Войти в почту

Павел Кузьмин: Золото нашего века – это данные

В феврале этого года мэр Москвы Сергей Собянин в ходе выступления на международной конференции «Большие данные: новые возможности мониторинга в образовании» коснулся вопроса создания цифрового портфолио как нового способа учета достижений школьника в эпоху цифровизации и даже высказал предположение, что в будущем цифровое портфолио заменит Единый государственный экзамен. Цифровое портфолио не только сможет автоматизировать предоставление разнообразных результатов учебным заведениям, но и заменить резюме при устройстве на работу. Эта тема интересует и школьников, и их родителей, и учителей, и представителей вузовского сообщества. Чем будет полезно цифровое портфолио для всех участников образовательного процесса, как и кем оно формируется, обеспечит ли преемственность среднего и высшего образования – на эти и другие вопросы отвечает директор Московского центра качества образования Департамента образования и науки г. Москвы Павел Кузьмин, который побывал на клубе учителей «Вечерней Москвы». - Павел Владимирович, почему именно сейчас заговорили о необходимости создания цифрового портфолио? - Золото XXI века – это данные. Уже сегодня у нас появилось большое количество цифровых данных, с которыми мы можем работать, в том числе и в образовательном процессе. Если посмотреть на топ-10 перспективных профессий будущего, которые составляют ведущие мировые аналитические компании, то мы там найдем и разработчика робоэтики, и куратора персональных данных, и специалиста по восстановлению экосистем, и даже космического гида. Чем будут заниматься данные специалисты, мы можем еще не до конца понимать, но уже сейчас система образования должна реагировать на те изменения, которые происходят или произойдут в ближайшем будущем. То есть готовить наших выпускников к жизни в цифровом мире и к готовности осваивать эти и многие другие, пока еще не очень нам понятные, профессии. Поэтому должны меняться и наши образовательные инструменты, и механизмы, в том числе то, как мы работаем с разнообразными результатами детей. Те компетенции, которые мы должны развивать в наших школьниках, должны соответствовать тем профессиям, которые будут востребованы в будущем. В систематизации и целенаправленности этого нам призвано помочь портфолио. Не получается, что мы таким образом лишаем ребенка свободы выбора? Например, ребенок показывает прекрасные результаты по математике, все тесты и диагностики говорят, что ему нужно идти учиться на экономиста, а он в глубине души мечтает писать сценарии. Но мы ему упорно подсовываем математические задачки. Никто у ребенка, у семьи не отнимает права выбирать образовательную траекторию, чем заниматься в жизни, в какие кружки, музеи и театры ходить, каким спортом заниматься. Главное для человека – это право выбора. Портфолио, скорее, призвано помочь в более осознанном выборе. Например, на основе анализа имеющихся данных и результата за предыдущий период школьнику могут рекомендовать сходить на какие-то экскурсии, посетить какие-то занятия, прочитать книги. Это помощь, а не контроль, помощь в осознанном выборе. - А кто будет вносить данные школьника в цифровое портфолио? - Мы говорим о цифровой среде, а это значит, что в идеале не потребуется ввод данных вручную - ни учителем, ни родителем, ни самим школьником. Данные должны автоматизированно подгружаться в личный кабинет. Это очень важно. В результате, например, мы разгрузим учителя, у него появится больше времени для творческого подхода к урокам. Но за семьей должно оставаться право при желании довнести достижения ребёнка. - Цифровое портфолио будет аккумулировать большой объем персональных данных. Как они будут защищены? - В первую очередь стоит разделять понятия «персональные данные» и «данные ограниченного доступа». Под данными ограниченного доступа имеются в виду результаты оценочных процедур. И прямой корреляции между увеличением объема результатов и объема персональных данных нет: если у Иванова Ивана, который учится в 11-ом классе школы, прибавятся в цифровом портфолио результаты его победы в олимпиаде, то, по факту, количество его персональных данных в портфолио не увеличивается. Есть разные виды защиты персональных данных, сейчас популярна технология блокчейн. Например, в Московском центре качества образования все результаты детей дублируются на сеть защищенных серверов, ответственность за доступ к которым несут разные специалисты. Если говорить простым языком, то даже если я захочу исправить результаты Ване Иванову на одном из серверов, то на остальных семи, к которым у меня нет доступа, эти данные не поменяются. И всем придет оповещение, что такой-то человек заходил на сервер в такое-то время и проводил такие-то операции. Защита и достоверность данных – это многоступенчатая проверка и контроль, их невозможно изменить. Все мы живем в цифровом мире, где каждое наше действие фиксируется. Со временем подобные технологии будут совершенствоваться. У каждого, кому сейчас за сорок, есть дома большая папка, в которой собраны все грамоты, сертификаты, дипломы. И мы сами решаем, кому ее показывать, а кому нет – работодателю, друзьям или никому. Цифровое портфолио будет открыто всем? Открывать портфолио, например, вузу или нет должно быть решением семьи или самого школьника. Более того, он сам должен решать, какие именно результаты открываются внешнему сообществу. Вопросов еще очень и очень много. Например, кто гарантирует, что то, что попадет в цифровое портфолио – это работа ребенка, а не папы или мамы, или куратора кружка? Это вопрос о доверенной среде, из которой мы будем получать данные результаты. В портфолио нельзя учитывать платные конкурсы, где за «100 рублей» все участники становятся победителями. Есть объективные городские конкурсы проектно-исследовательских работ, различные серьезные олимпиады, результаты которых могут попасть в портфолио. Уверен, что по этой теме нужна отдельная дискуссия.

Павел Кузьмин: Золото нашего века – это данные
© Вечерняя Москва