Взрослое испытание. Как подготовиться к ЕГЭ и сдать экзамен
ЕГЭ для большинства подростков – первое взрослое испытание. В отличие от «советских» школьных экзаменов, успешно сданная государственная итоговая аттестация должна открыть путь в лучшие вузы страны талантливым ребятам из любой точки России. В чём секрет? У Анастасии Улыбиной из Рязани всё так и вышло. Настя росла в семье врачей, поэтому при выборе будущего призвания даже не сомневалась. Вуз для себя определила один из лучших в стране. Естественно, просто так в него не поступишь: к ЕГЭ надо было готовиться основательно. «В последний год учёбы я приложила максимум усилий. Постоянно решала задания прошлых лет, тематические тесты, на сайте по профилю не пропускала ничего, – вспоминает девушка. – В школе тоже была внимательной, старалась всё в себя впитывать». И результаты появились: Настя получила 100 баллов за экзамен по химии. Другие предметы, кстати, тоже сдала хорошо: биологию – на 88 баллов, русский язык – на 98. Потому и поступила в свой вуз на лечебный факультет на бюджетное место. «Учиться сложно, зато интересно, – поделилась Настя. – Многие преподаватели в университете – это авторы книг, пособий, по которым занимаются в остальных вузах России. Прямо ощущаешь их авторитет! Всё как я мечтала!» Кто стал официантом со 100 баллами? Александра М. из Ярославля училась в элитной школе с углублённым изучением иностранного языка. Попасть туда непросто, учиться – ещё труднее. К тому же девочка прилежанием не отличалась. Но благодаря отличной памяти всё ловила на лету. Больших результатов от неё никто не ждал. И всё же ЕГЭ по истории и обществознанию Александра сдала на 100 баллов. Документы она отправила сразу в несколько вузов, и – о чудо! – четыре были готовы её принять. Александра выбрала юрфак одного из московских университетов. Но учиться там не смогла. Настолько скучными ей показались лекции! Начала прогуливать. Однажды до сессии её просто не допустили. Пришлось вернуться из столицы в Ярославль. Саша долго слушала упрёки мамы. Устроилась официанткой. На следующий год повторила попытку поступить в вуз, теперь в родном городе – настояла мама. И снова девочка поступила, теперь на исторический факультет. Опять учёба не задалась – тоскливо, нудно и неинтересно. Ушла через два месяца. Снова пошла работать в кафе, летом подала документы третий по счёту вуз. Поступила! На этот раз продержалась в студентах три недели... Мама была настолько расстроена, что даже повела дочь на приём к психотерапевту. Александра так и осталась без высшего образования и до сих пор работает официанткой. Дмитрий Рыбин из Владимира тоже отличался интеллектуальными задатками, в 10 классе рассчитывал окончить школу с серебряной медалью и поступить в МГУ. Все планы пустила под откос роковая красотка из параллельного класса. Парень стал прогуливать уроки, игнорировал подготовительные курсы и обзавёлся букетом вредных привычек. На ЕГЭ его ожидало полное фиаско, аттестата он не получил, зато осенью пришла повестка из военкомата... После армии Дима уже не хотел вгрызаться в гранит науки – мол, поздно. Менял места работы одно за другим... Сейчас – прокладчик кабелей. Недавно всё же взялся за саморазвитие – читает книги, планирует записаться на курсы английского. Но теперь выправить траекторию судьбы сложнее. А в 17 лет неразделённая любовь казалась неизмеримо важнее аттестата... Важно: в правилах ЕГЭ 2019 года существенных изменений нет. Теперь можно сдавать китайский язык как пятый иностранный по выбору. А вот выбирать сразу и базовый, и профильный уровень ЕГЭ по математике больше нельзя – раньше так поступали ребята, не уверенные, что преодолеют минимальный порог на профильном экзамене. Сдача базового давала им возможность получить аттестат о среднем образовании. Где не бывает поблажек? Руководитель Владимирской региональной экспертной комиссии по проверке ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию, кандидат философских наук Ольга Морозова: «Заметила, что одна из основных проблем школьников при сдаче экзамена – неспособность понять, что именно спрашивают в задании. Это напрямую связано с функциональной грамотностью человека. Очень важно тренироваться в прочтении (интерпретации) формулировок заданий и инструкций к их выполнению. Как ни странно, часть учеников из года в год не читают инструкции, не следуют чёткому переносу ответов в бланк и обеспечивают себе отрицательные оценки. Машина, которая считывает результаты, не делает поблажек... » Психолог Владимир Рощупкин (г. Владимир): «Чаще всего острые эмоциональные переживания старшеклассников перед экзаменами связаны с неверием в собственные интеллектуальные силы и личностные ресурсы. Это напрямую подтверждает и недостаточную подготовленность по предмету, и, самое главное, – неустойчивую или заниженную самооценку. Когда у самооценки нет прочной основы, неоправданно завышенные притязания на успешность сталкиваются с низким уровнем знаний и неуверенностью в себе. А это, в свою очередь, приводит к болезненным эмоциональным переживаниям или, что ещё хуже, к серьёзным невротичным состояниям. Любая ситуация испытания – итоговая контрольная, экзамены, сдача спортивных нормативов, тестирование – для таких людей становится крайне непереносимой». Кто покажет пример? Марина Локоткова, психолог (Нижний Новгород): Любовь к знаниям прививают не в последних классах школы – гораздо раньше. «Давление на детей при сдаче выпускных экзаменов была всегда, хотя раньше не было столь концентрированным. Проблема современных выпускников – повышенная тревожность. Часто причиной становятся родители: они день и ночь третируют ребёнка наставлениями, заставляют усиленно учиться и в красках рисуют, как рухнет мир, если чадо не поступит в вуз. Как правило, такие тревожные родители вымещают на ребёнке свои нереализованные амбиции. Люди благополучные знают: вокруг множество возможностей. Не поступил ребёнок в этот вуз – есть другой, не получилось в этом году стать студентом – всё сложится удачно в следующем. Сегодня вообще можно «входить» в некоторые профессии не через высшее образование. Тревожные дети, даже сдав ЕГЭ, часто «ломаются» на первой сессии в вузе. Все силы были брошены на выпускной экзамен, теперь решили: пора расслабиться. Но они уже вступили во взрослую систему отношений. Никто не будет делать им поблажек и строго конт-ролировать учёбу. Конечно, тревогу родителей отчасти понять можно, но любовь к знаниям не прививается ребёнку в подростковом возрасте через агрессию. Любовь эта зарождается, когда родители играют с малышом в развивающие игры, на отдыхе ездят с детьми на экскурсии. Ребёнок способен «впитывать» и повышенную тревогу родителей, и их стремление быть разносторонне развитыми людьми». Языком цифр Кто без аттестата? Не получили аттестат об окончании 11 классов: Нижегородская область –72 человека (0,59% выпускников 2018 года), Рязанская область – 7 выпускников (0,4% выпускников 2018 года, это на 0,1% ниже показателя 2017 года). В Ярославской области результаты экзаменов были аннулированы у 7 человек. Сколько раз по 100? 137 нижегородских школьников сдали ЕГЭ на 100 баллов (в 2017-м таких выпускников было 110 человек). В Ярославской области 49 учеников написали на 100 баллов экзамен по русскому, 3 – профильную математику, 3 – химию и по 1 человеку – биологию, физику и литературу. 7 школьников набрали 100 баллов сразу по двум предметам. 42 владимирских школьника сдали ЕГЭ на 100 баллов (в 2017-м таких выпускников было всего 37). В Рязанской области 100 баллов по русскому языку, математике (профильный уровень), истории, химии, биологии и обществознанию получили 30 участников экзамена. Двое получили 100 баллов сразу по двум предметам. Что выбирали? Самым популярным предметом в Нижегородской, Ярославской, Владимирской, Рязанской областях стало обществознание, на втором месте – физика. Данные региональных властей и региональных информационно-аналитических центров оценки качества образования (РИАЦОКО).