Эксперты: Система образования в РФ должна эволюционировать для обеспечения требований рынка труда
Модераторами дискуссии выступили советник председателя правления Фонда "Сколково" Максим Прокш и заведующая кафедрой семейного права МГЮА Екатерина Тягай. В сессии также приняли участие вице-президент по науке и инновациям Федерации интеллектуальной собственности, советник по правовым вопросам ответственного редактора Большой российской энциклопедии Екатерина Чуковская, директор Федерального института промышленной собственности (ФИПС) Олег Неретин, советник председателя правления Фонда "Сколково" по вопросам интеллектуальной собственности и председатель правления Ассоциации IPChain Максим Прокш, заведующая кафедрой семейного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина Екатерина Тягай и декан факультета Управления интеллектуальной собственностью РГАИС Екатерина Еременко. В рамках дискуссии Максим Прокш поднял актуальные для сферы образования вопросы в контексте интеллектуальной собственности. "Будет ли университет существовать через 5 лет в условиях диджитализации и трансформации обучения? Можно ли "прокачать" специалиста, быстро адаптировать его к новым форматам? Сколько нужно человеку времени, чтобы он освоил тему интеллектуальной собственности, чтобы он мог это использовать у себя в профессии? Для ответа на эти вызовы времени необходимы новые опции в образовании, в том числе модульные, индвидуально-ориентированные программы, которые мы разрабатываем в Сколково совместно с Ассоциацией IPChain и РГАИС". Ректор РГАИС Иван Близнец продолжил тему, отметив, что спрос на квалифицированных специалистов в сфере интеллектуальной собственности растет, и для обеспечения потребности меняющегося рынка труда российская система образования также должна эволюционировать. "Программа "Интеллектуальная собственность в цифровой экономике" - это ответ на вызовы нового технологического уклада. Программа позволяет посмотреть на институт интеллектуальной собственности с разных сторон: на то, как это работает для авторов - будь то музыкант или архитектор, учёный или инженер, на то, как интеллектуальная собственность влияет на развитие экономики и помогает развиваться обществу, человеческому капиталу, а также на то, как все эти права воплощаются в цифровой реальности", - отметил эксперт. В ходе дискуссии спикеры также обсудили растущую необходимость более тщательного изучения интеллектуальной собственности и подготовки грамотных специалистов. Преподаватель СПБГУ Константин Эйдемиллер поделился концепцией преподавателя будущего. "Главный невозобновляемый ресурс - это не нефть и не газ. Это время. Современное поколение это очень четко понимает. Это реальность и данность. Преподаватели в их классическом виде уходят. Сейчас преподаватель - как шампунь 3 в 1. Это и лектор от бога, и человек, имеющий высокие академические показатели, и менеджер, потому что студенты тебя воспринимают совсем по-другому, если ты практик. Им важно набраться от тебя того, что они могут применить в жизни. Возможно, это и есть та формула преподавателя, которая будет воспринята в будущем", - объяснил Эйдемиллер. Участник сессии, генеральный директор Asia Law Exchange Заид Хамза поделился опытом Сингапура, экономика которого, по его словам, практически полностью основана на человеческом капитале, а интеллектуальная собственность, как и специалисты по работе с ней, имеют ключевое значение. "Сейчас государство ставит перед нами задачу - давать студентам примеры из реальной жизни и индустрии как можно скорее. Студент в университете учится жизни, потому что государство больше не смотрит на грамоты и дипломы. Оно смотрит на практические навыки и умение адаптироваться. Система образования эволюционирует, мы постоянно учимся. Примечательно, что факт отсутствия образования сейчас никого не смущает в Сингапуре до тех пор, пока у тебя есть релевантный набор навыков", - прокомментировал Хамза. Екатерина Тягай поделилась своими мыслями по поводу образования, а также подвела итоги сессии. "Дело в том, что любое образование направлено на человека и должно отвечать тем требованиям и тем задачам, которые этот человек для себя формулирует. Человек получает образование не только для того, чтобы потом практиковать в конкретной сфере или быть специалистом в конкретной области. Уровень получения образования направлен на конкретное профессиональное применение в сфере. Это может быть как аспирантура, так и бакалавриат. Мне кажется, что нам очень важно, организуя образовательные процессы, понимать, на кого мы это рассчитываем и куда человек потом пойдет, где потом будет свои знания применять", - подвела итоги Екатерина Тягай. В конце сессии состоялась торжественная церемония вручения дипломов победителям XI Международной олимпиады по интеллектуальной собственности для старшеклассников, получившим в качестве награды возможность бесплатно обучаться в РГАИС.