Европеизация смолоду: как образовательные программы ЕС влияют на молодежь Беларуси
Ставка на сотрудничество в сфере образования, которое активно развивается между Евросоюзом и Беларусью благодаря программам ЕС, понятна. Гуманитарные программы, прежде всего, проекты в области образования, считаются наиболее очевидными средствами для повышения взаимной информированности сотрудничающих сторон, а также формирования устойчивых контактов в молодежной среде. Ведь именно молодые люди с течением времени займут ведущие позиции в государственной системе управления. Однако при этом образовательная среда, сложившаяся в Беларуси, далеко не всегда воспринимается чиновниками Брюсселя благосклонно. Мнения о стратегии развития образовательной среды у ЕС и Беларуси отличаются: традиционно то, что в Беларуси считают сильными чертами образованиями, чиновниками ЕС воспринимается, как недостаток. Так, в Евросоюзе полагают, что белорусское образование во многом носит государствоцентричный характер, государство по-прежнему стремится контролировать образование. Кроме того, в белорусском обществе, как и в российском, присутствует ностальгия по советским подходам в области образования, а в Европе советская система воспринимается как несоответствующая современным требованиям. Поэтому Брюссель критикует Минск за недостаточное реформирование образовательной системы. Критике подвергается отсутствие полной интеграции в Болонскую систему, что не позволяет использовать ее принципы в построении системы образования. Также поднимается вопрос, что Беларусь некоторое время находилась в относительной политической изоляции, что препятствовало ее интеграции в международную образовательную среду. Поэтому чиновники ЕС критикуют Беларусь за стремление сохранить свои традиции, вместо того, чтобы следовать международным трендам (!). При этом именно Евросоюз и сотрудничество в образовательной сфере с чиновниками Брюсселя преподносится как важнейший инструмент интеграции Минска в международное сообщество. Также критике подвергается сохранение в Беларуси большого числа мест в учебных заведениях, связанных с техническими профессиями, так как выпускники не могут потом найти себе рабочее место. Кстати, внимание техническим специальностям чиновники от образования ЕС также https://www.etf.europa.eu/sites/default/files/m/C12578310056925BC12576CC00613070_NOTE82RD44.pdf">называют пережитком советской системы. Сотрудничество в области образования Евросоюза и Беларуси осуществляется в формате Европейского инструмента соседства. В его рамках образовательные программы занимают важное место. На все проекты, связанные с финансовой поддержкой разных мероприятий Многолетней программы ЕС в Беларуси с 2014 г. до 2017 гг., Европа выделила более €91 млн. Одним из трех приоритетных направлений в этой программе была проблема социальной интеграции, которая включала образовательные аспекты. Взаимодействие Беларуси и ЕС в образовательной сфере осуществлялось через программы Европейского инструмента за демократию и права человека, негосударственных структур и местных органов власти. В течение только 2017 г. гражданскому обществу и местным органам власти было выделено около €7,5 млн. Брюссель также будет продолжать взаимодействовать с оппозицией и общественностью в целом. В 2018 г. вместо Многолетней программы была разработана Единая система поддержки, которая предполагает реализовать ряд мероприятий до 2020 г. В ней акцент сделан уже на системе управления, энергоэффективности, окружающей среде, а вопросы социального порядка, мобильности и социального включения получили меньшее внимание. Вместе с тем упор в социальных вопросах связан с повышением мобильности и контактов между Европейским союзом и гражданами Беларуси. Так, Беларусь участвует в ведущей программе Европейского союза по мобильности http://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/node_en">Erasmus +. В предыдущий период (2014-2017 гг.) 1000 студентов и преподавателей из Беларуси участвовали в этой программе, а 420 студентов из Европы учились или преподавали в Беларуси. Если считать еще и молодежные белорусские организации, то число участников программы вырастает до более 2 тыс. человек. В текущий период ожидается не меньшее число участников. Кроме того, Брюссель поддерживает выделение стипендий, проекты по модернизации учебных программ, введение новых программ, интернационализацию образования в Беларуси. В стране также действуют шесть кафедр имени Жана Монне, которые распространяют знания о Евросоюзе и информацию в области исследований ЕС. Мобильность граждан Беларуси со странами ЕС помимо программы Эразмус поддерживается и благодаря проекту МОСТ, предлагающему краткосрочную мобильность и культурный обмен для профессионалов. Например, около 300 белорусов, заинтересованных в создании собственного бизнеса или в содействии развитию малого и среднего бизнеса, приняли участие в мероприятиях в Европе в области предпринимательства и инноваций. Программа началась в 2014 г. и рассчитана до 2020 г., на ее реализацию выделено более €9 млн. Молодежь Беларуси также принимает участие в проекте EU4Youth. Он связан с поддержкой со стороны Брюсселя деятельности молодежных организаций. Кроме того, в прошлом году для молодых белорусов действовала стартовавшая в 2011 г. программа «Открытая Европа», благодаря которой молодежь училась в университетах ЕС. На ее реализацию было выделено €12 млн. А до 2020 г. в стране действует https://euprojects.by/ru/news/european-union-visitors-programme-calling-young-leaders/">Программа визитов в ЕС, направленная на знакомство профессионалов с работой институтов ЕС. Финансовую поддержку в области социальной сферы и, прежде всего, образования, Беларусь получает и благодаря программам Восточного партнерства и программе «Горизонт 2020». В рамках «Горизонта 2020» Беларуси было выделено более €12 млн на различные проекты на период 2002–2017 гг. В результате белорусские ученые приняли участие в https://eeas.europa.eu/delegations/belarus_en/947/EU%20Projects%20with%20Belarus">113 проектах, направленных, среди прочего, на укрепление научно-технического сотрудничества между государствами-членами ЕС (и ассоциированными странами) и Восточной и Центральной Азии. В текущий период в сфере образования при финансовой поддержке ЕС действует восемь программ: • «ЕС для молодежи. Развитие сельскохозяйственного сектора». Данная программа началась в 2018 г. и продлится до 2022 г. Ее финансовый объем – более €1,5 млн, при этом она разработана не только для Беларуси, но и для Молдовы и Украины и связана с созданием механизмов предотвращения массового выезда молодежи из сельскохозяйственных районов в города; • «ЕС для молодежи. От трудоустройства к политике устойчивости в Армении, Беларуси и Украине». Программа началась в 2018 г. и закончится в 2021 г., стоит более €1,6 млн, направлена на помощь в области трудоустройства в странах Восточного партнерства; • «ЕС для молодежи. Развитие потенциала для трудоустройства». Программа началась в 2018 г., закончится в 2020 г., предусматривает выделение более €250 тыс. и нацелена на выстраивание алгоритма взаимодействия разных структур в повышении шансов на трудоустройство молодежи в Беларуси. • «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси». Проект направлен на адаптацию системы профессиональной подготовки специалистов в Беларуси под потребности современного рынка труда. Он начался в 2017 г., продлится до 2021 г. и предусматривает выделение Беларуси более €5 млн; • «Создание сетевой инфраструктуры для поддержки инновационного предпринимательства молодежи». Программа началась в 2016 г. и закончится в 2019 г., ее стоимость – почти €600 тыс. Программа направлена на более качественную подготовку национальных кадров через специальные производственные лаборатории, созданные на базе ведущих вузов; •Программа «Учиться, чтобы действовать» стоит более €800 тыс., началась в 2016 г. и закончится в 2019 г., пропагандирует идею дополнительного образования, повышения квалификации; • «Гармонизация стратегии интернационализации высшего образования в ЕС и странах-партнерах». Программа началась в 2015 г. и закончится в текущем году, стоит почти €1 млн, направлена на сближение белорусской образовательной системы со стандартами ЕС, связана с внедрением норм Болонского процесса; •Программа «Культура и креативность», рассчитанная на период с 2015 по 2018 гг. (более €4 млн), нацелена на развитие творческого потенциала молодежи. Таким образом, Брюссель действительно финансирует довольно крупные проекты в области образования в Беларуси. Несмотря на то, что в текущий период программы социального характера получили меньшее финансирование и внимание со стороны Европы, ставка на формирование положительного отклика на инициативы ЕС в молодежной среде Беларуси сохраняет свое значение. С точки зрения распространение влияния Брюсселя, это распространение технических подходов, норм, стандартов, а также поощрение молодежи знать больше о значении Евросоюза в современной мировой политике. Судя по тому, что число участников программ ЕС от Беларуси растет, существует запрос на подобные программы в самой молодежной среде страны. Однако в этом сотрудничестве стоит помнить, что оно не носит равноправный характер с точки зрения заявлений и отчетов чиновников ЕС. Наталья Еремина, доктор политических наук, доцент СПбГУ, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований