для достижения этой цели. Инструменты и стратегии, которые мы используем сейчас, устареют, когда технология и мир дезинформации неизбежно изменятся. Если мы сосредоточим свои усилия на развитии навыков, студенты смогут эффективно адаптировать свои знания в постоянно развивающемся цифровом мире.