Составляющие успеха. Голикова и Минниханов на чемпионате WorldSkills рассказали, как сделать карьеру

Пленарная дискуссия «Professional Update: образовательная экосистема для человека новой экономики» началась с мультяшной истории, которая уже в ближайшее время может стать типичной для современной действительности. Девушка по настоянию родителей получила профессию бухгалтера – скучную и не позволяющую в полной мере реализовать свой творческий потенциал. Во сне героиня увидела, чего в действительности хотела ее душа – графический дизайн. Но в жизни все сложнее, чем во сне, – девушку сократили на работе. Как не потеряться в новых экономических условиях – вопрос непростой. Ответить на него попытались вице-премьер Татьяна Голикова, глава Татарстана Рустам Минниханов, министр высшего образования Михаил Котюков, заместитель министра просвещения Ирина Потехина, гендиректор Росатома Алексей Лихачев, президент WorldSkills International Саймон Бартли, профессор практики Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша, председатель комиссии по образованию и обучению Международного института сварки Карл Петерс, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. Татьяна Голикова рассказала о многочисленных видах поддержки молодых специалистов, которые реализуются в России. По ее словам, для рынка труда важно постоянное повышение квалификации и профессиональная переподготовка, высокая мобильность. И не удивительно, что только за последние три года на более 1,7 тысячи молодых людей переехали жить на Дальний Восток. «На самом деле это немало, потому что эти люди квалифицированные, которые там востребованы и которые могут себя там реализовать», – отметила Голикова. Главное, по ее словам, – никогда не прекращать учиться. И неважно, в каком возрасте находится человек.«Мы все должны переосмыслить те подходы к образованию, которые исторически у нас сложились. Непрерывность образовательного процесса, начинающегося с ранних стадий, – это очень важно. Мы должны создать условия, чтобы человек мог подготовить себя к выбору [профессии]. Мы должны понять, чего мы ждем в отношении нашего образования, какой выбор мы готовы предоставить нашим детям, чтобы они не ошиблись», – отметила Голикова. Один из наглядных примеров непрерывного образования – глава Татарстана Рустам Минниханов. Он не боится осваивать новые технологии. Например, Twitter Минниханов освоил, когда ему было уже за пятьдесят.«Просто попался я на это. Ничего хорошего в этом нет. С другой стороны, это тоже форма получения информации. Я стараюсь сделать такие снимки и посты, которые интересные. С другой стороны, есть люди, которым не удается решить какие-то вопросы, мы можем их фиксировать и реагировать на проблемы. Мы становимся таким образом более открытыми», – пояснил Минниханов. А вообще, поделился глава республики, чтобы быть эффективным и многое успевать в жизни, нужно раньше просыпаться и приходить на работу. Согласно общемировому исследованию вызовов, стоящих перед экономикой будущего, которое провел Союз «Ворлдскиллс Россия» при поддержке госкорпорации «Росатом», в сотрудничестве с международной компанией Boston Consulting Group, к 2030 году кадровый дисбаланс в мире составит более 1,4 млрд человек. Это, отмечают специалисты, не только молодые люди, но и представители всех возрастов. Оценки экспертов говорят о том, что потери мировой экономики от несоответствия квалификации работников запросам рынка труда могут составить до 5 трлн долларов (6%) в мировом ВВП. По словам министра высшего образования Михаила Котюкова, своими знаниями «нужно уметь распорядиться для решения различных практических задач». «Это одна из составляющих национального проекта – разработка практикоориентированных образовательных программ, когда в процессе обучения большое внимание уделяется практической деятельности, взаимодействию с будущим работодателем», – отметил Котюков. В свою очередь, Саймон Бартли полагает, что образовательные программы должны соответствовать запросам рынка труда, в том числе перспективным.«Ключевой вопрос – используем ли мы до сих пор модели образования, и в вузах, и в колледжах, которые основаны на прошлом, а не ориентируются на будущее?» – считает президент WorldSkills International. Бартли добавил, что ответом на этот вызов является девиз WorldSkills – «Будущеев в твоих руках». Иначе говоря, каждый человек ответственен за свой выбор уровня образования и профессии. При этом все эксперты убеждены в том, что не нужно зацикливаться на чем-то одном. Человек может менять профессию – экономика сегодня настолько динамична, что порой этого требует время. Глава Росатома Алексей Лихачев признался, что и сам порой задумывается о переменах в профессиональной судьбе.«Раз в 2-3 года чувство того, что я делаю что-то не то, что меня не тому учили, что нужно вообще всё перезагрузить, – это нормальное чувство человека. Получить одно образование в 20 лет, в 30 – другое, в 40 выучить английский, а в 50 заняться совершенно новым делом, но опираясь на те знания, которые получили раньше, – совершенно не исключительная, а вполне реалистичная история», – уверен Лихачев. В развитии компетенций, по мнению Алексея Лихачева, очень помогает чемпионат «Молодые профессионалы (WorldSkills)». «Надо, чтобы из этих историй успеха, из этих точек роста вырос национальный стандарт подготовки специалистов. Самое главное, чтобы эта системы была человекоцентричной», – заключил глава Росатома. Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева

Составляющие успеха. Голикова и Минниханов на чемпионате WorldSkills рассказали, как сделать карьеру
© РИА "ФедералПресс"