Войти в почту

Искусство сильных

Вырастить из любителей танцевать профессиональный хореографический коллектив — дело, требующее упорства, стойкости и любви. У Людмилы Владимировны Прудниковой это получилось. Училище, созданное ею, получило широкую известность не только в России, но и за рубежом. Выпускники танцуют на самых престижных сценах. Лучшие студенты являются лауреатами и дипломантами многих международных конкурсов артистов балета. Беседуя с этой обаятельно красивой, хрупкой, умной женщиной, хочется понять, откуда в ней столько силы духа, энтузиазма и стремления вперед. Людмила Владимировна, вы основали Красногорское хореографическое училище, расскажите, пожалуйста, как вам это удалось? На базе обычного хореографического кружка, студии «Вдохновение» во Дворце культуры «Подмосковье», мы сначала открыли хореографическую школу дополнительного образования. Она была похожа на школу искусств, только узкопрофильного направления — классическая хореография. Прошло пять лет, и мы поняли, что хотим большего. Есть силы, педагогический состав, так почему бы не попробовать направить наше образование в более высокое русло. В Подмосковье на тот момент не было ни одного профессионального хореографического училища. Мы обратились в правительство Московской области, в Министерство культуры. Идею поддержали. Школа стала филиалом Московского областного колледжа искусств (сейчас он называется губернским), которым многие десятилетия руководит Заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук Равиль Алиевич Хусеинов. Он постоянно помогает училищу и поддерживает его. Вы так играючи рассказываете о невероятно огромной проделанной работе. Ведь профессионализм — это прежде всего педагогический состав. Легко ли было найти талантливых специалистов? Учитывая наше подмосковное расположение, где редко встретишь артистов, а тем более педагогов балета, мы обратились к творческим силам Москвы. В 2005 году, когда открылось училище, я стала звонить и приглашать своих одноклассников и друзей по театру. Сейчас наш педагогический состав по сути собран со всего бывшего Советского Союза — Украины, Узбекистана, Казахстана, России. Есть ли те секреты, которые объединяют различные методики в одну систему? Существуют же питерская школа, московская, пермская… В принципе балет достаточно консервативен — выворотные позиции, прямой корпус, вытянутые ноги… Инновации появляются крайне редко. В разных школах отличия небольшие. Суть классической школы балета остается неизменной. Мне кажется, что Красногорское хореографическое училище еще более консервативно. Мы пытаемся сохранить традиции школы Советского Союза, скажем так: устои, которые возникли в то время, не только методические, но и воспитательные, стараемся сохранить и удержать. Многие новшества не всегда идут на пользу. Конечно, тяжело, что наше местоположение находится вдали от эпицентра балетной жизни, но, с другой стороны, легче уберечь традиции. Отсутствие манеры исполнения, трюкачество, слишком свободная интерпретация танцевальных партий — все это может засорить классическое балетное искусство. Часто мы говорим детям: учите партии по видеозаписям Колпаковой, Максимовой и балерин той школы. Когда в балет приходят маленькие дети, они уже понимают его как театральное действо? Я думаю, что поначалу при хорошей координации они, как обезьянки, копируют порядок и манеру исполнения педагога. В будущем, если есть чувство вкуса и понимание танца, приходит индивидуальность. От педагога-хореографа многое зависит. Мы стараемся придерживаться единой концепции преподавания. Понимаете, есть варианты различных положений рук при одной и той же позе, например. Мы эти варианты обсуждаем, и я выбираю тот, который наиболее подходит нашей школе. Затем, конечно, требую его выполнения. Когда ученик переходит из младших классов в старшие, у него не должна резко меняться концепция обучения, чтобы не пришлось переучиваться. Внутри школы, по моему мнению, не должно быть разногласий. Какой же репертуар танцуют ваши ученики? Репертуар разнообразный. Все обучающиеся ежегодно выходят на сцену по нескольку раз. Сценическая практика очень обширная. Таким образом мы готовим учеников к театральной жизни. Выпускники Красногорского училища в театре чувствуют себя комфортно, абсолютно не боятся сцены, для них это привычная обстановка. Общаясь с балетмейстерами разных театров, я узнаю, что наши выпускники быстрее входят в репертуар. Они часто заняты в спектаклях театра «Русский балет» под руководством Заслуженного артиста РСФСР, Народного артиста РСФСР, Народного артиста СССР Вячеслава Михайловича Гордеева. Также мы участвовали в открытии Параолимпийских игр в Сочи, даже отмечены грамотой и памятной медалью Президента РФ В.В. Путина, в проекте Народной артистки России Светланы Захаровой «Светлана», в проекте Народной артистки России, Народной артистки Карелии Илзе Лиепа - спектакле по сказкам Г.Х. Андерсена «Здравствуй, Андерсен!». Расскажите, как влияют конкурсы на формирование успешного артиста балета? Мы посещаем конкурсы разного уровня. Стараемся вывезти как можно больше способных детей. Кто-то из них пока выступает на соревнованиях полупрофессионального уровня, а кто-то и на крупнейших международных. Конкурсы необходимы для практики — у детей формируются сила и выносливость, психологическая устойчивость, а в дальнейшем уверенность в себе. Одна из наших учениц принимает участие в XIII Международном конкурсе артистов балета и хореографов Ю. Григоровича. Для танцовщика такое событие сравнимо с Олимпиадой для спортсмена. В нем воспитывается сила воли. Мы были также в Нью-Йорке на конкурсе Youth America Grand Prix. Когда вокруг сильнейшие танцовщики, меняется мышление. Дети возвращаются в зал совершенно другими, начинают по-другому работать. Ученики становятся лауреатами и дипломантами известных конкурсов и таким образом поднимают престиж училища. Современный театр все больше требует универсального артиста. Какие направления помимо классического танца изучают студенты? Дети танцуют разноплановые стили — современный, народный, классику. Все эти направления изучаются по учебному плану. Конечно, студенты должны развиваться. У нас есть свой масштабный спектакль — балет П.И. Чайковского «Щелкунчик». Он идет каждый год с успехом уже 10 лет. Посмотреть его можно под Новый год в ДК «Подмосковье» в г. Красногорске. В нашей редакции он поставлен в один акт. Выбраны самые интересные и увлекательные сцены. Так как же попасть в училище юным дарованиям? В основном дети приходят из нашей подготовительной хореографической школы. Каждый год мы объявляем новый набор. И профессиональное, и общее образование интегрированы. К сожалению, у нас пока нет интерната, и большинство учеников живут в Красногорске и близлежащих районах. Некоторые специально переезжают в город из других регионов. Процентов 70 детей приходят из школы «Вдохновение», остальные 30 — из разных районов. Тем не менее, учатся даже иностранцы — из Америки, Греции и ближнего зарубежья. Какие способности нужны ребенку для поступления? Все традиционно — физические данные (выворотность, шаг, подъем и т.д.), внешний вид (балетная фактура), координация, музыкальность. К мальчикам требования особые, менее строгие, они ценный подарок. К сожалению, достигнув старших курсов, некоторые студенты покидают нас и переходят в другие, как им кажется, более престижные, хореографические учебные заведения — Московскую академию, Вагановскую академию. Зная, как трудно туда поступить, мы, конечно, рады за уровень исполнительского мастерства, который смогли дать им, но хочется взращивать свои таланты. Понимаете, когда в ученика вкладываешь, тянешь, учишь, а потом он уходит, становится обидно. Можно ли среднеспособный класс сделать талантливым? Я думаю, что мы открываем в детях все возможное. Другого выбора нет. Каждый ученик — это будущий артист балета, который пойдет работать в театр. Сто процентов наших выпускников трудоустроены в театры. В подростковый период дети часто теряют форму, полнеют, приходится их отчислять, некоторые уходят сами, если не могут с собой справиться. Вы понимаете, что полная балерина становится профессионально непригодной. Если выпускник по каким-то причинам не попадает в театр, то другой профессии у него нет… Каждый ученик получает среднее профессиональное образование, имеет диплом артиста балета и должен максимально владеть профессией и иметь возможность применить свои знания и способности на сцене. Дисциплина в училище строгая, по крайней мере, мы пытаемся ее держать в таких рамках, прививая детям хорошие манеры, вкладывая в их головы правильные мысли. Можете ли вы распознать в маленькой девочке с хорошими данными будущую звезду? Угадать звезду крайне сложно. По данным видно, способен ли ребенок к балету или же нет. Иногда бывает, что желание ребенка настолько сильное, а данные слабые, что приходится отказывать. Родители обращаются с огромными просьбами взять ребенка. Но, понимаете, везде есть свои стандарты — в спорте, в балете. Природу, к сожалению, не поменять в корне. Если у ребенка сформирован не балетный сустав, то мы можем неумышленно покалечить человека. Должен быть хотя бы средний показатель физических возможностей, чтобы силой воли и каждодневными сложнейшими упражнениями ребенок мог добиться необходимых результатов. Никаких противопоказаний. Иначе травма. Обладая очень посредственными данными, но невероятным желанием, ученик может достичь небывалых высот. Но необходимый набор все же крайне необходим. Это профессия. Этой профессии обучают в замкнутом пространстве, или ученики общаются с внешним миром? Для них, по вашему мнению, такое общение плюс или минус? Я думаю, что для профессии, скорее, минус. С миром улицы они успеют познакомиться всегда. Он от них никуда не денется. Понятно, что дети приходят в семью, к друзьям, по вечерам сидят с теми же гаджетами, гуляют, смотрят телевизор. Но им нужно что-то более ценное и цельное. Подросткам особенно, душа еще не окрепшая, понятия и увлечения не всегда четко сформированы. Они могут придавать важность и ценность не всегда правильным вещам. Сегодня в обществе потерян интерес к искусству балета. Приоритеты расставлены иначе. Раньше правительство интересовало, что же там в умах наших граждан. Если послушать речи известных артистов прошлого поколения, например Плисецкой, Васильева, Лавровского, Гордеева и других, создается ощущение, что вы беседуете с академиками. Настолько это обра- зованные и интеллектуально развитые люди. Общество интересовалось красивыми, умными мыслями, вещами, созданиями. Эстетика должна прививаться с детства системно, последовательно, добросовестно и качественно. Когда артист развивается параллельно со зрителем, они способны друг друга понять. В современном мире говорят, что театры должны зарабатывать, учебные заведения тоже. А как это сделать? Только привлечь зрителей. Многие же зрители идут на популярные, броские, не всегда высокого качества действия, где не нужно включать мозги. Все равно что классику читать по комиксам — не нужно утруждать себя. Театры вынуждены такие спектакли ставить, хотя на искусстве зарабатывать ни в коем случае нельзя. Это не должно быть целью. Искусство надо поддерживать.Оно прививает вкус и воспитывает в человеке светлые чувства. Балет как раз прививает вкус, усердие и способность к упорному труду, с детства закладывая эти качества. Как вы воспитываете их в детях? Дети приходят не трудиться. Они приходят танцевать. Как вкладываем? Кнутом и пряником — самый эффективный метод. Для блистательного выступления нужно стараться. Вот ученица трудится, работает… и в один прекрасный момент танцует на сцене. Это как желанный приз. Сцена настолько притягательна, что ради нее стоит работать. Постепенно в ребятах сформировывается понятие постоянного труда. Работа над собой становится смыслом и стилем их жизни. Что входит в образование артиста балета? Это основное общее образование. Заканчивая девятый класс, ученики получают аттестаты. И плюс все профессиональное образование, то есть предметы, относящиеся к хореографическому искусству, — классический танец, дуэтно-классический танец, народно-характерный, современный, историко-бытовой, гимнастика. Также общепрофессиональные дисциплины — история балета, история музыки, история театра, музыкальная грамота. В новом стандарте у нас введена дисциплина педагогики балета. В дипломе указано, что артист может быть преподавателем хореографических дисциплин. Балет — травматичный вид искусства, и многие артисты после окончания танцевальной карьеры поступают в вузы и становятся педагогами-хореографами, менеджерами по искусству, занимают руководящие посты. Объем образования очень большой и сложный. Дети трудятся с утра и до вечера. Поэтому комфорт- ные условия пребывания в училище имеют важное значение. Хочется иметь свою полноправную базу, хорошие балетные залы, места для отдыха, для переодеваний. Часть училища находится в другом здании — в общеобразовательной школе. Это представляет свои сложности. Нет нужных условий? Пока по условиям материально-технической базы, конечно, мы не можем составить достойную конкуренцию ведущим хореографическим училищам. У нас на данный момент нет своего помещения, и учебный состав работает в тяжелых некомфортных условиях. Училище находится в здании Дворца культуры «Подмо-сковье», здесь много кружков, много людей. Между ними в какие-то часы мы осуществляем свою образовательную деятельность. Я бы так сказала, ученики, педагоги и администрация совершают совместный подвиг год за годом. Несмотря на это, у нас невероятно дружный и профессиональный педагогический коллектив, любящий детей, организованный. Мы знаем не только всех учеников, но и их родителей. Вместе мы как семья. С учениками проходит воспитательная практика. Это не просто классные часы, а поездки в музеи, в театры, на выставки, экскурсии. У каждого класса есть свой воспитатель, не классный руководитель, а именно воспитатель. Он всегда с ребятами — на каждом мероприятии. Дети никогда не оста- ются без присмотра, их водят, возят, курируют, развивают. Ни в одном училище такого нет. Наши выпускники по возможности приходят на все концерты, на государственные экзамены, благодарят. Они танцуют практически во всех театрах Москвы и за границей. А мне как руководителю хочется делать все больше и больше для их благополучия.