Одна смена: утопия или реальность? Сколько школ нужно построить в Иркутске?

В семье Бяковых из Иркутска двое мальчишек-школьников: старший Никита учится в первую смену, младший Матвей – во вторую. Оба ходят в спортивную секцию и в бассейн. Для родителей это настоящее испытание. Папе, по сути, весь день приходится развозить и встречать детей, постоянно отрываясь от работы. Если до школы ребята ещё могут сами добраться, хотя живут достаточно далеко, то в бассейн в другой район города одних не отправишь. «Мы с ностальгией вспоминаем начальную школу, когда оба сына учились в первую смену: хлопот было в разы меньше. Перед работой завёз в школу, в обед – забрал. Да, они также посещали секции, но оба в одно время, а сейчас Матвею утром на борьбу, Никите – вечером. Вот и разорвись, как хочешь. При этом ещё надо проконтролировать, сделал ли ребёнок домашнее задание до обеда, потому что, придя домой затемно, у него просто нет сил что-то писать или читать, – говорит мама Диана Бякова. – Когда уже все школы переведут на обучение в одну смену? Ведь президент давно дал такое поручение». К сожалению, семья Бяковых уже вряд ли прочувствует все прелести обучения детей в первую смену, поскольку поручение главы страны должно быть выполнено только к 2025 году. К этому времени старший сын уже окончит школу, а младший дорастёт до самостоятельного подростка. В передовиках – три района Как рассказала министр образования Иркутской области Валентина Перегудова, такая перспектива вполне реальна, но не для всех. «Сейчас во второй смене обучается 59 344 школьника. Абсолютно все первые, пятые, девятые и одиннадцатые классы в регионе занимаются теперь с утра. От двухсменного режима полностью ушли 69 школ. Это все общеобразовательные учреждения Мамско-Чуйского, Катангского, Усть-Илимского района и города Усть-Илимска. На 95% – город Саянск, Зиминский, Аларский, Ольхонский, Заларинский, Черемховский, Осинский, Казачинско-Ленский и Тулунский районы. Самая сложная ситуация – в Иркутске, Иркутском районе и Тулуне – здесь по-прежнему треть ребят вынуждены ходить на уроки с обеда», – сообщила министр. Решают проблему за счёт строительства новых школ и переоборудования уже имеющихся помещений (кстати, этот источник дополнительных мест уже исчерпан). Однако «воз» почти не двигается, потому что каждый год в регионе растёт рождаемость плюс тысячи семей переезжают на постоянное место жительства в областной центр и его пригород. Вновь возведённые школы не успевают покрывать даже текущую потребность, не говоря о перспективах на будущее. Столица области не резиновая Например, та же ультрасовременная «космическая» школа в посёлке Молодёжном уже переполнена – вместо положенных 1200 человек туда приняли 1600. «Сейчас в Иркутске 73 общеобразовательные школы, в которых учится 79,6 тысячи детей, 33 тысячи из них – во вторую смену. По прогнозу, к 2025 году количество обучающихся увеличится до 95 тысяч. Таким образом, за 5-6 лет нам нужно создать порядка 50 тысяч новых мест, построив 50 больших школ, – приводит пугающие цифры председатель комитета по социальной политике и культуре администрации Иркутска Виталий Барышников. – Для такого количества школ у нас нет ни земли, ни средств. Город готов вкладываться в разработку проектно-сметной документации и прохождение экспертизы, но само строительство должно финансироваться из регионального и федерального бюджетов». В Иркутском районе хоть и меньшая потребность (к 2025 году здесь нужно возвести 17 школ в 14 деревнях и посёлках и создать как минимум 7,5 тысяч дополнительных мест), но проблем тоже хватает. «Мы не в силах влиять на миграционные процессы и не можем ограничить приток новых жителей, – говорит первый заместитель мэра Иркутского района Игорь Жук. – Численность населения за последние 5 лет у нас увеличилась почти на треть (на 29 тысяч человек) и достигла 123 тысяч. А это в основном молодые семьи с детьми. Район активно строится, до 2024 года планируется ввести более 3 млн квадратных метров жилья. С учётом этого, в муниципалитете будет проживать уже 175 тысяч человек». По словам Игоря Владимировича, главная сложность – изыскивать деньги на проектную документацию, в том числе на очень затратные проекты инженерной инфраструктуры. Ведь в деревнях почти нигде нет централизованных коммунальных сетей, там нужно строить стационарные теплоисточники, бурить скважины, а затем ещё в течение трёх лет апробировать их. Цепочка проблем «При переходе на односменный режим обучения в сельской местности нельзя оставить без внимания и вопрос подвоза учащихся, – добавляет заместитель мэра. – Скорее всего, потребуется увеличение автопарка и, как следствие, новые гаражи для него. Дело в том, что, по современным требованиям, школьные автобусы в нерабочее время должны находиться в тёплых гаражных боксах. Помимо материальных ресурсов потребуются дополнительные педагогические кадры. По предварительным подсчётам, у нас откроется 512 вакансий. А если учесть, что педагоги потеряют в зарплате (при переходе на работу в одну смену у них автоматически сократится количество часов), то молодые кадры вообще не загонишь в сельскую школу». Виталий Барышников отмечает ещё одну проблему, которую создаст нововведение. Это организация дополнительного образования для школьников – секций и кружков по интересам. По задумке, в первую половину дня дети должны будут учиться по основной программе, а во вторую – заниматься спортом, музыкой, танцами. Сейчас все учреждения допобразования подстраиваются под школы и работают в две смены, а значит, могут оказывать услуги в два раза большему количеству детей. Но нужно понимать, что с переходом на одну смену они не вместят всех желающих. Необходимо будет открывать дополнительные организации либо «переселять» их на площадки общеобразовательных школ. Таким образом, пока у всех ответственных за исполнение непростого президентского указа возникают большие сомнения, удастся ли им за 5-6 лет совершить фактически чудо и перевести все школы области на односменный режим обучения.