Ещё

Эксперты: профориентацию школьников оптимально начинать в 6-9-х классах 

, 27 июня. /ТАСС/. Экзаменационная кампания, в ходе которой школьники определяются с выбором дальнейшего образования, почти завершилась: до 1 июля выпускники сдают Единые государственные экзамены (ЕГЭ), результаты которых станут пропуском в вузы, а с 20 июня стартовала приемная кампания в высшие учебные заведения. Опрошенные ТАСС эксперты в области образования рассказали, почему важно как можно раньше начинать профессиональную ориентацию, например, уже в 6-9-х классах.
Чем раньше, тем лучше
Учителя и эксперты, считают, что начинать разговоры о будущей профессии можно в 6-7-х или 8-9-х классах. «Несколько лет назад ко мне обратилась . Цель встречи — профориентация. Я им говорю: „Пойдемте в 10 класс“. А они мне: „10-й — поздно, пойдемте в 7-й класс“. Вот это очень правильный подход — начинать надо с подростков», — сказал ТАСС народный учитель , директор центра образования «Царицыно» № 548 Москвы .
При этом он отметил, что школа и сегодня выступает консультантом, «выявляет наклонности ребенка и дает советы родителям». Он добавил, что еще в детском саду дети «примеряют маски» различных профессий, играя в доктора, продавца, водителя и так далее.
По мнению директора Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяны Клячко, профориентацию необходимо делать на уровне 8-9-х классов. «Примерно до 7-го класса есть дети, которые четко выражены, а есть дети, которые просто такие, какие они есть. Поэтому до этого момента [проводить профориентацию] еще рано. Они вообще еще о профессии ничего и не знают», — отметила она.
По словам Рачевского, важно приглашать детей на летние стажировки, «причем даже с какой-то заработной платой». «В , например, детей водят на предприятия и дают поработать на каких-то специально подготовленных для учащихся местах, чтобы они были подготовлены. Потому что я могу быть врачом, но, если я прихожу в „анатомичку“ и падаю в обморок, то врача из меня не получится. Если хочет быть врачом — надо водить на операции», — поддержала его Клячко.
Билет в будущее
В России сегодня работает несколько специальных проектов, связанных с профессиональной ориентацией школьников через дополнительное образование. В рамках нацпроекта «Образование» к 2024 году будет запущено 245 «Кванториумов» в 85 регионах, появится 340 мобильных детских технопарков. «Кванториум» — это площадки бесплатного допобразования. Как отмечают в Минпросвещения РФ, «Кванториумы» учат детей работать в команде и «призваны готовить молодые кадры по актуальным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям».
"Развитие дополнительного образования для детей — это очень важный момент. В школе все изучают в основном одинаковые предметы, а когда человек попадает в систему дополнительного образования, то он может выбирать. И очень важно, чтобы он мог многое попробовать", — отметила Клячко.
В конце прошлого года в России стартовал проект «Билет в будущее», в рамках которого около 200 тыс. детей из 30 регионов в возрасте 12-16 лет прошли профориентационное тестирование. Оказалось, что почти 90% школьников не знают, кем они хотят стать, и не знают, где искать об этом информацию.
Совет от президента
Другой проект, который помогает определиться с выбором профессии, — открытые уроки «Проектория». Студент второго курса (МАИ) учится по специальности «Самолетостроение». Ему повезло: у него любовь к самолетам с детского сада, тем более отец работает на Дальнем Востоке. «Приходилось частенько летать», — говорит он. В школе из-за этого у него любимым предметом была география.
По мнению студента, сегодня для школьников проблема выбора стоит как никогда остро. «Сейчас у школьников в разы больше возможностей, чтобы что-то сделать. Конечно, технопарки, в частности в МАИ, идут на встречу, чтобы давать детям новые знания, но не всегда этого хватает», — отметил он.
Окончательную точку в выборе профессии ему помог сделать президент России. В 2017 году в ходе открытого урока на форуме «Проектория» в Ярославле, который проводил , на тот момент одиннадцатиклассник Горобец рассказал о своей идее создания нового двигателя для авиации. Президент идею оценил и дал знать, что наработки в этой сфере «будут цениться». Сам студент считает, что «Проектория» дает шанс школьнику понять, чего тот действительно хочет.
Роль вузов
В Национальном исследовательском технологическом университете (НИТУ) «МИСиС» с 2012 года реализуется комплексная программа профессиональной навигации, в которой ежегодно принимают участие более 170 тыс. школьников из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. В общей сложности в вузе реализуется более 20 таких проектов.
"Сегодня вузы принимают самое непосредственное участие в профессиональной навигации школьников, активно взаимодействуя со школами, детскими образовательными центрами, организациями дополнительного образования. Мы стараемся помочь молодым людям уже во время учебы в школе найти профессию своей мечты", — отметила ректор НИТУ «МИСиС» .
При этом, считает она, только погрузившись в среду, где предстоит учиться, заниматься творчеством, школьники могут сделать осознанный выбор будущей профессии.
Взгляд бизнеса
"Российские IT-компании максимально заинтересованы в том, чтобы школьники выбирали профессии в отрасли", — рассказал директор по связям с университетами в  Сергей Марданов. По его словам, в компаниях подростков учат программированию и знакомят с новыми технологиями, проводятся профориентационные акции, вдохновляющие лекции и олимпиады.
Заниматься профориентацией ребенка можно с младшего школьного возраста, но на каждом этапе должен быть свой подход в зависимости от восприятия и интересов ребенка. Так, в младшей школе профориентация может быть в форме игрового погружения в профессию. Для ребят постарше компания проводит экскурсии по офису, организует встречи с сотрудниками. Для выпускников проводится олимпиада «Технокубок», которая не только развивает навыки программирования, но и дает баллы при поступлении в вузы.
Для профориентации компании готовы объединять усилия. Так, ведущие российские технологические компании, включая Mail.ru Group, , «1С», , образовательную платформу «Кодвардс», а также благотворительный фонд «Вклад в будущее», проводят необычные уроки информатики в рамках акции «Урок цифры».
Планы на успех
Глава Минпросвещения РФ  3 июня на заседании итоговой коллегии министерства сообщила, что с 2019 года в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», входящего в нацпроект «Образование», будет формироваться новая модель профориентации, основанная на индивидуальном подходе и последних научных достижениях. Она будет внедряться наряду с проектом «Билет в будущее», который объединяет школьников 6-11-х классов, работодателей и экспертов.
Нацпроект «Образование» рассчитан на 2019-2024 годы и включает 10 федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Его общий бюджет составит почти 784,5 млрд рублей. Планируется, что в результате реализации проекта будет обеспечена глобальная конкурентоспособность российского образования, а также вхождение РФ в число 10 ведущих стран по качеству общего образования.