Евгений Корымасов: "К пациентам надо относиться с уважением. Как хотел бы, чтобы относились к тебе"
— Евгений Анатольевич, у вас впечатляющая научная и врачебная биография. За плечами такой опыт, что, казалось бы, вы знаете все о профессии хирурга. А часто повседневность в работе приносит вам настоящие открытия? — Вопрос философский. С одной стороны, слава Богу, ежедневная работа не так часто приносит открытия. Ведь открытие — это о чем-то экстремальном. Парадоксально, но хирурги весьма консервативны в плане открытий: им не хочется "экстрима", потому что это всегда экстренная ситуация для здоровья пациента, проверка его организма на жизнеспособность. С другой стороны, каждый человек неповторим, и каждая операция — всегда немного своего рода "внутреннее открытие" врача, часть новой человеческой истории. — У вас блестящая плеяда учеников, доктора и кандидаты наук, настоящие, верные своему делу хирурги. Сейчас много говорят об институте наставничества, явлении, без которого невозможно продолжение врачебного дела. А что для вас подлинное наставничество? — Уверен, наставничество в медицине необходимо. Мной за годы работы подготовлено 3 доктора и 11 кандидатов медицинских наук. Каждым из них горжусь, о каждом помню. Каждый хирург расскажет, как на заре его врачебной практики в операционной "за спиной" стоял старший товарищ и подсказывал, что делать. Мы помним, как опытный помощник брал твою руку в свою, а в тяжелый момент операции отодвигал тебя от стола со словами: "Дай-ка, я тут вместо тебя сам сделаю". Если вдруг послеоперационный период протекал не гладко и шеф спрашивал: "Кто оперировал?", то наставник называл себя. Это было заботой и защитой, и дорогого стоило. Сейчас немного другое время: в некоторых разделах хирургии не принято делиться профессиональными секретами в связи с конкуренцией. Но классические каноны наставничества нужно сохранять, и мы должны опекать наших учеников. И здесь примером для нас является наш ректор — академик РАН Геннадий Петрович Котельников, который в марте 2018 года получил из рук Президента РФ Владимира Владимировича Путина знак отличия "За наставничество" № 001. Геннадий Петрович — настоящий Учитель. С большой буквы. — Вы часто вспоминаете лучшие уроки ваших учителей? Без чего вам трудно было бы состояться? — У меня по жизни два учителя хирургии — профессор Георгий Львович Ратнер и профессор Виктор Николаевич Чернышев. Говорю откровенно, не проходит и дня, чтобы я не вспомнил своих учителей и их уроки. Да, хирургия изменилась. Но принципиальные подходы остались незыблемыми. И это правильно. Любая новая непроверенная технология — это чья-то жизнь. Иногда приходится слышать от обывателей: "Врач должен любить больного". Мои учителя на это отвечали: "На всех больных любви одного врача не хватит. Хирург не должен умирать с каждым своим погибающим пациентом". К больному человеку надо относиться с состраданием, сочувствием и уважением, как хотел бы, чтобы относились и к тебе самому. Я стараюсь следовать этому принципу. И это — главный урок, сделавший меня профессионалом. — Наше время — период постоянных внедрений нового, порой хаотичный, рискованный, требующий динамики и быстрых решений. Что для вас значат инновации в медицине и в образовании? — Инновации в медицине позволяют сегодня спасти миллионы больных, которые ранее были неизлечимы. Инновации в образовании помогают нашим выпускникам соответствовать вызовам времени. Нужно лишь, чтобы первоосновой внедрения этих инноваций оставались личность и профессионализм. Сейчас много говорят о дистанционных технологиях. Я считаю, что обучить врача может только реальный врач, педагог, ученый. Только живое слово человека, правильно поставленная учителем рука всегда формировали и должны формировать будущего специалиста. Инновации должны быть отработаны и проверены в экспериментальной лаборатории и только потом внедрены. Инновационные авторские педагогические технологии, практики, мастерские, лаборатории — требование информационной эпохи. — Сохранение традиций в образовании — это архаизм, необходимость или нечто большее, чем просто приверженность привычным правилам? Где разумная грань между "классикой" и ее современным прочтением? Каким вы видите мудрое сочетание традиций и инноваций в СамГМУ? — В наше время к традициям относятся как к чему-то надоевшему и набившему оскомину. Но в медицинском образовании традиции важны. Подумайте сами: разве что-то изменилось в технологиях перкуссии и пальпации внутренних органов, основоположниками которых были наши предшественники с XVII века? И такие примеры — сплошь и рядом. А современное поколение студентов, кстати, стало плохо воспроизводить эти практические навыки, считая, что видеоролики в YouTube могут заменить преподавателя. Любой разумный руководитель в вузе должен гарантировать сохранение крепких традиций классического университетского медицинского образования. И старшее поколение преподавателей должно быть спокойно и уверено: все лучшее, что достигнуто и наработано нашими учителями, будет сохранено. — Нынешние студенты СамГМУ — они какие? За что вы их любите? Какую медицину они способны создать? — Если сказать одним словом, то сегодняшние студенты — другие. Я 14 лет проработал на "студенческой" хирургической кафедре (кафедре факультетской хирургии), и мне очень нравилось общение со студентами четвертого курса. Нравились их способность "жить" хирургией, жизнелюбие, непосредственность. Поэтому когда я перешел на кафедру хирургии ИПО, то, конечно же, скучал по студентам. Но преподавать врачам-хирургам тоже чрезвычайно интересно. Да и приходящие на кафедру ординаторы — это фактически вчерашние шестикурсники. Мои студенты, ординаторы и врачи-хирурги — самые профессионально мотивированные. А если у врачей есть мотивация, то будет и достойная медицина. — Решение баллотироваться на пост ректора СамГМУ было сложным? Вы — блестящий хирург и ученый, человек, состоявшийся в профессии и в науке целиком. Почему вы решили направить свои силы на развитие университета? — Решение было непростым. Я опасался ухода на второй план моей хирургической практики, сокращения времени на работу в должности главного хирурга Самарской области, председателя Самарского регионального отделения Российского общества хирургов. За то, кем я стал в жизни, я благодарен родителям и университету. Родители дали душу и совесть, университет сформировал из меня врача, педагога, ученого. Я горжусь тем, что получил образование в нашем университете и хочу, чтобы последующие поколения выпускников тоже гордились им. И все свои знания и опыт я хотел бы передать своим последователям, студентам, ординаторам, коллегам, сотрудникам. Конечно же, обычная благодарность всегда может быть выражена в честном и добросовестном труде на благо вуза и сотрудников, в меценатстве, в конце концов. Но свое предназначение я вижу не только на уровне возглавляемого сейчас Института профессионального образования. Я четко себе представляю векторы развития и роста университета в современных условиях "образования будущего" в целом. Я хотел бы реализовать стратегию нового медицинского университета, в центре которого находится человек. Бурный технократицизм, столь важный и, безусловно, нужный в наше время, отодвинул на второй план человека, для которого он, собственно говоря, и предназначался. И это особенно важно в медицинском образовании, медицинской науке и здравоохранении. Мы должны гордиться нашим университетом и его единой корпоративной идеей. Наш университет должен войти в десятку лучших университетов страны и в пятерку ведущих медицинских вузов России. У нас есть для этого все возможности.