Войти в почту

Новые музыкальные инструменты и отремонтированные здания: как реализуется проект «Искусство — детям»

В детской школе искусств имени С.Т. Рихтера завершился комплексный ремонт. Его провели в рамках реализации проекта «Искусство — детям». Учреждение после капитального ремонта осмотрел .

Новые музыкальные инструменты и отремонтированные здания: как реализуется проект «Искусство — детям»
© Mos.ru

«Большую программу реализуем — “Искусство — детям”. Мы проводим серьезную работу по обновлению материальной базы наших школ — она не везде хорошая, к сожалению. Треть школ уже обновлена — обновлен дизайн, сделан ремонт, появились новые рояли, скрипки, музыкальное оборудование, новая мебель. Самое главное, что педагогам мы стараемся повышать заработную плату. Конечно, хочется еще большего, какие-то гранты выделять, чтобы у преподавателей была заинтересованность с детьми заниматься», — сказал Мэр .

Он добавил, что в ближайшее время будет принято решение об очередном увеличении размеров грантов и финансировании музыкальных школ.

От игры на фортепиано до живописи

Детскую школу искусств основали в 1978 году на базе музыкальной школы № 43, которая работала в Москворечье-Сабурове с 1960-х. Имя пианиста ей присвоили в 1997 году. Музыкант долго поддерживал дружеские связи с педагогическим коллективом и учениками.

В детской школе искусств (ДШИ) имени С.Т. Рихтера учатся по предпрофессиональным и общеразвивающим программам дополнительного творческого образования. Здесь доступны такие направления, как «духовые и ударные инструменты», «струнные инструменты», «фортепиано», «электронные инструменты», «народные инструменты», «хоровое пение», «живопись» и «хореографическое творчество».

В школе обучаются 1428 человек, тысяча из них — на бюджетной основе. В этом учебном заведении работают 78 преподавателей, в том числе заслуженный артист и четыре заслуженных работника культуры , четыре почетных работника культуры города Москвы. Пять педагогов награждены знаками «За достижения в культуре».

За последние три года ученики школы приняли участие более чем в 200 концертных программах. Ежегодно воспитанники ДШИ имени С.Т. Рихтера становятся лауреатами международных и всероссийских, региональных и московских творческих конкурсов, фестивалей, получают гранты Мэра Москвы.

Лучшие выпускники выбирают творческую профессию и продолжают обучение в средних специальных учебных заведениях, демонстрируя высокий уровень подготовки. Детскую школу искусств имени С.Т. Рихтера окончили народный артист России , солистка Московского театра «Новая опера» , концертмейстер группы виолончелей Национального филармонического оркестра России Петр Гладыш.

Сергей Собянин пообщался с учащимися школы, а также с представителями старшего поколения. С 2018 года детская школа искусств имени С.Т. Рихтера участвует в проекте «Московское долголетие». Уроки пения посещают 17 человек, рисования — 30 человек.

Затем Мэр Москвы встретился с москвичами — победителями и призерами молодежных Дельфийских игр России. Среди них были и воспитанники детской школы искусств имени С.Т. Рихтера.

«Поздравляю вас с наградами! Молодцы, победили своих конкурентов, получили замечательные призы. Наверное, трудно было, сложно, но вы победили. Молодцы! Москва гордится вами!» — подчеркнул он.

Молодежные Дельфийские игры России проходили с 19 по 24 апреля в Ростове-на-Дону. Это соревнования молодых деятелей искусств высокого уровня мастерства в разных номинациях. Было разыграно 65 комплектов наград в 27 конкурсных и двух фестивальных номинациях. Сборная Москвы выступала в 16 конкурсных номинациях и одной фестивальной и завоевала восемь золотых, восемь серебряных, пять бронзовых медалей и 15 дипломов всероссийского состязания (итого 21 награда), уступив место в командном первенстве сборной Ростова-на-Дону (26 медалей), однако сохранив лидерские позиции по количеству золотых наград.

Сергей Собянин: «Искусство — детям» — это беспрецедентная программа по модернизации школ искусствКак стать участником конкурса на получение гранта Мэра Москвы в сфере культуры и искусства

Акустические 3-D панели и новые инструменты

Основное трехэтажное здание школы построили в 1975 году по проекту архитекторов Г. Тер-Саакова и Н. Аннисифорова. Площадь помещений, включая 40 учебных кабинетов и три концертных зала, составляет три тысячи квадратных метров.

С июня по август в школе отремонтировали фасад, смонтировали акустические потолки, заменили напольное покрытие, а также окна и двери на современные звукоизоляционные. Кроме того, в здании установили четыре новых кондиционера и светодиодные энергосберегающие светильники.

На стены учебных классов нанесли инновационную магнитную краску. Она позволяет использовать стены в качестве демонстрационных досок, крепить на них карты, фотографии, картины, учебные материалы. Специалисты также смонтировали настенные акустические 3D-панели в концертном зале.

«Приятнее стало заниматься — другие ощущения. Намного ярче все стало. В некоторых залах даже акустика звонче теперь. Инструменты все очень нравятся. Они подходят как для игры соло, так и для аккомпанемента», — поделилась впечатлениями одна из учениц школы.

Территорию возле школы благоустроили. Здесь привели в порядок парк, газоны, цветочные клумбы, площадки.

Для детской школы искусств имени С.Т. Рихтера за счет города приобрели 30 новых музыкальных инструментов. В их числе концертный рояль, 15 фортепиано, цифровое пианино, два аккордеона, баян, арфа, четыре комплекта литавр, флейта, кларнет, тромбон, валторна.

«Инструменты замечательные, удобные, мало места занимают, так что все хорошо», — отметила , преподаватель классического танца детской школы искусств имени С.Т. Рихтера.

В рамках проекта «Искусство — детям» в 2019 году запланирован капитальный ремонт второго здания детской школы искусств имени С.Т. Рихтера, которое является частью жилого дома. Общая площадь помещений, включая 15 учебных кабинетов и два концертных зала, составляет 1,2 тысячи квадратных метров.

Городской проект «Искусство — детям»

Реализацию масштабного городского проекта «Искусство — детям» начало в 2018 году. Он предполагает комплексное обновление материально-технической базы школ искусств. Здания приведут в порядок, установят в них новую мебель, технику. Уже разработан единый фирменный стиль оформления московских школ искусств.

Саунд-дизайн, граффити и перформансы: чему еще будут учить на базе школ искусств

В 2018 году отремонтировали 63 здания школ искусств.

Новые здания получили девять школ и колледжей. Это Московское хореографическое училище при Московском государственном академическом театре танца «Гжель», Московское государственное хореографическое училище имени Л.М. Лавровского, Государственное училище духового искусства, детская музыкальная школа имени В.П. Соловьева-Седого, детская школа искусств «Юность», детская музыкальная школа № 8 имени А.И. Островского, детская музыкальная школа № 35, Киевская детская музыкальная школа, детская музыкальная школа № 42. Пять из них уже переехали по новым адресам.

За время существования проекта закупили 1,6 тысячи музыкальных инструментов и 12 тысяч комплектов специальной мебели. Кроме того, благоустроили 19,1 тысячи квадратных метров территории, прилегающей к школам искусств.

До конца 2019 года планируют капитально отремонтировать 10 зданий. Еще около 50 ждет текущий ремонт.

Всего в рамках проекта «Искусство — детям» планируется провести комплексный текущий ремонт 149 зданий общей площадью 248,4 тысячи квадратных метров, находящихся в неудовлетворительном состоянии. Прилегающую к ним территорию благоустроят.

Также запланирован ремонт 21 здания в предаварийном и аварийном состоянии общей площадью 49,6 тысячи квадратных метров. Кроме того, для школ искусств, нуждающихся в дополнительных площадях, подберут 24 помещения. Кроме того, закупят более 15 тысяч музыкальных инструментов и свыше 35 тысяч единиц мебели.

«Искусство — детям» — один из ключевых проектов программы «Мой район», которая направлена на создание качественной городской среды в столице.

Крупнейшая в мире сеть творческого детского образования

Московская городская система специализированного творческого образования детей и молодежи — крупнейшая в мире. Она охватывает школьные кружки творческой направленности, дома детского творчества, специализированные школы искусств и другие городские учреждения. В них занимаются более 500 тысяч детей всех возрастов.

Более 95 тысяч детей обучаются в 154 учреждениях, подведомственных столичному Департаменту культуры. Это 142 детские школы искусств (три объединенные школы искусств, 76 музыкальных, три музыкально-хоровые, 13 художественных, одна хореографическая, 45 школ искусств и центр дополнительного образования), школа «Класс-центр», Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке, а также 10 колледжей — четыре музыкальных, два театральных, два хореографических, музыкально-театральный и театрально-художественный.

Как записаться в секции, кружки, дома творчества и где заняться спортом

Воспитанники московских школ искусств регулярно побеждают в престижных всероссийских и международных творческих конкурсах. Выпускники часто продолжают обучение в вузах и колледжах художественной направленности. Средний конкурс в учреждениях детского творческого образования — пять человек на место.

В последние годы в системе творческого образования Москвы работает система кураторства «Школа — колледж — вуз». Она подразумевает поиск одаренных учеников, преемственность образовательных программ, интегрированные учебные планы и позволяет учащимся успешно сдать экзамены в творческий колледж или вуз. За каждым колледжем закреплено по 10–16 школ искусств. Всего в программе участвуют более шести тысяч учеников.

Для учащихся московских школ искусств также создали программу стажировок и выступлений в городских музеях «Музеи — школам искусств». В нее входят практические занятия, мастер-классы, экскурсии, выставки, концертные выступления.

В рамках проекта «Диалог» ученики московских школ искусств встречаются с известными музыкантами и артистами — , Игорем Золотовицким, Антоном Батаговым, , , участниками музыкального коллектива London Community Gospel Choir и другими.

Особое внимание в городе уделяют популяризации творческого образования. С 2014 года в столице проходит Большой фестиваль школ искусств, приуроченный ко Дню защиты детей.

Кроме того, на базе школ искусств создаются студии — репетиционные базы с современным звукозаписывающим оборудованием, где ребенок может сочинить, записать и исполнить свою композицию или номер. Пилотный проект запустили в детской музыкальной школе имени Н.П. Ракова. До конца 2019 года такие студии откроют в каждом округе столицы.

В школах искусств работают около шести тысяч преподавателей, концертмейстеров, воспитателей, методистов и других педагогических работников. Из них 20 процентов — заслуженные и народные деятели СССР и России. Педагоги получают гранты Мэра Москвы в размере 140 тысяч рублей в год.

В городе запущена первая в России программа переподготовки для руководителей школ искусств. Ежегодно для них проводят более 50 курсов повышения квалификации с участием деятелей культуры и ведущих специалистов Российской академии музыки имени Гнесиных, Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, Британской высшей школы дизайна, , , Открытого университета Сколково и . Кроме того, организована программа переподготовки преподавателей изобразительного искусства «Арт-образование. Педагогика».