Войти в почту

Университеты и РАН: фабрики или мастерские?

На какие три сегмента можно разделить университеты, как академическая наука интегрирована в учебный процесс ГАУГН и почему высшее образование все чаще начинает выполнять социальные функции, в своей колонке рассказывает кандидат исторических наук, доцент, ректор ГАУГН Денис Фомин-Нилов. На протяжении многих лет основным вектором для развития высшего образования было стремление к его массовому характеру. Считалось, что потребности современной экономики требуют огромного количества специалистов, способных решать сложные производственные, управленческие и прочие задачи. В некоторых странах даже строились стратегические планы на 100%-ый охват всего взрослого населения университетскими образовательными программами. Многие университеты и высшие учебные заведения практически превращались в огромные «фабрики», на которых по конвейерному принципу и по строгим шаблонам (инструкциям, стандартам и т.п.) осуществлялась подготовка кадров. Заказчиками для таких массовых образовательных программ выступали представители так называемого «реального сектора», для чьих нужд и предполагались выпускники таких образовательных «фабрик». Однако стремительное развитие технологий, автоматизация производства, повышение производительности, цифровизация многих процессов при одновременном росте численности взрослого населения привели систему высшего образования в такое состояние, когда никакие образовательные технологии и программы не успевают за реальными потребностями государства, бизнеса и общества. Если еще 30-40 лет назад выпускник высшего учебного заведения приходил на производство и в целом мог проработать на нем 30-40 лет, используя багаж полученных знаний, умений и навыков, то в наши дни ситуация радикально изменилась и продолжает меняться. Искусственный интеллект все больше и больше освобождает человечество от необходимости сложной и тяжелой работы, а продолжительность рабочего времени продолжает сокращаться. В результате система высшего образования, нередко неспособная подготовить к реальной жизни и работе, все больше начинает выполнять социальные функции, вовлекая молодежь в позитивную и конструктивную деятельность. Невостребованные на рынке труда молодые люди активно включаются в различные добровольческие движения, вовлекаются в различные проекты, позволяющие повысить свой «индекс счастья», самореализоваться и найти свое место в современном социуме. С развитием разнообразных интернет-образовательных платформ и сетевых курсов многие знания и секреты профессии усваиваются без необходимого посещения аудиторий и обязательного конспектирования лекций. Таким образом, высшее образование в развитых странах мира достаточно определенно и системно сегментируется. Первый сегмент — это образовательные «фабрики», которые обеспечивают подготовку по стандартизированным программам специалистов массовых и востребованных профессий (учителей, врачей, государственных служащих, юристов, экономистов, менеджеров, социальных работников и т.п.). Второй сегмент — это социально-образовательные и воспитательные «питомники», позволяющие во многом решить проблему переизбытка рабочих рук, снижая риски радикально-революционных выступлений молодежи. Многочисленные волонтерские проекты, мероприятия для обучающейся молодежи, поддержка разных студенческих инициатив в бизнесе, культуре, науке позволяют не только сформировать мировоззренческие ориентиры, не только интегрировать молодежь в современные государственные и общественные институты, но и преодолеть наиболее сложный этап в жизни человека. Третий сегмент — академические «мастерские», в которых изучаются фундаментальные научные основы, развивается научно-исследовательская культура и генерируются новые научные знания. С учетом того, что в целом наукой занимается ничтожно малое число людей (менее 0,5% от населения), но при этом именно они обеспечивают все современное состояние цивилизации, необходимо признать необходимость и целесообразность развития такого сегмента высшего образования. Третий сегмент в нашей стране представлен незначительным количеством университетов, работающих в теснейшей интеграции с академическими научными институтами РАН. Как и положено в хороших мастерских, подготовка, обучение и воспитание в них осуществляется в режиме hand made (ручная работа), когда признанные мастера (ученые) передают свой опыт молодому поколению непосредственно в своих научных лабораториях. Недавно Indicator.Ru опубликовал материал про опыт Физтеха и химического колледжа РАН, а также про действия Высшей школы экономики по входу в этот сегмент высшего образования. Однако ничего не было упомянуто про Новосибирский государственный университет, который с первых дней своего существования был локализован в самом центре Академического городка и естественным образом погружен в академическую среду, про биологов в Пущино, про алферовских физиков в Санкт-Петербурге, а также про гуманитарное академическое образование. А тем временем в феврале 2019 года ученые-гуманитарии подвели итоги 25-летнего уникального опыта интеграции академических институтов социо-гуманитарного профиля и высшего образования. Их научно-образовательная мастерская неоднократно успела поменять свое название: Республиканский центр гуманитарного образования (1994-1998), Государственный университет гуманитарных наук (1998-2008) и Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН) с 2008 года. ГАУГН — это университет, осуществляющий свою деятельность на базе московских социо-гуманитарных научно-исследовательских институтов РАН. Создание ГАУГН позволило объединить традиции российского образования и потенциал исследований Российской академии наук, укрепить их прочную и неразрывную связь. Сегодня ГАУГН обеспечивает полную интеграцию академической науки и университетского образования. С первых лет обучения студенты находятся в научных организациях РАН соответствующего профиля, получая доступ ко всем их возможностям (инфраструктура, мероприятия, библиотеки и базы данных, исследования и прочее). Более 95% преподавателей являются научными сотрудниками, а учебный процесс выстраивается таким образом, что студенты получают знания непосредственно от реальных ученых, исследующих ту или иную тематику. В организационном плане можно утверждать, что в развитие «базовых» кафедр сформированы «базовые» факультеты, а ГАУГН с профильными научными организациями РАН образуют единый научно-образовательный консорциум социо-гуманитарного знания. В образовательном процессе участвуют ведущие российские исследователи, благодаря чему обучение ведется с использованием новейших достижений отечественной и мировой науки. Это позволяет готовить молодых ученых, способных проводить фундаментальные и прикладные исследования в области социальных и гуманитарных наук, развивать гуманитарные технологии в науке и образовании. К юбилею был снят документальный фильм «ГАУГН. Mens agitat molem», в котором отцы-основатели (Лев Любимов, Александр Чубарьян), выдающиеся профессора (нынешний министр просвещения Ольга Васильева), известные выпускники (Нина Выскочил, Денис Секиринский, Елена Труфанова) делятся воспоминаниями и пониманием миссии своей научной социо-гуманитарной alma mater. В фильме раскрываются некоторые ноу-хау научно-образовательной модели ГАУГН. Небольшим тиражом была также издана книга, которая доступна читателям на нашем сайте. В этом году ГАУГН заканчивает пятитысячный выпускник. Менее тысячи из них сейчас продолжают заниматься научной деятельностью, однако многие уже добились выдающихся успехов в этой работе. Большая часть выпускников, получив фундаментальное научное воспитание, успешно применяет свои экспертно-аналитические способности в самых различных сферах (около 30% в области государственного и муниципального управления, около 20% в сфере медиа, многие занимаются собственным бизнесом, но многие посвятили себя и воспитанию своих детей). Таким образом, третий сегмент высшего образования достаточно успешно развивается в России и в сфере социо-гуманитарного знания. Автор — Денис Фомин-Нилов Мнение автора может не совпадать с мнением редакции Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще. Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.

Университеты и РАН: фабрики или мастерские?
© Индикатор