Войти в почту

В Заполярье возродят институт наставничества

Согласно данным исследования Высшей школы экономики (ВШЭ), мурманские высшие учебные заведения не входят в перечень самых востребованных: из почти 3,2 тысячи выпускников 11-х классов на очную форму обучения поступают всего 797 человек. Кроме того, молодым специалистам достаточно сложно трудоустроиться, поэтому выпускники вузов в поисках работы предпочитают выезжать за пределы региона. Показатель так называемой послевузовской миграции достигает 33 процентов. Чаще всего выпускники вузов в поисках работы отправляются в Санкт-Петербург. 14 процентов выпускников из Мурманской области трудоустроены в Санкт-Петербурге. В других регионах Северо-Запада, впрочем, эта доля еще выше: в Новогородской и Псковской областях она составляет 20 процентов, в Карелии - около 17 процентов. - Лишь треть молодежи Мурманской области не планирует уезжать, из них 11 процентов опрошенных готовы мигрировать только в пределах Мурманской области, - отмечает Екатерина Шарова, старший научный сотрудник лаборатории социологических исследований одного из мурманских вузов. - Относительное большинство молодых людей - более 45 процентов - планируют уехать за пределы региона. Планы уехать из области зависят от возраста молодежи. Чем старше молодые люди, тем больший процент из них хочет остаться в области. Если в 14-19 лет только 13,7 процента опрошенных отмечают, что не планируют уезжать из области, то в группах старше 20 лет вдвое чаще встречается молодежь с установкой на закрепление в регионе - таких набирается почти 25 процентов, что связано с уже начавшейся профессиональной социализацией в регионе. Именно этой молодежи призван помочь институт наставничества. Социологи и представители крупного бизнеса сходятся во мнении, что остаться в регионе чаще всего стремятся молодые люди, которые еще на первых курсах обучения нашли возможность проходить оплачиваемую производственную практику по своей специальности и которых доброжелательно приняли в трудовых коллективах местных предприятий. Охотнее всего предприятия принимают ту молодежь, которая училась в местных училищах, колледжах и вузах При этом налицо ярко выраженная тенденция: охотнее всего промышленные предприятия Заполярья принимают ту молодежь, которая училась в местных училищах, колледжах и вузах.Например, выпускники местных колледжей моногородов, у которых сохранились неплохие связи с градообразующими предприятиями, приходят на производство хорошо подготовленными, знают и умеют зачастую больше, чем молодые специалисты с высшим образованием, которым крайне необходимы наставники. Еще одна проблема заключается в том, что нередко мастера производственного обучения теряют связь с производственным содержанием своей профессии. Они должны проходить стажировку один раз в три года, но для образовательного учреждения это очень дорого. Поэтому не только по три года, а иногда и по десять лет мастера не бывают на реальном производстве, отмечает Евгений Сичинский, ректор Челябинского института развития профессионального образования. По его словам, в этой ситуации именно наставник должен возместить то, что студенту недодали в профессиональной образовательной организации. Наконец, обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) в России сегодня ориентированы на внедрение системы обучения, которая отводит на практику на конкретном рабочем месте до 80 процентов учебного времени. Это означает, что количество наставников должно увеличиться в разы. - Системность работы должна прослеживаться не только на предприятиях, где проходят практику студенты, но и на уровне региона, - подчеркивает эксперт. - В ее организации должны участвовать региональные власти. Необходимо выработать общие рекомендации, как должна быть выстроена система наставничества, требования к наставникам. Статус наставника должен быть закреплен в рекомендующих документах. Одна из главных проблем в том, что наставническая работа в Мурманской области еще в 90-е годы потеряла системную основу, распавшись на ряд "очагов" на крупных предприятиях. Тем не менее положительные примеры остаются. Так, крупное предприятие региона, производящее апатитовый концентрат, разработало программу "Молодые талантливые специалисты". Ее участники проходят собеседование, затем их закрепляют за наставниками, после чего в течение двух лет они проходят тренинги, изучают производство на других промышленных площадках, а в конце программы защищают итоговую работу. Наиболее перспективные их идеи внедряются на производстве. На другом предприятии, которое занимается эксплуатацией атомных ледоколов, наставничество поощряется материально и морально. - У нас есть специалисты, которые подготовили уже по 10-12 человек, - отмечает Мустафа Кашка, генеральный директор "Атомфлота". - Внутри корпорации, куда входит наше предприятие, сегодня создается единая система подготовки специалистов, которая включает в себя и наставничество. Прямая речь Андрей Ильин, вице-президент Торгово-промышленной палаты Мурманской области: - То, что раньше мы называли наставничеством, сегодня пытаются заменить системами компьютерной "симуляции". Конечно, использование таких систем во многом оправданно, но практики в условиях реального производства это не заменит. То, что выпускники вузов нередко знают и умеют меньше, чем выпускники колледжей и училищ, - ситуация очень характерная. Большинство наших вертикально интегрированных холдингов в этой ситуации были вынуждены перейти на местное образование. Во-первых, наиболее опытный преподавательский состав работает именно на местах. Во-вторых, в местных учреждениях профессионального образования есть база, которая позволяет отрабатывать те навыки, которые потребуются молодым специалистам на практике. Например, в Апатитах, где работает одно из крупнейших горнопромышленных предприятий региона, создан подземный обучающий центр. Такого нет ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге. Ольга Суна, председатель Мурманской областной организации профсоюза работников здравоохранения: - Без помощи наставника невозможно вырастить квалифицированного врача. Наставничество в медицине всегда было необходимой частью не только профессиональной подготовки, но и профессиональной адаптации в тех напряженных условиях труда, с которыми сегодня сталкиваются специалисты в сфере здравоохранения. Многие врачи работают на полторы-две, а то и на три ставки. Но даже в этих условиях им приходится находить время, чтобы учить молодых.

В Заполярье возродят институт наставничества
© Российская Газета