Саратовских школьников учили родину любить и бить врага прикладом
Удар в голову вероятного противника «Наносим противнику удар в голову прикладом! Отбиваем удар снизу! На счет «семь» производим рубящий удар!» – лейтенант в камуфляже потрясает фанерным автоматом, устрашающе «хакая» при каждом движении. Добив невидимого визави, командир подытоживает: «Смотри на меня, делай, как я!» – и хмуро оборачивается к воспитанникам. Старшеклассники вразнобой машут макетами оружия со скоростью вентилятора. К счастью, полигон в Рыбушке большой, шеренги расставлены широко, и до соседа никто не дотягивается. «Самое главное, детям нравится», – говорит капитан Вахмистров, присматривающий за передвижениями прессы по военному объекту. Вспоминает, что в школе сам участвовал в «Зарнице», «поэтому и захотел стал военным». Школьники, построившись гуськом, перебегают к следующему «учебному месту», обозначенному колышком с табличкой. Это полоса препятствий – натянутая между столбами колючая проволока. «Ниже голову!» – прикрикивает командир взвода на самом сложном участке, который нужно преодолевать ползком. «Порвал что-нибудь?» – переговариваются пацаны на финише. С некоторой гордостью демонстрируют друг другу дыры на штанах. Штаны у ребят самые обыкновенные, физкультурные. Зато выше пояса – настоящая полевая форма современного образца: «пиксельная» футболка и бандана. Как говорит учитель ОБЖ школы №70 Марина Казарян, обмундирование для сборов закупает учебное заведение, родителям не приходится доплачивать. «А у девочек из нашего военно-патриотического клуба «Расковцы» есть и парадная форма. Мы четвертый год участвуем в параде ко Дню Победы. Всё – от головного убора до белых перчаток – за счет школы. Только банты шьем сами», – смеется Марина Николаевна. Александра Капернаумова участвует в парадах с шестого класса. Каждую весну, как только растает снег, ученицы начинают тренироваться на плацу бывшего ракетного училища. Как говорит Саша, маршировать нужно в туфлях на каблуках высотой четыре сантиметра. После школы собеседница планирует поступать в военно-космическую академию имени Можайского в Петербурге. «Я их учу жизни» По словам Марины Казарян, и девочки, и мальчики поехали на полигон в Рыбушку «с удовольствием». «Все родители подписали письменный инструктаж, значит, они согласны на участие ребенка». Военная подготовка и участие в сборах – обязательная часть курса «Основ безопасности жизнедеятельности». До выезда десятиклассники уже познакомились с оружием: в школе есть макет АКМ (это, кстати, недешевая вещь – стоит 16-18 тысяч рублей) и три пневматических винтовки (их ученики получили в качестве призов за победу в «Зарнице» и спартакиаде допризывной молодежи). Марина Казарян Педагог мечтает о роботе-тренажере «Гоша», на котором можно отрабатывать приемы медицинской помощи. Стоит манекен не меньше 50 тысяч рублей. Такое оборудование есть в четырех-пяти самых престижных лицеях города. Вторая учительская мечта связана со смежным предметом – физкультурой. Зданию школы №70 больше восьмидесяти лет, спортивное оснащение не дотягивает до современных норм. Марина Николаевна вспоминает, как росла в гарнизоне, где служил отец, мечтала стать военным врачом. «Теперь я стараюсь поделиться своими принципами с детьми. Я ведь учу их не только военному делу, я их учу жизни. Здороваться, аккуратно одеваться, вежливо себя вести, уважительно относиться к окружающим, у нас ведь многонациональная школа – в одном классе собраны армяне, азербайджанцы, дагестанцы, есть даже турки. Моя задача – воспитать именно личность, а не просто ребенка, который умеет маршировать и собирать автомат». Многие выпускники, по словам Казарян, «служат уже не первый контракт»: «До появления мессенджеров присылали из армии письма о том, как идет служба. Говорили, что после нашей школьной подготовки им было легко и просто». Работа с маленькими людьми «Когда побежите на огневой рубеж, двигайтесь зигзагообразно!» – скучным голосом выкрикивает лейтенант в массивной каске и бронежилете, стоящий посреди ковыльного поля. На дальнем краю выставлены мишени. «Я ведь первый раз, а если я после выстрела заору матом?» – шепчет один из подростков соседу. Тот отвечает в рифму: «Стукнут автоматом!». Уперев руки в бока, за учениками наблюдает Андрей Шевчук. Больше 20 лет Андрей Владимирович служил в мотострелковых войсках на Дальнем Востоке, сейчас преподает ОБЖ в школе №67. «И в армии – работа с людьми, и в школе – с людьми, только здесь они маленькие», – рассуждает подполковник. Организацией сборов собеседник доволен. «Единственно, времени мало, не успевают ребята прочувствовать армию. В идеале нужно хотя бы дней пять, чтобы вникнуть в распорядок. Но и один день – лучше, чем ничего. У них глазки после этих сборов блестят. Время пройдет, они впечатления переварят и, как часто бывает, в 11-м классе изъявят желание идти по военной линии». По словам Шевчука, в прошлом выпуске два мальчика поступили в военные вузы, в нынешнем году четверо надеются попасть на специальности, связанные с МЧС. «Я бы добавил больше практики в школьную программу ОБЖ. Не только на выполнение нормативов с оружием, но и на военно-инженерную, топографическую, медицинскую подготовку. Сейчас в учебнике очень много теории, например, сведения о структуре МЧС. О самих чрезвычайных ситуациях говорить, конечно, надо, но нужна ли школьникам в таком объеме информация об устройстве ведомства? – говорит учитель. – Я на уроке стараюсь идти от общего к частному. Например, если тема – терроризм, мы обсуждаем порядок действий при обнаружении подозрительного предмета в торговом центре. В прошлом году, когда была волна вооруженных нападений на школы, я объяснял детям, что нужно быть внимательнее друг к другу. Если с товарищем что-то не то, лучше вовремя поделиться наблюдениями с классным руководителем. Это не значит, что ты «сдал друга», ты сделал то, что должен был как гражданин». Не место для веселья «Эх, уже четверо «без сознания». Школота», – машет рукой лейтенант Шарипов, кивая на старшеклассников, отдыхающих в тени у полевого медпункта. Сам он окончил школу в 2007 году. Отслужил срочную, «понял, что это моё». Остался на контракт, потом окончил артиллерийскую академию в Петербурге. В Саратове лейтенанту нравится. «Большой город. До этого я служил в местах, где до ближайшего магазина сто километров». От срочной службы и военной учебы у собеседника остались в основном гастрономические впечатления: в армии он полюбил гороховый суп и сгущенку с печеньем, а вот сечки «было многовато». «В целом, в армии всё однообразно, и это хорошо. Здесь место не для веселья. На то и существуют старшие по званию, чтобы на службе не было ничего смешного», – наставительно говорит товарищ лейтенант. «Здравствуйте!» – под навес весело топает очередная группа школьников. «Два шага назад! Равняйсь! Смирно!» – моментально изменившимся тоном рявкает собеседник и объявляет временные нормативы неполной сборки-разборки автомата. Татьяна Бабанина, классный руководитель 10 класса школы села Березина Речка, привезла на полигон пятерых мальчишек. «Девочки заняты подготовкой к выпускному. Но если бы вопрос стоял, все бы поехали! – уверяет Татьяна Николаевна. – Вчера нам позвонили из районо, предупредили, что уже в 5.30 нужно быть на автобусной остановке, – и ни один не жаловался. Потом время изменили на 6.30 – и опять никто не дрогнул!». Представительница отдела образования добавляет, что организация сборов – «кропотливый труд»: «С марта начинает заседать рабочая группа. Нужно согласовать списки детей с военкоматов, питание – с Роспотребнадзором, транспорт – с ГАИ, подать заявку на медобслуживание!». Сами старшеклассники признаются, что на полигоне им понравилось, «все стреляли и даже попали». «Жалко, что в школе на ОБЖ у нас только учебники», – вздыхают ребята. «Главное, у нас есть желание всё познать!» – тут же уточняет учительница. «Хотелось бы новый костюм ОЗК, а то у нас только один, старенький-драненький… Еще бы палатки для туристической подготовки, видеоаппаратуру для просмотра учебных фильмов… – мечтательно перечисляет учитель ОБЖ школы села Синенькие, капитан запаса Александр Ильиных. – Но у нас школа малокомплектная – спасибо, хоть совсем не закрыли. Мы сами с учениками шьем ватно-марлевые повязки, сделали полосу препятствий. Вообще, у меня еще хорошо – с советских времен есть тир, а гагаринский колледж помог с противогазами».