Войти в почту

Учись спокойно. Как студенту настроить себя, чтобы сдать сессию

Выпускники ждут результатов ЕГЭ и взвешивают свои шансы на поступление в вузы. Но не надо думать, что волнения и стресс на этом закончатся. Почему депрессия – иногда верный спутник первокурсника? И как настроить себя, чтобы успешно сдать сессию? Об этом «АиФ-НН» побеседовал с кандидатом психологических наук, руководителем Центра социально-психологического сопровождения студентов ННГУ им. Н. И. Лобачевского Натальей Дунаевой. Тревожный первый курс – Наталья Ивановна, студенческие годы – одни из самых лучших в жизни каждого человека. Что же может такого случиться, чтобы понадобилась помощь психолога? – Юность, конечно, прекрасное время, но именно в этом возрасте идёт самоопределение в социуме, становление личности. Человек начинает сравнивать себя с другими, при этом не до конца принимая себя в каких-то моментах. Начало учёбы в вузе – тоже одновременно радость и стресс. Идёт социально-психологическая адаптация. Часто ребята не могут найти своё место в новом коллективе. В школе кто-то был лидером, а в вузовской группе не удаётся занять позиции, к которым привык. Одна из задач специалистов нашего центра – проводить регулярные обследования студенческих групп, чтобы определить уровень групповой сплочённости, диагностировать возможные конфликты. Многие приезжают учиться из других городов, родители и школьные друзья далеко. Уровень тревожности, депрессивности особенно повышается, когда приближается первая сессия. – Ну а если друзья и родители рядом, почему бы не поговорить о своих проблемах с ними? – У каждого человека опыт индивидуальный и отношение к ситуации своё. Если всегда бездумно перекладывать чужой опыт на свою жизнь, это может печально закончиться. Да, друзья могут вас пожалеть, выразить поддержку, но в некоторых случаях надо прекращать жаловаться подружке и идти к специалисту. Важно, чтобы ребята могли увидеть: такая проблема не только у тебя. Что касается родительской поддержки, не секрет: многие разучились разговаривать с детьми. Мы выбираем менторский тон, давим на ребёнка завышенными ожиданиями, собственными амбициями. Кто-то считает, что сын или дочь уже выросли, раз поступили в вуз. Я всегда призываю: следите за психологическим здоровьем детей, как и за физическим, с рождения. Сколько серьёзных проблем никогда не доходило бы до психологов, если бы родители уделяли детям чуть больше внимания. – Что в поведении студента должно насторожить родителей? – Если описать это одной фразой: нет радости в жизни. Человек делает всё как робот, эмоционально невосприимчив к тому, что раньше радовало. Сонливость, неряшливость в одежде – тоже верный признак депрессивного состояния. Иногда неудовлетворённость реальным положением дел выливается в резкий протест. Недавно к нам обратилась бабушка одной студентки. Девочка-отличница вдруг поняла, что не хочет учиться по выбранной специальности, ей нравится другая на том же факультете. Сказала: не переведусь – значит, вообще учиться не буду. И вот здесь лучше принять выбор ребёнка, а не доводить ситуацию до кризисной. Бывают случаи, когда оправдан академический отпуск. Главное – не надрываться и поберечь психологическое здоровье. Эмоциональное выгорание часто происходит и у студентов, совмещающих работу с учёбой. Распыляется внимание, подход и к учёбе, и к работе становится формальным. Редко кому удаётся всё это сочетать в студенческой жизни на «отлично». – Чем могут помочь молодым людям специалисты? – Главная задача психолога – рассказать, что определённые знания и практики помогут справиться с трудными жизненными ситуациями. У нас нет задачи, чтобы ребята ходили к нам и плакались на жизнь. Есть другая цель – помочь им раскрыть свои внутренние ресурсы. Не может студент собраться с силами во время сессии – есть принципы тайм-менеджмента, управления своим временем. Боишься преподавателя? Существует психологический приём, когда такого «грозного» человека надо представить в нелепой ситуации. Не уверен в себе – поможет аутотренинг и примеры из жизни. Конечно, я сильно обобщаю. Специалисты готовы с каждым случаем работать индивидуально, предлагая свой ключ к решению той или иной проблемы. Для студентов университета это бесплатно. – А однокурсники ребят не засмеют, если узнают, что те посещают психолога? – Когда мы приходим в вузовскую группу, чтобы рассказать о возможности получить консультацию, мы сразу говорим ребятам: проблемы есть у всех, и ничего страшного, когда ты готов ими поделиться со специалистом. Хуже, когда человек закрывается в себе. Сегодня многие ребята понимают: психологи работают с нормой или пограничными состояниями психики человека. А диагнозы ставят другие люди – психиатры. Иногда важно психологическую проблему определить в юности, иначе потом она перейдёт на все жизненные этапы. Досье Наталья Дунаева. Руководитель Центра социально-психологического сопровождения студентов, доцент кафедры общей и социальной психологии Университета Лобачевского. В 1995 году окончила музыкально-педагогический факультет.Владимирского педагогического университета; в 2000 г.– Нижегородский институт развития образования по специальности «Практическая психология». Кандидат психологических наук.