Гений или разгильдяй? Стоит ли ругать ребенка за двойки
Сегодня только отличные оценки и результаты ЕГЭ стали самоцелью для многих родителей. Однако так ли опасны двойки и тройки, ведь из «плохих учеников» выросло немало компьютерных гениев, миллиардеров и даже президентов. Так стоит ли ругать ребенка за плохие оценки? Как подготовиться к экзаменам и сохранить нервы? И почему плохие результаты ЕГЭ это не крест на будущей карьере? Об этом AIF.SPB.RU рассказал Роман Демьянчук, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ. «Вот вырастешь – поймешь» Ольга Сальникова, AIF.SPB.RU: - Как правильно реагировать на плохие оценки ребенка? Роман Демьянчук: - Ругать за оценки неправильно. Ведь оценка - не самоцель, а инструмент педагогического воздействия на ребенка. Кроме того, это результат не только способностей конкретного школьника, но и организации его учебного процесса, в котором активно участвуют родители. Поэтому ответственность за систематические двойки лежит и на них тоже. В этой ситуации нужно не кричать и придумывать различные наказания, а разобраться в причинах. Возможно, ребенок пропустил какой-то материал и теперь все больше путается в предмете, или у ребенка конфликт с учителем, а, может, и вовсе потерян интерес к учебе. Нужно поговорить с ребенком, классным руководителем, школьным психологом. Спокойно спросите школьника, почему, на его взгляд, так получилось и как можно исправить ситуацию. И такие доверительные беседы не должны быть единичными и всегда связанными со школьной жизнью. Нужно разговаривать с ребенком и без очевидного повода, находиться в непрерывном диалоге: обмениваться информацией о своих переживаниях, книгах, кино... Сегодня у многих родителей на это нет времени, и функция общения плавно переходит к гаджетам. А дети, и особенно подростки, часто не могут напрямую озвучить проблемы, с которыми сталкиваются. Иногда они заходят издалека, чтобы приблизиться к вопросу, который их действительно интересует. Нам же это кажется несущественным, мы отмахиваемся, выдаем механические ответы: «Тебя сейчас не это должно волновать», «Вот сдашь ЕГЭ, поступишь, а потом и поговорим» или «Вот вырастешь – поймешь», «Я был таким же и ничего, пережил, как и миллионы вокруг»... Такие штампы отталкивают ребенка и он все меньше доверяет свои проблемы взрослым, замыкается в себе, выдает односложные ответы и на простые, и на сложные вопросы. И родители получают зеркальную ситуацию. - Как поступить, если у ребенка действительно конфликт с учителем, и он считает, что ему специально занижают оценки? - Теоретически такая ситуация возможна, но я бы не спешил полностью доверять словам ребенка. Нередко дети, руководствуясь не злым умыслом, а психологической защитой, винят в своей неуспеваемости учителя. Некоторые и совершенно осознанно могут манипулировать такой позицией, чтобы избежать наказания или неприятной беседы. Нужно проанализировать, как ребенок успевает по другим предметам, действительно ли плохие оценки выставляются только одним педагогом, как у него складываются отношения с этой учебной дисциплиной... И проблему надо решать непосредственно в «поле» - самой школе. Только домашними советами порой не обойтись. Поддерживайте контакт с учителями – они сами за это всегда ратуют. Но, к сожалению, сегодня мы слишком заняты и нередко игнорируем родительские собрания, другие школьные мероприятия и попытки педагогов выйти на контакт. - Учителя жалуются, что они вынуждены заполнять столько бумажек, что им не до детей... - Заполнение документов – неотъемлемая часть жизни педагога. Это позволяет структурировать цели, задачи и содержание урока, что важно, особенно для молодых учителей. Учителю необходимо определить приоритеты, сделать урок интересным, личностно ориентированным. Но любые инструменты работают только в руках мастера, человека, которому интересно, который вдохновлен. И вдохновение не зависит напрямую от объема документации или, скажем, заработной платы. Если учитель действительно хочет учить, должен выполнять формальные требования, которые позволяют ему это делать. ЕГЭ без нервов - Если у ребенка нет способностей к определенному предмету. И учитель хороший, и репетитора наняли, но математика никак не идет... - Для того чтобы ребенок успевал по всем предметам - совершенно не нужно иметь уникальные способности. Школьные программы рассчитаны не на вундеркиндов, а на среднестатистических детей. И зачастую проблема кроется в отсутствии не способностей, а налаженного процесса учебы: последовательного усвоения знаний, которые дает школа и закрепления их во время домашней работы. Конечно, ребенку бывает трудно справляться с определенной дисциплиной, и необходимы дополнительные занятия с педагогом. Но часто, ссылаясь на отсутствие способностей, родители пускают этот вопрос на самотек. Другой вопрос, в случае, когда мы точно видим, что у ребенка большая тяга, например, к литературе, а способности в математике невелики - не стоит от него требовать пятерок, участия в математических олимпиадах и 100 баллов на ЕГЭ по этому предмету. - Скоро дети как раз будут сдавать ЕГЭ, многие очень нервничают, боятся не набрать нужное количество баллов. Иногда это приводит к страшным трагедиям. Как правильно подготовится к экзаменам? - Нужно поддержать ребенка, создать ощущение безопасности, дать понять - его любят вне зависимости от результатов ЕГЭ. Когда школьник знает, что его всегда поддержат и поймут – предэкзаменационное напряжение снижается. Сегодняшняя система подготовки к экзаменам, при условии хорошего задела и достойного отношения к учебе, вполне позволяет получить высокие баллы. На фоне душевного благополучия. Совсем избавить детей от переживаний невозможно, так как экзамен – это всегда стресс, а ЕГЭ двойной, причем для всей школы. Ведь от его результатов во многом зависит будущее ребенка. Поэтому, с одной стороны, создайте условия, чтобы он обладал системными знаниями для сдачи экзамена, с другой, объясните, что оценка – не самоцель, недобор баллов – не трагедия всей его жизни. Всегда есть перспектива и множество вариантов самореализции: можно подать документы в несколько вузов, выбрать среднее профессиональное образование... Не стоит манипулировать чувством любви ребенка к родителям и создавать впечатление, что чем больше пятерок он принесет, тем больше любви получит. Ну и в другую крайность – полную свободу и безразличие к результатам учебы школьника – бросаться тоже не надо. «Домашку сделает папа»? - Нужно ли помогать ребенку делать домашнее задание, если да, то в какой степени? Ведь многие родители и задачи решают, и поделки мастерят до утра... - Помогать - не значит делать за него. Есть предметы, которые ребенок может не сразу освоить. Здесь помощь родителей в первую очередь в психологической поддержке: быть рядом, помочь решить сложную задачу. Что греха таить, сегодня содержание многих учебных дисциплин подавляющему большинству взрослых просто недоступно. Не каждый вспомнит всю когда-то пройденную школьную программу. И не каждый эрудит в содержании всех школьных предметов. Однако это не значит, что нужно махнуть рукой. Например, если родитель не знает иностранного языка, он диалог вряд ли поддержит. Но ведь может взять учебник, диктовать на русском, а ребенок будет переводить, или задавать вопросы на русском и получать ответы на английском. Можно просто послушать, как школьник воспроизводит усвоенную информацию, обсудить ее, поискать вместе примеры из жизни, собственного опыта. - Как вы считаете, проще ли найти хорошую работу и свое место под солнцем обладателям красных дипломов и золотых медалей? Говорят, наоборот - двоечники более ушлые и хорошо устраиваются... - В поисках ответа на этот вопрос, проводилось немало исследований. И, как показали их результаты, красный диплом – не гарантия светлого будущего. Сейчас успех определяется не столько оценками, сколько способностью организовывать свою собственную жизнь, реализовывать на практике приобретенные знания, усваивать новое и гибко реагировать на изменяющиеся условия. Без этого медаль станет лишь украшением на полке. Поэтому сегодня старшеклассникам важно уметь самостоятельно учиться, определять цели и задачи в образовании и в жизни, стараться самим добывать информацию, связывать разные ее блоки воедино. Это гораздо важнее, чем просто честно отсидеть все уроки в школе.